Конфликт как социально-педагогическое явление в поликультурной среде

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ.

* * *

Особым объектом социально педагогического исследования всё более становятся социальные конфликты со всеми формами и видами их проявления. Социально-педагогическая конфликтология, как особое научное направление в социальной педагогике начала складываться на рубеже 40 – 50-х гг. ХХ века. Её проблемы достаточно полно представлены в трудах таких видных социологов-конфликтологов как Л.Козер, Р. Дарендорф, Д.Бернард, Л. Крисберг. Отечественная социально-педагогическая конфликтология формируется в 70-е гг. ХХ века. Систематизированный анализ конфликтогенных явлений дан в трудах Е.И. Степанова, В.А. Сластёнина, Мудрика А.В., Клемантович И.П. и др. Зарубежные и отечественные специалисты исследуют широкий диапазон проблем в данной области: от диагностики до выбора способов разрешения существующих конфликтов.

Само понятие конфликта остаётся дискуссионным, хотя, проанализировав многочисленные определения можно прийти к выводу о том, что социальный конфликт – это осознанное социально напряжённые противоречия между участниками социальных процессов. Вместе с тем конфликт – это не просто проявление противоречий, а его социально-напряжённая стадия, осознание его истоков противостоящими сторонами, это не просто социальное, а социально-педагогическое явления, так как протекание всех его форм и видов будут всецело зависеть от степени воспитанности его участников, от уровня их цивилизованности.

Важной проблемой современной социально-педагогической конфликтологии являются проблемы связанные с диагностикой, типологией конфликтов, структурными особенностями и периодами протекания конфликтов в микросоциуме. Здесь с учётом принципа многомерности можно говорить о множестве оснований, типологизации конфликтов, которые могут классифицироваться по субъектам, по масштабности, по детерминации, по способам разрешения, по напряжённости, по предмету конфликта по конфликтогенным факторам и т.д.

Субъектами конфликта могут выступать личности и общности, а значит по данной классификации можно говорить о таких типах социальных конфликтах как:

· межличностные конфликты;

· межгрупповые конфликты;

· личностно-групповые конфликты;

· внутриличностные конфликты.

Таким образом актуальность исследуемой социально-педагогической проблемы сегодня лежит в плоскости взаимоотношений субъектов процесса социализации и нуждается в более детальном изучении. Современное общество уделяет значительно больше внимания проблеме решения экономических проблем, что, безусловно, является важным и закономерным для нашего теперешнего положения. Но нельзя забывать о том, что любая, даже самая лучшая экономическая программа не может быть реализованной без осознанного к ней отношения со стороны социума. Именно поэтому такие программы именуются как социально-экономические. У социальной педагогики в этом культурном пласте достаточно много работы: обеспечение прохождения самых разнообразных социально-экономических и политических интересов в рамках не конфронтации, а делового сотрудничества. В наем обществе происходят достаточно закономерные процессы трансформации глобальных проблем в локальные и наоборот. Это хорошо видно на чеченском конфликте, или на протекании конфликтов, возникших на криминальной основе.

Методологической основой социально-педагогического исследования конфликта является диалектическая связь трёх уровней его существования: суперсистемый, системный и подсистемный. Больше нас интересует его третий (подсистемный или локальный) уровень, который может протекать в микросоциуме. Поэтому избранная нами конфликтогенная проблематика становится базовой для изучения основных направлений деятельности социального педагога в социуме по предупреждению и предотращению конфликтов между субъектами социальных отношений.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется её вовлечённостью в глобальные процессы модернизации. И если в этот период мы не будем забывать о своих национальных интересах, о том, что глобализация имеет как положительные так и негативные аспекты влияния на социокультурную среду в рамках удовлетворения потребностей отдельными людьми и социальными группами; если сумеем найти наиболее пригодные средства и технологии вовлечения наших соотечественников в процессы социального сотрудничества, - мы сумеем решить и социально-экономические и социально-коммуникативные проблемы.

В ходе подготовки к исследованию по данной проблематике мною были изучены следующие источники:

Немов Р.С. считает, что в зависимости от степени благоприятности

исхода конфликтов можно выделить пять способов поведения людей в конфликтной ситуации:

1) Сотрудничество - это такая форма поведения, которая не допускает не только возникновения конфликта как такового, но и противоречия. Стороны, между которыми появляется такое противоречие, активно приступают к его устранению, к поиску совместного решения, которое бы полностью устроило всех, и не прекращают своих действий до тех пор, пока такое решение не будет найдено.

2) Компромисс представляет собой способ поведения, при котором быстро находится нужное решение, в основном устраивающее обе стороны, но за счет некоторых уступок.

3) Избегание характеризуется уходом от конфликтогенных ситуаций.

4) Уступка представляет собой отказ от борьбы в пользу другого лица.

5) Соперничество - это прямая конфронтация, при которой ни одна из сторон не желает уступать другой ни в чем.

Запрудский Ю. предлагает классификацию конфликтов по многим основаниям:

1) по причинам конфликтов: порожденные объективными и субъективными причинами;

2) по наличию противоречий, лежащих в основе конфликта;

3) по времени действия конфликта: продолжительные и кратковременные;

4) по наличию последствий для общества: успешные и безуспешные

и т.д. Подход автора выглядит достаточно многосторонним. Но он слишком усложнен.

Руткевич М.Н. предлагает одну из возможных схем классификации

конфликта, продолжающую введенную Марксом традицию деления общественных отношений на экономические, политические, идеологические. Соответственно различаются и группы конфликтов. Сам же автор предлагает типологию, основанную на различиях вступающих в конфликт социальных субъектов. В связи с этим он описывает три типа конфликтов:

- между обществами (один из древнейших, начиная со столкновений племен);

- между этническими группами;

- между социальными группами и внутри данного общества.

Трудно что-либо возразить против названных типов конфликта. Тем не

менее они весьма общи, и каждый из типов включает в себя другие группы конфликтов, дифференцируемые по иным существенным признакам.

Привлекает внимание методология классификации конфликтов, предлагаемая Здравомысловым А., опирающаяся на две линии "расчленения":

- по "основаниям апелляции к потребностям, интересам, ценностям и

нормам";

- по сферам жизнедеятельности, в которых развертывается конфликт.

Что касается движущих сил конфликта (то есть его субъектов), то они

рассматриваются в связи с указанными двумя линиями классификации конфликтов. Обоснованность последнего суждения представляется недостаточной.

Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. отмечают различия конфликтов по уровню субъектов: семейные, межличностные, групповые, региональные, межгосударственные, глобальные. Возможен, конечно, и такой вариант, отражающий последовательность сужения диапазона конфликта. Следует только учесть, что семейный конфликт относится к групповому, а глобальный - к международному.

Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни Сложилась традиция объяснения социально-педагогических конфликтов через объективное противоречия интересов участников социально-педагогического процесса, которые диктуют логику, продолжительность, степень напряжён-ности борьбы. Но не следует объективные противоречия субъектов социально-педагогического процесса сравнивать с конфликтами. Конфликт всегда связан с объективным осознанием людьми противоречивости своих интересов. Обострённые противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов и целей. Английский социолог Э.Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею ввидуреальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон»

Перед социальной педагогикой поставлена задача найти ответы на вопросы:

-возможно ли существование социально-педагогической среды без конфликтов?;

-является ли конфликт проявлением дисфункции организацией социализации личности, отклоняющегося поведения личности, вызванных аномалией окружающей социально-педагогической среды, или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми?

Некоторые социологи и социальные педагоги придерживаются мнения, что конфликт – временное состояние социума, которое может быть преодолено рациональными средствами и, потому, возможно достижение такого уровня общественного и межличностного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство специалистов склоняются к тому, что существование любого сообщества без конфликтов не возможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах Г.Зиммеля, Р.Дарендорфа, Л. Козера и др. Основное положение их взгляда о теории конфликта заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противостоящие стороны и способствующую стабилизации в обществе. Они подчёркивают, что конфликт несёт в себе не только деструктивную функцию, но в нём заложен большой позитивный потенциал. Так Л. Козер вычленил основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию:

· образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ этих образований;

· установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

· социализация и адаптация как индивидов, так и целых социальных общностей к определённым социально-экономическим и политическим условиям;

· создание и поддержание баланса сил, в частности, власти;

· получение информации об окружающей среде;

· стимулирование нормотворчества и социального контроля за процессами социализации подрастающего поколения;

· способствование созданию новых социальных институтов… (8.88)

Одна из важнейших проблем современной социальной педагогики состоит в том, чтобы уяснить вопросы о природе и основных участниках социального конфликта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: