Закон отрицания отрицания

Основное содержание: закон раскрывает общую направленность (тенденцию) саморазвития, которая в условном схематическом изображении может быть представлена в виде «спирали».

Основные категории:

Отрицание – разрушение, уничтожение предмета. В диалектической и в метафизической концепциях развития это понятие имеет разные, во-многом противоположные, смыслы. Так, если метафизика признает в качестве источника развития, а значит и отрицания, гибели предмета лишь внешние для него силы,то в диалектике признается как внешние, так и внутренние источники развития. Причем именно последние, представляя собой, как мы видели ранее, имманентно присущие предмету противоречия, являются, в конечном счете, определяющими, в результате чего диалектически понимаемое отрицание – это прежде всего самоотрицание.

Если для метафизика отрицание есть полное уничтожение предмета,

Показатели различий: Источник отрицания Характер отрицания Результат отрицания Метафизическая концепция Диалектическая концепция
Единственный источник – внешние силы, воздействующие на предмет Основной источник – внутренние противоречия (самоотрицание)
Полное уничтожение предмета, прекращение дальнейшего прогрессивного развития Отрицание как триединый процесс, вклю- чающий: 1) «диструкцию» – отмирание старого; 2) «репродукцию» – сохранение в новом всего неизжившего себя прогрессив- из ного из старого; 3) «конструкцию» – созидание на этой основе собственно нового.
Происходит разрыв в развитии, новый предмет начинает свое развитие как бы «с нуля». Новое возникает из старого, являясь во мно- гом его «наследником», что обеспечивает преемственность в развитии.

Отрицание отрицания – «второе» отрицание, т.е. отрицание предмета, возникшего в результате «первого» отрицания. Поскольку отрицание, согласно диалектической концепции приводит, в конечном счете, к тому, что новое, возникшее в результате разрешения противоречия, представляет собой (в определенном отношении) противоположность старому (см. схему развития противоречия), отрицание отрицания означает в определенной мере возвращение к прежнему (прежде всего по форме), хотя и на новом качественном уровне. В результате этого общая условная линия развития выражает собой связь поступательности и преемственности, приобретая вид «спирали». При этом следует иметь в виду, что каждое отрицание может включать в себя ряд внутренних отрицаний, прежде чем приведет к переходу в противоположность.

ТЕМА 13: ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

1. Понятие сознания в философии.

Категория «сознание» позволяет раскрьпъ удивительную способность человека: воспроизводить в идеальных формах – чувственных образах и, что особенно важно, в понятиях – объекты окружающего мира и их свойства в их взаимосвязи. Появление сознания является следствием развития материи, ее свойством на высочайшем уровне ее ­организации. Для понимания этого в философии была выработана категория «отраже­ние».

Отражениеэто всеобщее, неотъемлемое, объективное свойство материи, выражающееся в способности материальных предметов определенным образом реагировать на воздействие других, взаимодействующих с ним материальных предметов. Эволюция форм отражения:

- в неорганическом мире оно осуществляется в форме механических, физических и химиче­ских изменениях;

- в органическом мире оно проявляет себя в формах раздражимости, ощущения, восприятия и психики животных:

- в обществе отражение приобретает форму сознания, свойственного только человеку.

Определяя сущность сознания, его теснейшую связь с материей, К.Маркс писал, что «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней», т.е. представленное в форме абстракций, чувственных образов и т.д.

В структуре сознания выделяют: чувственный уровень (ощущения, восприятия, представления) мыслительно-познавательные акты, эмоции, морально-нрав­ственные состояния, волю, как способность к выбору цели деятельности, память и другие составляющие.

Сознание при этом не является простым созерцанием субъектом (человеком) объекта (вещей и процессов окружающей его действительности), а выступает активным, деятельност­ным отношением человека к миру. В нем происходит генерирование новых идей, включается про­дуктивное воображение, осуществляется управление практической деятельностью. Уход в созерца­тельность лишает человеческое сознание активного отношения к действительности, хотя и дает воз­можность проникать в особые пласты информации (медитация, озарение).

В своем отношении к объектам человек проявляет интерес, понимание, знание, вследствие чего его отношение к миру предстает как осмысленное, прочувствованное знание. Любой чувствен­ный образ предмета, любое представление и ощущение постольку являются частью сознания, по­скольку они обладают значением, ценностью и смыслом.

Сознание – это не простой «снимок» окружающей человека действительности, а прежде всего – активное осознание человеком своего «Я», иначе говоря, своего отношения к природе, обществу, другим лю­дям и самому себе. Ему присущи такие стороны, как самосознание, самоконтроль, рефлексия. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды.Самосознание выражается в способности человека оценить себя, своивозможности, мысли, чувства, поступки и взять их под свой контроль, В самосознании человек создает для себя свой собственный образ, который не всегда адекватен реальному человеку. В своей самооценке нельзя игнорировать свои взаимоотношения с другими людьми и поэтому самосознание должно быть отношениемк себе, но «с точки зрения другого».

