Труд менеджера (чем бы он ни занимался в фирме: производством или рекламой, финансами или кадрами) заключается в следующем: ставить цели, строить план действий, организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, проверять, все ли идет как следует, предвидеть последствия своих решений.
Менеджер: его место и роль в организации. Особенности управленческого труда
Менеджер - центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников и многое другое, но если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди - она может лишиться и того и другого.
Менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.
Поскольку организация - это группа людей, работающих вместе и преследующих общую цепь, то функция согласования, координации действий работников организации объективно обусловлена. Эту функцию руководства работой других людей реализует менеджер. Специфика его труда состоит в том, что задачи любого плана - производственные, экономические, технические, социальные - он решает в основном и организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.
Учитывая это, можно определить труд менеджера кратко - менеджер обеспечивает выполнение работы. И одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных.
Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер. Поэтому правомерно говорить об искусстве управления менеджера. Правила, закономерности работы менеджера существуют лишь как исходный пункт в совершенствовании стиля и организации его труда. Этот стиль вырабатывается каждым самостоятельно.
Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении предоставлять им право решать вопросы, высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80 % проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором.
В большой сложной организации вся управленческая работа разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (менеджеры отделов). Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления.
Вне зависимости от количества уровней управления руководители делятся на три категории. Это руководители низового звена (или операционные управляющие), руководители среднего звена и руководители высшего звена.
Руководители низового звена - это младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится очень много общаться со своими подчиненными и совсем мало - со своим начальством. Типичной должностью на этом уровне является мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.
Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями (скажем, по разработке новой продукции). Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме (В виде конкретных заданий) руководителям низовых звеньев. Большая часть времени затрачивается руководителями среднего звена на устное общение с другими руководителями среднего и низового звеньев.
Высший уровень управления гораздо малочисленнее других о Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации решения и влияют на весь облик организации. Среди этих руководителей в сфере бизнеса можно назвать президента, вице-президента корпорации, генерального директора, В государстве - министров, в университете - ректора, проректора.
Руководители высшего уровня выполняют громадный объем работы, которая является органически составной частью их жизни, ибо рабочий день этих людей никогда не заканчивается. До 70 % их времени занято запланированными (а также незапланированными) заседаниями и всевозможными встречами, около 22 % приходится на работу с бумагами, 6% занимают телефонные разговоры и 3 % - поездки и осмотры.
Специфические особенности управленческого труда:
·он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
·участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
·предметом труда является информация;
·средством труда - организационная и вычислительная техника;
· результат труда - управленческое решение.
Современные модели менеджера, его личные характеристики.
Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Знания и умения менеджера. Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер должен знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.
Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.
Личные качества менеджера. Среди них такие:
·широкий кругозор;
·профессионализм и творческий подход к работе;
·инициативность, изобретательность;
·уверенность в себе, целеустремленность;
·коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом;
·самообладание, стрессоустойчивость;
· психологическая способность влиять на людей;
· ответственность, моральная надежность;
· внутренняя потребность к саморазвитию;
·вера в свои способности и успех.
Этические нормы менеджера. Слово «этика» В переводе с греческого означает привычку, обычай, правила поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы менеджера оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодательство), и факторы, связанные с обществом (традиции страны, материальная и духовная культура общества, общественное мнение, чисто человеческие этические нормы).
Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами:
·следовать методам честной конкуренции;
·не использовать «грязные деньги»;
·выполнять данные обещания и следовать сказанному слову;
·не манипулировать людьми;
·быть требовательным, но не оскорблять достоинство;
·проявлять воспитанность и хорошие манеры.
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:
• способность управлять собой;
· упор на постоянный личный рост;
· способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения;
· навыки и упорство решать проблемы;
·способность влиять на окружающих;
·способность обучать и развивать подчиненных.
Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких недостатков отметим следующие:
·неумение управлять собой;
·нечеткие личные цели и ценности;
·недостаточность навыков решать проблемы;
· недостаток творческого потенциала;
·неумение влиять на людей, обучать их;
·недопонимание особенностей и процессов управления.
Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей.
Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
В американских школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях:
· понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера;
·четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;
·способы повышения эффективности управления;
·знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;
·компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;
·знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;
·способность кандидата управлять ресурсами;
·способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;
·способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.
Одна из сложнейших в практическом отношении задач, которая стоит перед руководителем, - разрешение конфликта. Здесь важны как многосторонние знания, так и опыт, мастерство, искусство находить нестандартные решения.
Разрешение конфликта возможно на двух уровнях;
·частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не устраняются глубинные психологические причины, внутренние побуждения к конфликту;
· полное, когда конфликт разрешается и на уровне реального поведения, и на психологическом (эмоциональном) уровне.
Так, если конфликтная ситуация преобразуется таким образом, что стороны вынуждены прекратить конфликтные действия, но у них сохраняется стремление достичь первоначальных целей, то конфликт разрешен частично. Обычно, вводя административные запреты и санкции, руководитель добивается лишь частичного разрешения конфликта.
Для успешного разрешения конфликтов руководителю прежде всего следует реалистически оценить конфликтную ситуацию, а это предполагает:
·различать повод конфликта и его причины;
·определить предмет разногласий (производство либо личные взаимоотношения конфликтующих сторон);
·уяснить мотивы вступления людей в конфликт.
Для этого нужно знать жизненный путь работников, их взгляды и убеждения, основные интересы, запросы;
·определить направленность конкретных действий участников конфликта, имея в виду, что в средствах, используемых сторонами, отражаются мотивы участия в конфликте.
При управлении конфликтом основное внимание следует сосредоточить на предмете конфликта и позициях его участников, не делая акцента на их личностных особенностях; важно проявить беспристрастность, сдержанность, не делать преждевременных поспешных выводов.
Существует не один способ управления конфликтной ситуацией. Все способы можно разделить на две категории: структурные и межличностные. К структурным относятся:
· разъяснение требований к работе. Руководитель доводит до подчиненных, чего от них ожидают в той или иной ситуации; разъясняет, каких результатов ждут от каждого сотрудника и каждого подразделения; кто предоставляет и кто получает различную информацию, у кого какие полномочия и ответственность;
· координационные и интеграционные механизмы. Это означает установление иерархии полномочий, что упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный знает, чье решение он должен исполнять.
Из средств интеграции используются межфункциональные группы, межотдельские совещания. Такие промежуточные службы координируют работу взаимозависимых подразделений, между которыми назрел конфликт;
· общеорганuзацuонные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. При постановке комплексных целей направляются усилия всех участников на достижение общей цели, наблюдается большая слаженность в деятельности всего персонала;
· структура системы вознаграждений. Она должна быть такой чтобы, прежде всего, поощрялись люди, вносящие свой вклад в достижение организационных комплексных целей, помогающие другим группам организации. Вознаграждения могут быть в форме премий, благодарности, признания или повышения по службе. Важно также, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Существует три точки зрения на конфликт:
1)менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит только вред организации. И поскольку конфликт - это всегда плохо, дело менеджера - устранить его любым способом;
2)менеджер считает, что конфликт - нежелательный, но распространенный побочный продукт организации. В этом случае считается, что менеджер должен устранить конфликт, где бы он ни возникал;
3)менеджеры, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что конфликт не только неизбежен, но и необходим и потенциально полезен. К примеру, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается истина. Они полагают, что как бы ни росла и управлялась организация, конфликты будут возникать всегда, и это вполне нормальное явление.
В связи с этим выделяют педагогические и административные способы управления конфликтом:
·педагогические (беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта);
·административные (силовое разрешение конфликта - подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда).
В заключение изложения проблемы конфликта укажем на возможные ошибки руководителей, которые стремятся разрешить конфликт:
·недостаточное внимание к доводам одной или всех сторон конфликта;
·безосновательное обвинение сторон в предвзятости суждений;
·предпочтение одной стороне на основе прежних связей;
·зависимость принятия решений в пользу одной из сторон из-за недостоверности информации, слухов, домыслов;
·взваливание ответственности на одну из сторон из-за своих ошибок;
·утаивание части или всех интересов сторон;
·припоминание старых обид и промахов подчиненных.
Но в целом позиция специалистов по отношению к разрешению конфликтов достаточно оптимистична: конфликты управляемы, и их можно успешно разрешать.