Социально-психологические условия профилактики. Социально-психологические способы профилактики конфликтов связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономер­ностей социального взаимодействия

Социально-психологические способы профилактики конфликтов связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономер­ностей социального взаимодействия. Социальное взаимодействие являет­ся непротиворечивым, когда оно уравновешено. Существует пять основ­ных равновесий, или балансов, нарушение которых приводит к конфликтам. Кон­фликтная ситуация включает ситуации скрытого противоборства ситуации открытого противоборства

Баланс ролей. Он касается психологического статуса партнеров по общению. Если партнер принимает отводимую ему роль, то конфликт не происходит. Так, Э. Берн, автор трансактного анализа, выделяет роли партнеров по общению в соответствии с эго-состояниями двух вступаю­щих в общение людей.

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования «Я» человека. Выделяются три основные эго-состояния: «Родитель», «Ре­бенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда нахо­дится в одном из них.

Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые инди-


видом, как в детстве, так и на протяжении взрослой жизни и диктующие ему линию поведения. Оно также содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления «Родителя»: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. д.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. д.).

Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные (эмоцио­нальное отношение) комплексы, связанные с ранними переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного». Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому дви­жению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ре­бенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».

Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функ­ционирует «здесь и теперь» и не зависит от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.

У каждого человека одно эго-состояние может переходить в другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как «Родитель», то как «Взрослый», то как «Ребенок». Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. На рисунке представлено сбалансирован­ное и несбалансированное общение.

Баланс взаимозависимости в решениях и действиях при взаимо­действии людей и социальных групп. Необходимо поддерживать ком­фортный баланс свободы и зависимости друг от друга (50x50). В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация

Баланс взаимных услуг. В ходе совместной деятельности люди оказывают друг другу бескорыстные взаимные услуги. Человек осознанно или неосознанно фиксирует оказываемые услуги. Если тот, кому услуги оказываются более или менее регулярно не отвечает тем же, возникает разбалансировка. Она может привести к нарушению гармонии во взаимо­отношениях, а при значительном дисбалансе - к конфликтам. Движущей силой, катализатором любой конфликтной ситуации являет­ся цель Процесс обострения противоречия и борьба его участников – это эскалацияконфликта.Личная и межличностная конфликтность, в отличие от деловой, как правило, носит устойчивый характер.

Баланс ущерба, связанный с чувством мести. Излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях характерна для личности конфликтной

Баланс самооценки и внешней оценки. Особенно интенсивно
процесс взаимооценивания идет в отношениях «начальник-подчиненный», поэтому именно в этих отношениях максимально количество конфликтов по этой причине. И здесь же необходимо учитывать закономерности кау­зальной атрибуции, когда успех люди чаще приписывают себе, а неуда­чу - обстоятельствам.

Поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей относится к социально-психологическимусловиям предупреждения конфликтов.Наиболее перспективно предупреждение развития конфликтной ситуа­ции на стадии зарождения

Инцидент, как правило, провоцирует участников конфликта на столкновение.В системе неблагоприятных взаимоотношений членов группы, порож­даемых подозрительностью, недоверием друг к другу, отчужденностью, возникает тревожность ситуационная

Вопросы для повторения к разделу 12:

1. Каковы особенности прогнозирования конфликтов?

2. Назовите объективные условия предупреждения конфликтов.

3. Что относится к организационно - управленческим условиям предупреж­дения конфликтов?

4. Что понимается под балансом ролей?

5. Назовите социально-психологические условия профилактики конфлик­тов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: