Введение. Раздел V. История экономических учений

Литература

Раздел V. История экономических учений

ЛЕКЦИЯ № 1

по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Тема № 1. Этапы становления и развития экономической науки

Занятие № 1. Этапы становления и развития экономической науки

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии экономической теории «___» ____________ 200 __ г. протокол № ___


Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить учебный материал темы согласно учебной программе.

2. Показать структуру и содержание раздела, посвящённого истории экономических учений, порядок изучения тем, формы итоговой отчетности курсантов, взаимосвязь раздела с другими разделами экономической теории.

3. Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.

4. Воспитывать у студентов любовь к своей будущей профессии, тягу к экономическим знаниям.

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Развитие экономической мысли до меркантилистов (древний мир и средневековье).

2. Вклад меркантилистов и физиократов в экономическую науку.

3. Классическая политическая экономия.

4. Марксизм в истории экономических учений.

5. Маржинализм.

6. Современные экономические теории.

7. Ключевые направления российской экономической школы.

Заключение.

а) основная

1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 320 с.

2. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2002.

б) дополнительная

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004.

2. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.

4. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

5. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. Камаева В.Д. – М.: «ВЛАДОС», 2005.

Учебно-материальное обеспечение

Учебно-методический комплекс по теме:

1. Текст фондовой лекции.

2. ТСО: ПЭВМ, видеопроекторt.

3. Классная доска, мел, указка.

Текст лекции

Дисциплина «История экономических учений» является самостоятельным разделом экономической теории.

Для более глубокого изучения экономической науки важно знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становле­ния как науки. По словам Гете, историчес­кую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Понимание насто­ящего без прошлого чревато ошибками.

Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей и их основные идеи, последовательность и особенности возникновения экономических знаний. Современная экономическая наука есть, так или иначе, продукт предшествующего развития экономической мысли, уточняющей понимание того, каким образом люди производят блага, обмениваются ими, получают доход, потребляют, создают национальное богатство. Очевидно, что экономист, знакомый с историей своей науки, всегда будет глубже смотреть на вещи, полнее понимать суть происходящего в экономике, чем специалист, изучивший только курс экономической науки.

История экономической мысли начинается с тех времен, когда люди стали задумываться над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между ними в процессе производства благ, их распределения и обмена.

Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Она включает и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий.

Во всей этой сложной совокупности можно выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания благ, их распределения и обмена. Экономические учения гораздо моложе экономической мысли.

История экономических учений начинается с XVI века; ее истоки неразрывно связаны со становлением товарного хозяйства, основанного на наёмном труде.

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических концепций на определенных этапах развития человечества, то есть история экономической науки.

Теоретической основой истории экономических учений служит курс экономической теории. В то же время сопоставление трактовок разными учёными и школами основных экономических категорий и концепций позволяет глубже усвоить курс экономической теории.

Целью изучения истории экономических учений является:

1) углубить и расширить знания по экономической теории;

2) повысить экономическую и общую культуру;

3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулированные ими концепции.

Экономика как наука прошла в своем развитии длительный путь от разрозненных представлений об экономической жизни общества до современных стройных концепций, объясняющих экономические закономерности функционирования и развития как отдельных предприятий, так и страны в целом.

Развитие экономической науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, самой архаической и в то же время самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, проблема товарно-денежных отношений.

Поэтому история развития экономической науки – это история развития отношений обмена, общественного разделения труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одна становится условием развития другой, развитие одной означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью, – производство прибавочного продукта.

Когда человек в одиночку не мог себя прокормить, у него не было ни семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами. Вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли их.

Как только мастерство, умение человека возросли, а главное, развились средства труда настолько, что один человек мог произвести больше, чем потреблял он сам, появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение. По существу, смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны – вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формирова­лась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200–250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII в. не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления общих проблем национального хозяйства, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство ощутили себя как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

На изучение данного раздела отводится ____ часов занятий с преподавателем, в том числе: ___ часов лекций, ___ часа практических занятий и не менее 40 часов самостоятельной работы. В качестве итоговой отчетности предусмотрен экзамен.

Учебные вопросы (основная часть)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: