Здравоохранение и деятельность государства в социальной сфере.
Образование.
Прочие виды деятельности в сфере общественного, коллективного и личного обслуживания. Ассенизация и вывоз мусора; обслуживание городских свалок и прочие подобные услуги. Различные другие (отдельно не упомянутые) подобные услуги. Обслуживание отдыха, отрасли культуры и спорта. Прочие виды обслуживания.
Ведение домашнего хозяйства наемным персоналом.
Фондовые и товарные биржи, инвестиционные компании, банки играют определяющую роль в современной экономике.
Их можно отнести к ядру четвертичного сектора. По типу деятельности и по значению к ним примыкают страховые компании, управленческие офисы крупнейших фирм и предприятий по обслуживанию бизнеса.
Не отрицая тенденции развития непроизводственной сферы, хотелось бы отметить, что предприятия третичного и четвертичного секторов, как правило, сконцентрированы в крупных городах-мегаполисах и менее всего в средних и малых городах. Указанные предприятия и организации обеспечивал» развитие экономики, но сама экономика не может быть сведена только к этим предприятиям. Надо про изводить машины, добывать уголь, варить сталь. Именно отрасли, производящие материальные продукты, обеспечивают реальную основу современной цивилизации. Услуги лишь дополняют то, что связано с материальным производством.
|
|
В экономике города часто используется понятие система городов как каркас территории. Этот термин впервые упомянут французским ученым Т. Жоржем в 50-е годы ХХ века.
В основе этой концепции лежат два главных тезиса: 1. Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами (эти связи могут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурентного типа). 2. В совокупности города и их взаимосвязи определяют характер экономического пространства страны (ее региона и т. п.). Таким образом, понятие каркаса,. акцентируя внимание на городах, как на полюсах экономической активности, позволяет рассмотреть экономическое пространство как структурно организационное.
Города характеризуются высокой интенсивностью экономической жизни и, соответственно, высокой плотностью освоения территории. Территория полей предстает как экономически малоинтенсивное, мало освоенное пространство. Именно поэтому города и связывающие их дороги (а в дальнейшем линии телеграфа и телефона, авиалинии и т. д.) уподобляют каркасу. Если кратко вычленить то общее, что вкладывается в понятие каркаса городов различными исследователями, то можно получить некоторое формальное элементарное определение, которое наполняется конкретным содержанием в рамках реальных исследований. Некоторые предлагают называть каркасом просто набор городов некоторой территориальной зоны, рассматриваемой вместе с системой отношений между самими городами, между городами и окружающими их сельскими зонами влияния, а также с внешними и связями этих городов (с прочими городами, лежащими вне исходной зоны). Каркас городов структурирует территорию и является, экономически, ее важнейшей частью.
|
|
Изучение реальной морфологии сетей городов свидетельствует об усилении роли сетевой формы связи горизонтального типа, которая сочетается, тем не менее, с иерархическими отношениями. Такая более сложная конструкция рассматривается как наиболее перспективная пространственная форма каркасов городов. В основе этой конструкции - узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товapoв, людей и информации. Экономическое значение города можно описывать различными показателями с учетом изучаемой ситуации. Для описания «экономической мaccы» города-поставщика можно взять показатель численности активного населения или объема продукции, производимой в городе. Для описания «экономической массы» го': рода-рынка удобно взять, например, показатель совокупного дохода населения этого города, что более точно характеризует его торговую привлекательность, чем простой показатель численности населения. По-видимому, еще более точным будет использование показателя суммы денежных средств на счетах жителей города. Соглашаясь с этими показателями, следовало бы отметить, что они не единственные. Здесь надо говорить и о других показателях. К ним относятся показатели, характеризующие состояние основных производственных фондов, их фондоотдачу.
Не менее важными являются показатели, характеР,изующие структуру промышленного строительства, номенклатуру про изводимой продукции, объемы экспортируемой продукции. Всевышесказанное заставляет заняться разработкой специальногораздела в статистике, а именно социально-экономической статистики города.