Праздник Опресноков

Разделять эти праздники врядли можно. Собственно Пасха это первый день праздника Опресноков. К празднику Пасхи нужно убрать все квасное. Квасное – это символ греха, зло (закваска фарисейская). Другая сторона прямо отображена в тексте Св. Писания.

Исх 12:34. И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их.

Бегство из Египта было так быстро, что тесто не успело вскиснуть – это второе значение праздника.

Ст.15-20: Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано выше и Сам Господь определяет в словах ст. 17: «В сей бо день изведу силу вашу от земли Египетския». Опресноки, таким образом, должны были напоминать последующим поколениям о выходе евреев из Египта, а в более частном смысле – о той поспешности, с которою они оставили страну порабощения (ст. 39; Втор 16:3). Кроме того, праздник опресноков имел значение нравственно-религиозное. Квасное, как заключающее в себе начала разложения, было символом нравственной порчи; опресноки, наоборот, являются символом нравственной чистоты. Отсюда правило закона, запрещавшее вкушать в продолжение семи дней праздника все квасные и предписывавшее употреблять только опресноки, предуказывало евреям ту нравственную чистоту, которая требовалась от них, как народа избранного, предостерегала их от той закваски язычества (в частности, египетского), которая могла извратить и повредить чистые религиозные истины, врученные Богом для хранения Израилю. Подобным образом и Христос Спаситель наставляя Своих учеников беречься «от кваса фарисейска и саддукейска», т.е. от учения фарисеев и саддукеев (Мф 16:6; 12). Наконец, в таинственно – прообразовательном отношении праздник опресноков предуказывал новозаветную Пасху – Христа, через которого христиане, очищенные от ветхой закваски, будут праздновать новую пасху «не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5:7-8).

Ст. 21-27: Моисей передал старейшинам народа божественное повеление относительно совершения Пасхи, отложив возвещение воли Божией о празднике опресноков до ближайшего будущего (см. 13:3-10).

Глава 13. Закон о посвящении Богу первенцев (Исх 13:1-2,11-16)

Еврейские первенцы в ту ночь были избавлены от поражения, соответственно они должны быть посвящены Богу, это касается как человек, так и животных. Все первородные из жертвенных животных приносились в жертву, а первенцы людей должны были посвящаться на служение при Скинии. Но здесь же вскоре на стоянке у Синая получает другое приложение: Чис 3:12, Чис 3:41. Колено Левитов избирается на служение Богу вместо первенцев Израильских. Далее если речь идет не о жертвенном животном, то оно должно быть заменено агнцем или выкупленным. То же самое каксается человеков, выкуплен (золото или серебро).

Исх 12: 37-38. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; 38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.

Здесь названы две стоянки Раамсес и Сокхов и еще множество разноплеменных людей вышло с ними – формирование Израиля как народа происходит постепенно. Начиная с Кн. Исхода начинается формирование народа по признаку – верности Богу. У Авраама домочадец Елеазарь из Дамаска и др. примеры. В.З. религия не является узконациональной религией – это религия открыта для всех людей. В Н.З. то же самое Церковь Христова – открыта для всех. Как для израильтянина, так и для пришельца действовал один закон.

Исх 12:43-49. И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; 44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее; 45 поселенец и наемник не должен есть ее. 46 В одном доме должно есть ее, [не оставляйте от нее до утра,] не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте. 47 Все общество [сынов] Израиля должно совершать ее. 48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; 49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.

Обрезание значит принятие истинной веры. И язычник не имеет права в праздновании Пасхи. И наоборот, язычник ничем не отличается, если примет обрезание.

Ст. 1-2,11-16: Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетования (II ст.). Здесь евреи всех первенцев мужского пола от человека до скота должны посвятить Богу, причем первенцы из животных нечистых, например, ослов, должны заменяться чистыми животными (слав. «овцею» ст. 13) или денежным выкупом; за первенцев же из людей должно было вносить выкуп (ст. 13); первенцы чистых животных, по указанию Чис 18:17-19 непременно без выкупа, должны были посвящаться Богу.

По указанию ст.14 и 15 закон о первенцах должен напоминать последующим поколениям евреев о чудесном выходе их отцов из Египта, когда первенцы египетские были избиты, а первенцы еврейские остались невредимыми: вместе с этим соединилось, конечно, воспоминание об избавлении от рабства египетского всего народа, который по словам Самого Господа, есть Его сын первенец (Исх 4:22). Кроме того, в законе о первенцах можно усматривать нравственно-религиозное и таинственно-прообразовательное значение; в нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указывал на ту святость и нравственную чистоту, которая требовалась от избранного народа, поставленного в особые близкие, сыновные отношения к Богу (Втор 14,1-2). Евреи, избавленные от рабства языческого Египта, должны всецело посвятить себя на служение Богу, выделить для этого служения своих первенцев, которым в ветхозаветные времена принадлежали великие права и преимущества. Впоследствии вместо первенцев для непосредственного служения Богу было выделено колено Левиино.

Наконец, по толкованию Св. Церкви, в законе о первенцах заключен духовно-таинственный образ, он указывал на Христа Спасителя, как на «Перворожденное Слово Отца безначально, Сына первородящегося Материю» (9 песнь канона на Сретение Господне); как первенец, Он был Материю посвящен Богу (Лк 2:22-23) и в то же время избавил людей от рабства греху и диаволу и совершил освящение всего человечества (стих. на литии Сретения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: