Центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наши знаний к объективному миру, который рассматривается в теории истины. Современная трактовка истины сводится к следующему определению: истина – это соответствие, адекватность содержания наших знаний содержанию объекта познания. Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. По своему источнику и содержаниюистина объективна, т.к. отражает содержание объекта, по форме же своего выражения она субъективна, поскольку всегда существует, как результат познавательной деятельности субъекта, в его сознании.
Истина – всегда конкретна, т.е. зависит от конкретных условий (места, времени и др.), в которых существует и изучается объект.
Истина также характеризуется как относительная и абсолютная. Абсолютнойистиной называется знание, полностью соответствующее своему объекту, которое не может быть опровергнуто дальнейшим ходом познавательной деятельности.Под относительный истиной понимается неполное, исторически обусловленное знание о том же объекте. Их взаимосвязь диалектична и отражает диалектический характер достижения истины. Абсолютная истина складывается в процессе смены относительных истин, которые в непрерывном процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине, как к своему пределу. Вместе с тем, в каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной, поскольку без таких «зерен» знание вообще перестает быть истинным
В теории истины особенно большое значение имеет вопрос о критериях истины, т.е. показателях,которые позволяют отделить истину от заблуждения, определить достоверность наших знаний. В качестве таковых в истории философии предлагалось разное: и соответствие знаний чувственному опыту, и его ясность и отчетливость, и возможность его сведения к предельно простым и очевидным положениям, и его логическая стройность и непротиворечивость, и его полезность и др.
Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что критерий истинности знания ищется в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Таким критерием должна быть не сама познавательная деятельность, а деятельность практическая.
Практика – определяющий, в конечном счете, критерий истины. Можно сколько угодно долго спорить об истинности той или иной идеи, научной теории, но решить этот спор в состоянии только практика — производство, политическая жизнь, научный эксперимент. Однако и практика не может вынести знанию окончательный приговор о его истинности, поскольку она исторически развивается, создавая все большие возможности как для самого познания, так и для оценки истинности его результатов.
ТЕМА 14: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