Топливная система
Масляная система
Масляная система предназначена для постоянной подачи масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения и износа, а также для отвода тепла и удаления твердых включений. Наличие стружки в масле свидетельствует о неисправности двигателя и сигнал об этом поступает на табло кабины экипажа. Экипаж при загорании табло обязан выключить двигатель.
Контроль за работой маслосистемы осуществляется специальными приборами, показывающими давление и температуру масла в системе. Приборы устанавливают в кабине экипажа.
Топливная система предназначена для размещения необходимого для выполнения полета топлива.
Обычно топливо размещается в кессонной части крыла – кессонбаках, стенками которых являются передний и задний лонжероны крыла, верхняя и нижняя обшивка крыла. Топливная система состоит из нескольких баков и расходного бака, из которого топливо посредством насосов подается к двигателям под высоким давлением через форсунки в камеру сгорания.
|
|
Выработка топлива из баков происходит через расходный бак и осуществляется автоматически по определенной программе с целью обеспечения необходимого положения центра масс самолета. В случае отказа автоматически предусмотрен переход на ручное управление выработкой топлива.
Для выполнения экипажем полетного задания на самолете устанавливают пилотажно-навигационные приборы и системы, приборы контроля работы двигателей, электрооборудование и радиоэлектронное оборудование.
В группу пилотажно-навигационных приборов, контролирующих параметры движения ВС, входят:
- измерители скорости, контролирующие скорость ВС относительно воздуха, принцип действия которых основан на измерении скоростного напора воздуха и статического давления;
- барометрические высотомеры, определяющие положение самолета по высоте относительно уровня моря или относительно уровня аэродрома взлета и посадки и работающие на принципе расширения герметических анероидных коробок с подъемом на высоту;
- радиовысотомеры, определяющие положение самолета по высоте относительно рельефа местности, использующие принцип определения времени прохождения радиоволн до Земли и обратно;
- вариометры, измеряющие вертикальную скорость самолета и позволяющие пилоту строго выдерживать заданную высоту полета;
- авиагоризонты, которые служат для определения положения ВС относительно плоскости горизонта, углов крена и принцип работы которых основан на использовании свойства гироскопа с тремя степенями свободы сохранять неизменным положение оси ротора в пространстве;
|
|
- указатели курса, предназначенные для определения направления полета ВС (магнитные компасы, гирополукомпасы).
Пилотажно-навигационные системы определяют текущие географические координаты местоположения ВС и позволяют автоматизировать полет по всей траектории. Автоматическое управление предусматривает полет на всех режимах участия пилота.
Роль пилота при этом заключается в контроле действия системы. Примером такого управления служит пилотирование самолета с использованием автопилота.
Автопилот состоит из датчиков, чувствительными элементами которых являются гироскопические приборы рулевых машинок, включенных в контур управления самолетом, и которые управляют рулями и элеронами, промежуточных механизмов (усилителей), усиливающих сигналы отклонения самолета от заданного положения.
Управление и настройка автопилота выполняется пилотом. Но в настоящее время эту функцию начинают брать на себя бортовые вычислительные машины, которые обеспечивают обработку и запоминание координат пунктов посадки, параметров схем подхода и захода на посадку, управление самолетом по заданному алгоритму и другие функции.
При полете самолет может попасть в особые ситуации, такие как выход самолета на критические углы атаки, достижение минимальной или максимальной скорости, предельной высоты полета и т.д. Для предотвращения выхода параметров полета на предельные значения на самолете устанавливают автоматы безопасности полета, которые либо предупреждают пилота об этих событиях, либо предотвращают их.