Самооценка и самоконтроль предполагают, что человек может сопоставить, сравнить себя с неким идеалом. Так как сопоставление неизбежно порождает в нем чувство удовлетворения или, наоборот, неудовлетворения собой, перед человеком может возникнуть задача духовной работы самосовершенствования. Деятельность человека по осознанию себя, а также одновременно работа по переделке своего внутреннего мира, выход за границы того уровня развития себя как личности, который был достигнут, называется рефлексией. Это размышления о себе самом, полные сомнений, противоречий, в результате которых происходит изменение и развитие личностного сознания. Рефлексия как работа сознания над самим собой всегда мучительна, ибо личность как бы судит себя, выносит сама себе приговор и выбирает свой жизненный путь.

2. Сознание и бессознательное в жизнедеятельности человека

Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Если в сознании четко различается внешний мир и отражение е го в образе, то в бессознательном отражаемая реальность и ее переживание человеком сливаются. Современная наука выделяет следующие уровни бессознательного:

- поведение и привычки, типичные для той социальной группы, к которой принадлежит человек;

- некоторые мотивы деятельности;

- неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения;

- неосознаваемое восприятие.

Интересную концепцию роли бессознательного в психике и поведении человека представил З. Фрейд. Он выделил три основных пласта структуры личности и психики человека: первый, самый мощный («оно») находится за пределами сознания, сохраняя прошлый опыт, биологические влечения и страсти, неосознанные эмоции. Это и есть бессознательное. Здесь доминирует Эрос (стремление к сексу, половой инстинкт) являющее собой созидающее начало, и Танатос (неосознанное влечение к смерти, запредельному) – разрушающее начало. На это основание психики надстраивается слой «эго» (Я), включающий сознательную природу конкретного человека. Третий пласт – «суперэго» (сверх- Я) – это выработанные человечеством идеалы, социальные нормы, правила и запреты. В ответ на греховные неосознанные побуждения «оно» терзает Я упреками, чувством вины. Как видно, идеи З.Фрейда не лишены смысла, они верно затрагивают малоисследованные слои человеческой психики, мотивации поведения, однако сама мысль о первичности и управляющей роли бессознательного в человеческом поведении является малообоснованной.

Вместе с тем, кроме индивидуального бессознательного в психике человека возможно выделять и коллективное бессознательное. Так, один из ближайших сотрудников З.Фрейда К.Юнг исследовал самопроизвольное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов как отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первичные образы (так называемые архетипы), например матери-земли, демона, ангела и т.п., обычно лежащие в основе мифов.

Сознание и подсознание, бессознательные реакции человека таят в себе много загадок. В современном мире много пишется о проблемах психотропного воздействия, кодирования и зомбирования людей, когда внешне вполне нормальный человек, прошедший предварительно специальную обработку, становится, при конкретной команде, убийцей и т.п. Поэтому в ряде стран, например в США, уже существуют специальные законы, направленные против воздействия на подсознание людей.

3. Общественно-историческая сущность сознания.

Общество – главное условие возникновения сознания, т.е. для того, чтобы возникло и развивалось сознание, человек должен жить в обществе, общаться с людьми, пользоваться речью и предметами, созданными людьми и для людей, другими словами – овладеть миром культуры. В противном случае его сознание остается только потенциальной возможностью.

Сознание возникает в процессе антропосоциогенеза[23] благодаря переходу наших животных предков от приспособительного к преобразовательному характеру жизнедеятельности (труду), что с необходимостью привело к изменению их анатомических и физиологических характеристик и появлению речи как качественно нового средства общения, обладающего ранее не существовавшими возможностями передачи все более усложняющейся информации.

Хотя, конечно, формирование сознания у человека предполагает наличие определенных биологических, в том числе и физиологических предпосылок, материальных по своей природе. Но все же сознание, как функция мозга, не сводится к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека. Сознание идеально, ибо его содержание не заключает в себе физических, химических или иных материальных свойств. Оно есть продукт не только и не столько природной, но прежде всего социальной организации:

Функционирование сознание неразрывно связано с языком, человеческой печью. Благодаря языку мое сознание становится действительным, существующим для других людей.

Язык – это система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Язык – явление социальное, он возник в процессе формирования общества и человека, стал главным моментом егожизнедеятельности, выполняя множество функций: номинативную, познавательную, информативную, коммуникативную и т.д. Каждая культура «нарабатывает» устойчивую повторяющуюся систему знаков для передачи содержания сознания.

4. Общественное сознание, его сущность и структура.

Общественное сознание – это осознание уже не только индивидом, но и обществом, различными социальными группами своих форм жизнедеятельности, своего общественного бытия, т.е. объективной реальности, включающей отношения людей к природе и друг другу.

Такое осознание может протекать в явной и неявной формах. Явная форма осознания предполагает, что индивиды специально заняты изучением общественного бытия, используют особые средства и методы познания. Эта форма осознания бытия характеризует теоретический уровень сознания. На этом уровне общественное бытие отражается в научных понятиях, его нельзя сформировать в повседневной жизни и оно требует специального обучения и подготовки.

Неявное осознание общественного бытия происходит стихийно в ходе реальной жизнедеятельности людей. Оно осуществляется на уровне обыденного сознания в формах непосредственно опытного знания и общественной психологии. В реальной жизни теоретический и обыденный уровни тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Специфика обыденного сознания состоит в том, что индивиды «повторяют» в сознании содержание общественного бытия, не занимаясь при этом специальной познавательной деятельностью. Это «повторение» происходит в процессе повседневной практики людей, стихийно. Оно пронизывает практическую деятельность людей, делает ее понятной и само собой разумеющейся. Обыденное сознание не ищет истины, оно выражает интерес, чаще материальный, той или иной группы людей, класса, нации и т.д. Люди знают содержание интересов, навыков общения и норм поведения, характерных для той социальной группы, в которую они входят.

Общественная психология – это эмоционально-переживаемое отношение людей к общественному бытию, его оценка, выраженная в соответствующих чувствах и настроениях. В сферу общественной психологии входят общественное настроение и психологический уклад.

Идеология – это систематизированное, теоретически обоснованное выражение коренных интересов различных социальных групп. Она выводит сознание классов на теоретический уровень, т.е. позволяет им осознать свое место в обществе, свои цели и задачи, программу деятельности в реализации своих интересов. Все идеологии несут в себе элементы иллюзорности, ибо объявляют интересы своего классам всеобщими.

Кроме двух указанных выше уровней в структуре общественного сознания выделяют также его формы. Формы общественного сознания – это различные способы духовного освоения действительности. К ним относятся: политическое сознание, правосознание, мораль, религия, искусство, наука, философия. Они различаются: 1) по предмету отражения, 2) по его формам, 3) по происхождению, 4) по выполняемым общественным функциям. При этом следует иметь в виду, что здесь действует групповой критерий разграничения.

Надо также понимать, что в реальной жизни общества как уровни, так и формы общественного сознания взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют, взаимно обусловливая друг друга.

ТЕМА 13: ПОЗНАНИЕ

1. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм и агностицизм.

Познание – это форма духовного производства, обусловленная общественно-исторической практикой, результатом которого выступает знание в многообразных своих формах. Суть познания –адекватное отражение действительности. Причем это не механическое, зеркальное отражение, не пассивное созерцание мира, а сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальности, который осуществляется в ходе изменения людьми этой действительности, т.е. общественной практики. Процесс познания определен социокультурными факторами, осуществляется не изолированным от общества субъектом, этаким «гносеологическим Робинзоном», а человеком, как социальным существом.

Природа познания исследуется в рамках особого раздела философии – теории познания (гносеологии), в котором изучаются проблемы природы познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, взаимосвязи субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия и критерии достоверности знания, уровни и формы познания. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология.

На вопрос о том, познаваем ли мир или нет, возможно ли получение достоверного (объективного) знания о нем, большинство философов и ученых дают утвердительный оптимистический ответ. Суть такого гносеологического оптимизма выражена в принципе: «В мире есть и всегда будет много непознанного, но нет ничего принципиально непознаваемого». Вместе с тем существует философское учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность объективного познания мира – агностицизм, Он вырастает из абсолютизации другой, исключительно важной для познания позиции – скептицизма [24]. О значимости гносеологического сомнения, как важнейшего средства преодоления догматизма, много писали Н. Кузанский, М. Монтень, Р. Декарт и многие другие. Жизненность же агностицизма обусловлена тем, что он уловил реальные трудности познания, хотя и не смог найти пути их преодоления. Представителями агностицизма были Д. Юм, И. Кант и целый ряд других мыслителей, как правило, стоявших на позициях субъективного идеализма или же крайнего сенсуализма.

2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании.

Познание существует как момент практического отношения человека к миру. Объектом познания являются предметы природной или социальной реальности или их отдельные стороны и характеристики, но не все, а прежде всего те из них, которые включаются в сферу деятельности человека. Человек становится субъектом познания, поскольку он овладевает формами и способами практической и мыслительной деятельности, социального общения, системой ценностей. Субъект познания в самом общем виде – это человечество как целостность, включающее в качестве своих элементов как социальные общности, так и отдельные личности. Каждый этнос, производя нормы, идеи, и ценности, фиксированные в его материальной и духовной культуре одновременно выступает и как субъект познавательной деятельности.

Познавательные отношения субъ екта и объекта представляют социально обусловленный процесс. Активной стороной данных отношений является субъект познания. Но его деятельность зависит все же от объекта. Ведь последний устанавливает границы и пределы свободной исследовательской деятельности субъекта, с которыми эта деятельность должна быть согласована. Вместе с тем познание всегда стремится выйти за рамки данных границ, оно побуждает практику воздействовать на объект и изменять его. Так субъект познания ставит цели, в ходе которых изменяется как объект, так и сам субъект.

Важнейшую роль в познании играет общественно-историческая практика. Практикаэто активная, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование внешнего мира. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества на всем протяжении его исторического развития. Важнейшие формы практики: 1) материальное производство – преобразование природы, создание новых условий жизни и деятельности; 2) социальное действие, направленное на преобразование общественного бытия; 3) научный эксперимент – активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему более глубоко, чем при простом наблюдении, исследовать предметы и их свойства.

Основные функции практики в процессе познания состоят в том, что она: 1) является источником и основой познания; 2) выступает его движущей силой; 3) является конечной целью познания; 4) представляет собой решающий, хотя и не абсолютный критерий (показатель) истины.

3. Взаимосвязь чувственной и рациональной сторон познания.

Знание есть единство чувственного и рационального. По вопросу о соотношении этих сторон познавательного процесса в философии Нового времени выделились две противоположные позиции – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (Д.Локк, французские материалисты- просветители) признавали формы живого созерцания единственным источникоми средством постижения истины. Рационалисты стремились доказать, что необходимые и всеобщие истины могут быть почерпнуты только из самого человеческого ума.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, которые являются единственными «воротами», через которые в сознание человека проникают сведения об окружающем мире. Живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: 1) ощущения представляют собой отражение в сознании отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств; 2) восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данного в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений; 3) представление – это обобщенный конкретный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Пределы чувственного познания постоянно углубляются благодаря применению технических средств. Следует особо отметить, что нет «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления. Переход от чувственного познания к логическому означает диалектический скачок в познании. Диалектика этого скачка характеризуется следующими переходами:

- от знания об единичных предметах или их свойствах к знанию об общем, т.е. об их классах;

- от констатации фактов к обнаружению закономерностей, управляющих этими фактами;

- от описания явления к познанию его противоречивой сущности;

- от непосредственного к опосредованному знанию.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление –осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного, опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества, идеальная форма предметной деятельности и общения.

Выделяют уровни мышления: рассудок и разум. Рассудок – это обыденное повседневное мышление или здравый смысл. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. Разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Его задача – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектическая логика – учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Формы мышления (логические формы) – понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания: гипотеза, теория и др.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие, существенные и необходимые свойства, связи, признаки предметов и процессов, которые закрепляются в их дефинициях (определениях). Наиболее общие понятия – философские категории. Понятия в языковой форме выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний, обозначающих классы объектов.

Суждение – форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета, его связи с другими предметами. В языке обычно оно выражается повествовательным предложением и может быть истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое. Условием истинного выводного знания являются не только истинность исходного знания (посылок), но и соблюдение правил вывода.

В процессе познания человек идет от явлений к их сущности, от единичного к общему, от чувственно-воспринимаемого к рационально-познаваемому, от конкретного к абстрактному. Характеризуя уровни познания, важно показать не только их качественное своеобразие, но и единство. Можно выделить несколько моментов этого единства:

- их определяемость со стороны практики:

- их взаимодополняемость, неизбежность перехода от чувственного к рациональному и обратно, как ответ на требование практики;

- постоянное воспроизводство противоречия между чувственным и рациональным знанием, необходимость постоянного разрешения этого противоречия как внутренний фактор, обеспечивающий переход познания с одного уровня на другой, более высокий.

Большое значение в процессе познания имеют также внерациональные формы познания, такие, как интуиция, воображение, фантазия, эмоции, воля и т.п.

Процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Формами познавательной деятельности выступают:

- обыденно-практическое познание на базе опыта повседневной жизни, практики людей;

- научное познание, основанное на строгой рациональности;

- игровое познание, как важный фактор познания не только детей, но и взрослых; в настоящее время понятие игры широко применяется в математике, экономике, кибернетике, экономике и других науках;

- художественно-образная форма познания;

- религиозное познание, для которого характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхестетвенное;

- философское познание;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: