Философия качества

Синдром дыхательной недостаточности

Дыхательная недостаточность - патологическое состояние организма, при котором либо не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо он достигается такой работой дыхательного аппарата, которая снижает функциональные возможности организма. Основные механизмы развития: нарушение процессов вентиляции альвеол, диффузии молекулярного кислорода и угл.газа и перфузии крови через капилляры. ДН может быть первичной и вторичной, острой и хронической, латентной и явной, парциальной и глобальной. Выделяют два типа ДН: обструктивный и рестриктивный. В основе о б с т р у к т и в н о й ДН лежит нарушение проходимости бронхов, поэтому наиболее частыми заболеваниями, приводящими к данному типу ДН являются бронхит и бронхиальная астма. Р е с т р и к т и в н а я ДН возникает из-за невозможности полноценного расправления альвеол при поступлении в них воздуха. Заболевания: пневмопатии новорожденных и недоношенных, ателектаз, гидро- и пневмоторакс, выраженное ожирение, паралич дыхательных мышц. Уметь различать типы ДН чрезвычайно важно, особенно на ранних стадиях, когда возможно воздействие на механизм обструкции или рестрикции.

Клиника:

- одышка

- тахикардия

- цианоз

- нарушение сознания и судороги – при крайней степени

Согласно клинической классификации различают ДН:

1 степень – одышка возникает только при физическом напряжении,

2 степень – одышка появляется при незначительной физической нагрузке

3 степень – одышка есть в покое.

В качестве заключения еще раз напомню, что выделение синдромов является важным этапом диагностического процесса при заболеваниях легких, который завершается определением нозологической формы заболевания.

5. Пикквикский синдром или синдром ночного апноэ

Литература:

1. Шишкин А.Н. Внутренние болезни. Распознавание, семиотика, диагностика. Серия «Мир медицины». – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 384 с.

2. Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней: Для мед.ин-тов / О.Г.Довгялло, Л.С.Сипарова, Н.М.Федоренко и др. – Мн.:Выш.шк., 1986. – 190 с.

3. Иван Андреев, Иван Вапцаров, Христо Михов, Ангел Ангелов. Дифференциальная диагностика важнейших симптомов детских болезней.Пловдив, 1977. – 721 с.

4. Ковалевский А.А. Перкуссия и аускультация. – Издательство Томского университета, Томск, 1961. – 169 с.

5. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней: Учеб.пособие. – Мн.:Выш.шк., 1996. – 448 с.

6. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика): Учебник. – М.:Медицина, 1997. – 464 с.

Философия - это любовь к истине, неизменной в своей основе и меняющейся в связи с переменами в жизни и деятельности людей. Как величайшая философская категория, пришедшая к нам из глубины веков, качество являет собой учение о свойствах предметов и вещей, разли­чающихся присущими именно данному, а не другому предмету или явлению.

Качество - это часть исторического процесса и как таковая изучается серьезной фило­софской мыслью.

Аристотель, посвятивший много лет своей интеллектуальной жизни исследованию фило­софской категории качества, утверждал, что изменяются качества вещей, а не сами вещи, хотя современность показывает, что под влиянием научно-технического прогресса изменяется и то, и другое. «Материальные покровы мира начали разлагаться и распыляться и стали искать твердых субстанций, скрытых за этим размягчением… Мир меняет свои покровы»1.

Об этом же писал и Гегель, закрепивший в философском законе перехода количества в качество и в его философских традициях и мировоззренческих трудах последующих поколений исследователей, все постулаты современного нам философского учения, хотя теперь закрады­вается сомнение, - а есть ли такой закон, и может количество ли обратиться в качество.

Философия Гегеля пришла на смену философии Аристотеля. И если в древние века це­нились в основном две добродетели: умение вести хозяйство (экономика) и умение вести бесе­ду (риторика), подкрепленные развитием философии, - то в эпоху средневековья, когда на смену язычеству древних пришло христианство, главной добродетелью сделалось смирение, терпение, кротость и, соответственно, молчание, а не риторика.

Идея создания новой философии, т.н. трансцедентальной теории чистого разума Канта, должна исследовать происхождение наших знаний о предметах, если только оно не может быть приписано предметам2.

Здесь речь идет об исследовании чистых, т.е. априорных форм мышления, применяемых для анализа качественных характеристик, которые Кант (по примеру Аристотеля) называет категориями, и среди них на первом месте находятся категории количества и качества3.

Система категорий, построенная по принципу субординации (соподчинения понятий), есть форма истины.

Простой механический набор понятий не передает всей сложности реальных отноше­ний внутри категории качества.

Задача философии качества - обнаружить эту систему отношений, фактически сущест­вующую между понятиями.

Поскольку категории выражают связи предельной общности, то в изучении категории качества само качество не может быть объектом исследования, как об этом пишут в учебниках

по управлению качеством1. Философия качества изучает не только мир категории качества, а мир как целое, и качество здесь, скорее, не объект управления, ибо ОБЪЕКТ всегда отвечает на вопрос, ГДЕ происходит событие, а условие, при котором субординация категорий приводит в движение все, — от абстрактного к конкретному. Качество — это результат и в то же время фактор производства, условие и предпосылка, стимул и резерв, но не объект управления.

Качество связано с другими экономическими категориями. Например, с производитель­ностью оно связано особой формой зависимости. Как экономическая категория оно сопряже­но и с эффективностью, и с конкурентоспособностью, и с прибылью, а следовательно, и с рен­табельностью, с затратами, издержками и с себестоимостью, т.е. системно со всеми «качест­венно-категориальными и количественными показателями», но не так, как об этом пишут в учебниках2. Если в центре схемы помещен реально существующий объект изучения, а фунда­ментом его являются категории, то, очевидно, что смещение объекта исследования и категории приводит к тем самым практическим недоразумениям в управлении качеством, когда качество становится неуправляемым. Это и случилось в 2002 году после признания недостаточности форм организации и управления.

Анатоль Франс остроумно заметил, что философская теория мироздания так похожа на мироздание, как глобус, на котором нанесены одни только долготы и широты был бы похож на Землю. Критикуя системы и схемы, которые не дают ориентиры и не помогают в освоении теории управления, следует отметить, что в центре философской системы взаимосвязи объекта экономических категорий и экономических показателей всегда будет существовать философ­ская и экономическая категория качества, управляемая Законами и Правилами: за изобрете­ние лишь одного из них Зевсу приносили в жертву 100 волов. «Пифагор за изобретение одно­го геометрического правила принес Зевсу в жертву 100 волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правил по суеверию его ревности поступать, то едва ли в целом свете столько рогатого скота сыскать», - писал М. Ломоносов. Управляет современным научно-техническим прогрессом до сих пор лишь один человек — Альфред Ноби­ле. Его Премия за научные изобретения - самое важное его Открытие. Дело не только в Премии, сколько в ее размерах и уместности.

Законы, Категории и Правила образуют механизм управления качеством, а им должна соответствовать адекватная система показателей. Это - матричная, а не линейная и не диви­зионная, хотя и иерархическая система управления. Построение такой системы возможным сделалось только теперь, в эпоху ИТ (информационных технологий).

Гегель сформулировал общую идею о субординации категорий и указал на общий ее принцип, - от абстрактного к конкретному, от «пустоты» к полноте содержания. Астрофизики XXI века заметили, что мировое пространство на 80% состоит из «пустот», а те на 70% состо­ят из т.н. «черной» энергии и на 26% - из черной материи. Великая аллегория - «Черный Квадрат» Малевича и есть эта схема, и в ней нет реально существующего объекта, он только подразумевается и проявляет себя в физике - через квадрат и элементарные частицы, а в эко­номике - через флуктуации, отклонения; в статистике - через систему, а не набор показате­лей; в менеджменте — через систему методов управления, согласованную с принципами и ук­ладами жизни конкретных людей в конкретную эпоху в данной стране. Механизм управления качеством похож на галактические механизмы управления движением планет, звезд, а инстру­менты управления - это инструменты познания - должны быть точны и адекватны. Пример для данного случая: микроскоп - хороший инструмент, но им не следует забивать гвозди. Инстру­ментами в управлении качеством будут TQM и ISO, а в исследовании параметров качества конкретных изделий и услуг - системы показателей качества, системы методов измерения, сис­темы графического отображения, которых в учебной литературе много. «Звезды качества», «спираль» качества, «пирамиды качества», «кости Исикавы» - все это не просто поэтические символы. Они указывают на универсальность космического и земного, на сходство в структу­рах управления, отыскание и расхождения в изучение разумного, субстанционального начала, в отыскании истины, которая и есть философия качества. В соответствие с этим менеджмент качества выстраивает систему понятий и показателей, выражающих закономерные связи, внут­ренне присущие развитию категории качества.

Прагматизм современной жизни под качеством понимает, как уже было отмечено, со­вокупность свойств изделий (параметров качества продуктов, услуг), обуславливающих их при­годность удовлетворять определенные потребности в соответствие с заданным назначением и требованиями покупателя.

Новое позиционирование пришло на смену идеям и концепциям качества и совершенства.

Позиционирование как термин употреблялся в американской литературе в 1995 году 16917 раз. Он выражает не качество самого товара или услуги, а воздействие на сознание покупателей. Здесь использована философия духа Гегеля, который выделил три раздела:

- дух и его понятия, психологию вообще;

- реализацию духа;

- завершение работы духа в искусстве, науке, религии2, а теперь уже и маркетинге, и в ме­неджменте, особенно в менеджменте качества.

В философии качества наступившего XXI века сформировался маркетинговый подход и рекламный принцип «управления» качеством. В 2003 году российский рекламный рынок освоил около 2 млрд. долл.; однако 90% этих денег тратят впустую из-за увлечения т.н. «зонтичными» брендами, короткой телерекламой и фокус-группами.

В отличие от западных специалистов у большинства российских предпринимателей про­сто отсутствует понимание того, как работает голова потребителя»…

Битва за умы составляет основу современной философии качества и возможную рас­фокусировку сознания человека.

Например, в начале ноября 2003 года общее собрание членов Рекламной ассоциации муниципальных образований (РАМО) обратилось с письмом к министру внутренних дел с просьбой об отмене норм нового дорожного ГОСТа, которое, по их мнению, «ставит под уг­розу существование наружной рекламы: только в Москве придется убрать 90% рекламоноси­телей». ГОСТ «наружная реклама» на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений вступил в силу 1 июля 2003 г. Он разработан госпредприятием Росдор-НИИ, Главным управлением ГИБДД и другими организациями.

По закону «О техническом регулировании», который также вступил в силу с 1 июля 2003 г., ГОСТы перестали быть обязательными к исполнению. Но деньги, затраченные на рек­ламные цели, оказались выше всякой философии.

В современной экономике России возникли предпосылки для изменения не только форм управления качеством, но и систем.

Если в эпоху СССР качеством управлял Госстандарт СССР, то индивидуализм потребо­вал, чтобы каждый отвечал за себя, за свое качество, а не перекладывал бремя затрат через государственные органы на бюджет страны.

Реструктуризация аппарата управления качеством, упразднение многих функций Гос­стандарта6 и введение регламентов вместо стандартов с 1 июля 2003 г. - последствия новой философии качества. Лучше это или хуже? Считают, что всякая реальность есть добро.

Философия эволюции связана с понятием прогресса. Эволюция философии качества состоит таким образом в том, что дальнейший прогресс возможен только через синтез мышле­ния и чувства; так, чтобы идеи проявили степень истинности в зависимости от степени развития общества. Современное общество требует не просто высокого, а высочайшего качества, не желая при этом увеличивать общественные затраты на него и делегирует свои полномочия производителям. Может быть, что весь прогресс состоит не в достижении определенных ре­зультатов, а в движении. Философия качества общества XXI века прагматична и потому требу­ет современных организационных форм управления качеством, имманентных законам филосо­фии и идее блага современного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: