Экстерриториальные организации

Здравоохранение и деятельность государства в социальной сфере.

Образование.

Прочие виды деятельности в сфере общественного, коллектив­ного и личного обслуживания. Ассенизация и вывоз мусора; обслу­живание городских свалок и прочие подобные услуги. Различные другие (отдельно не упомянутые) подобные услуги. Обслужива­ние отдыха, отрасли культуры и спорта. Прочие виды обслужи­вания.

Ведение домашнего хозяйства наемным персоналом.

Фондовые и товарные биржи, инвестиционные компании, банки играют определяющую роль в современной экономике.

Их можно отнести к ядру четвертичного сектора. По типу дея­тельности и по значению к ним примыкают страховые компа­нии, управленческие офисы крупнейших фирм и предприятий по обслуживанию бизнеса.

Не отрицая тенденции развития непроизводственной сферы, хотелось бы отметить, что предприятия третичного и четвертич­ного секторов, как правило, сконцентрированы в крупных го­родах-мегаполисах и менее всего в средних и малых городах. Указанные предприятия и организации обеспечивал» развитие экономики, но сама экономика не может быть сведена только к этим предприятиям. Надо про изводить машины, добывать уголь, варить сталь. Именно отрасли, производящие материальные про­дукты, обеспечивают реальную основу современной цивилиза­ции. Услуги лишь дополняют то, что связано с материальным производством.

В экономике города часто используется понятие система го­родов как каркас территории. Этот термин впервые упомянут французским ученым Т. Жоржем в 50-е годы ХХ века.

В основе этой концепции лежат два главных тезиса: 1. Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами (эти связи мо­гут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурент­ного типа). 2. В совокупности города и их взаимосвязи опреде­ляют характер экономического пространства страны (ее региона и т. п.). Таким образом, понятие каркаса,. акцентируя внимание на городах, как на полюсах экономической активности, позво­ляет рассмотреть экономическое пространство как структурно организационное.

Города характеризуются высокой интенсивностью экономи­ческой жизни и, соответственно, высокой плотностью освоения территории. Территория полей предстает как экономически малоинтенсивное, мало освоенное пространство. Именно поэтому го­рода и связывающие их дороги (а в дальнейшем линии телеграфа и телефона, авиалинии и т. д.) уподобляют каркасу. Если кратко вычленить то общее, что вкладывается в понятие каркаса горо­дов различными исследователями, то можно получить некото­рое формальное элементарное определение, которое наполня­ется конкретным содержанием в рамках реальных исследований. Некоторые предлагают называть каркасом просто набор городов некоторой территориальной зоны, рассматриваемой вместе с сис­темой отношений между самими городами, между городами и окружающими их сельскими зонами влияния, а также с внеш­ними и связями этих городов (с прочими городами, лежащими вне исходной зоны). Каркас городов структурирует территорию и является, экономически, ее важнейшей частью.

Изучение реальной морфологии сетей городов свидетель­ствует об усилении роли сетевой формы связи горизонтального типа, которая сочетается, тем не менее, с иерархическими отно­шениями. Такая более сложная конструкция рассматривается как наиболее перспективная пространственная форма каркасов го­родов. В основе этой конструкции - узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товapoв, людей и информации. Экономическое значение города можно описывать различными показателями с учетом изучаемой ситуации. Для описания «эко­номической мaccы» города-поставщика можно взять показатель численности активного населения или объема продукции, про­изводимой в городе. Для описания «экономической массы» го': рода-рынка удобно взять, например, показатель совокупного до­хода населения этого города, что более точно характеризует его торговую привлекательность, чем простой показатель численно­сти населения. По-видимому, еще более точным будет исполь­зование показателя суммы денежных средств на счетах жителей города. Соглашаясь с этими показателями, следовало бы отме­тить, что они не единственные. Здесь надо говорить и о других показателях. К ним относятся показатели, характеризующие со­стояние основных производственных фондов, их фондоотдачу.

Не менее важными являются показатели, характеР,изующие структуру промышленного строительства, номенклатуру про из­водимой продукции, объемы экспортируемой продукции. Всевышесказанное заставляет заняться разработкой специальногораздела в статистике, а именно социально-экономической ста­тистики города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: