Большую часть своего времени римляне проводили вне дома: на улицах, форумах, в термах, в цирке или в театре. Бои гладиаторов и травля зверей стали их любимым зрелищем уже при республике. Но тогда они происходили обычно на форуме, в цирке или в театре. При Флавиях комплекс императорских форумов Рима значительно расширился.
К числу наиболее выдающих форумов ранней Римской империи относятся следующие.
Форум Мира, построенный Веспасианом, был перистильным двором без отдельно стоящего храма (рис. 8.13).
Проходной форум как бы «втиснут» между форумами Августа и Веспасиана. Автором этого форума считается зодчий Рабирий. Боковые стены форума были украшены приставными колоннами. Антаблемент и высокий аттик образовывали сильные раскреповки, дававшие живописные ракурсы и глубокие тени (рис. 8.14).
Рис. 8.13. Римский форум. Живописная композиция XVIII века
Рис. 8.14. Проходной форум в Риме. Современное состояние
Сохранились две колонны Проходного форума. Сравнительно недавно они были расчищены. Чрезмерно пышная орнаментация покрывает все профили антаблемента, преувеличенно глубокая порезка разрушает самую их форму. Выносная плита сведена до минимума, а зубчики соединены тонкими прорезными вставками. В результате архитектонический смысл пропал, карниз воспринимается как виртуозно исполненное скульптурное произведение. Этот антаблемент – наиболее яркое выражение тенденции, общей для многих мраморных зданий конца I в. н. э.
|
|
Успешные войны императора Траяна, которые он вел в Дакии, Счастливой Аравии, Армении и Парфии, позволили ему осуществлять грандиозную строительную программу во всех уголках «римского мира»:
«Много израсходовал Траян на войны, много он израсходовал и на дела мира, но больше всего затрат, и притом самых необходимых, он произвел на дороги, на гавани и общественные сооружения, не проливая крови ни при одной из этих работ…» (Кассий Дион, Римская история, LXVIII, 7, I).
«Из сооружений Траяна [98-117 гг.] особенно замечательны: бани его имени, большой, совершенно круглый театр [Одейон], гипподром в две стадии длиною и Римский Форум, замечательный всем, но особенно своей медной крышей…» (Павсаний, V, 12, 6).
К числу наиболее грандиозных проектов, реализованных им в Риме, относится форум Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 107-113 гг.) (рис. 8.15).
а б
Рис. 8.15. а – план форума Траяна, 107-113 гг.; б – бюст императора Траяна (98-117 гг.)
Композиция этого гигантского форума, по-видимому, была навеяна архитектурой египетских храмов времен Нового царства. На продольную ось его были нанизаны огромная экседра с внутренним колонным портиком и триумфальной аркой по центру, перистильный двор с конной статуей императора, базилика Ульпия, колонна Траяна и храм Гения Траяна. Здесь был применен композиционный прием, уже апробированный в форуме Августа. Зодчий Аполлодор двумя парами полукруглых экседр обозначил две поперечные оси комплекса и подчеркнул два композиционных центра форума – конную статую и базилику Ульпия. Форум и связанный с ним рынок строились в период наибольшего расширения империи, в память двух походов Траяна, захватившего за Дунаем громадную территорию и несметные сокровища. Государственная казна была наполнена золотом даков, так что грандиозная постройка могла вестись быстрыми темпами. Форум занимает территорию, превышающую то площади остальные четыре форума, вместе взятые. Первоначальный форум Траяна, состоявший из площади, базилики Ульпия и мемориальной колонны между библиотеками, был освящен в 113 году. Входная арка была сооружена через четыре года., а храм Гения Траяна – уже после смерти императора: «Не говоря о многом другом, Траяну воздвигли триумфальную арку на его форуме [117 г. н. э. ]…» (Кассий Дион, Римская история, LXVШ, 29).
|
|
От форума Траяна полностью сохранились только мемориальная колонна и рынок.
Создатель форума был выдающимся инженером. Устройство площади на месте, куда Квиринальский холм врезывался ранее мощным отрогом высотой 38 м, представляло грандиозное даже по тем временам мероприятие. Стало возможным связать комплекс форумов с Марсовым полем. Однако Аполлодор придал форуму Траяна традиционную замкнутость, – связь с городом осуществлялось главным образом по огибающим улицам. Комплекс императорских форумов, оставаясь чуждым телом в организме Рима, разрывал, а не связывал его районы (рис. 8.16).
Рис. 8.16. 1 – форум Веспасиана; 2 – Проходной форум; 3 – форум Августа; 4 – форум Цезаря; 5 – перистильный двор форума Траяна 126×126 м, конная статуя Траяна.
Отличительной чертой первоначального форума Траяна был его вполне светский характер. Уже на форуме Веспасиана храм не выделялся отдельным объемом. На форуме Траяна он отсутствовал вовсе. Геометрическим и идеологическим центром всей композиции стала конная статуя Траяна. Поперечная ось ансамбля почти равноценна главной, чем подчеркивалась роль этой статуи в точке их пересечения. Форум с триумфальной аркой в качестве входа, со статуей в центре и с триумфальной колонной в глубине, был монументальным памятником Траяну. Разноцветный мрамор колонн, облицовок и замощения, золоченая бронза и белизна бесчисленных статуй и скульптур экзотических животных создавали великолепный, насыщенный формами и цветом ансамбль.
Громадная пятинефная базилика Ульпия располагалась поперечно, захватывая всю ширину форума Траяна. Ее роскошь раскрывалась только в интерьере, так как почти гладкий фасад с тремя едва подчеркнутыми входами должен был служить спокойным фоном монументу. Мраморные колонны, которые несли бронзовые стропила, разделяли нефы и отделяли большие боковые полукружия (рис. 8.17).
Рис. 8.17. Форум Траяна. Базилика Ульпия. Интерьер
Пройдя через базилику Ульпия, посетитель останавливался перед триумфальной колонной Траяна (113 г.).
Колонна была установлена между латинской и греческой библиотеками и потому была рассчитана скорее на подробное рассматривание покрывающих ее рельефов, чем на общий вид в целом (рис. 8.18).
Памятник велик по абсолютным размерам (Н = 39,83 м). Из них только 100 футов (29,73 м) приходятся на самую колонну. Нижний диаметр колонны – 3,5 метра. Она была увенчана дорической капителью и бронзовой фигурой императора (по другой версии – бронзового орла с распростертыми крыльями) (рис. 8.19).
|
|
Стержень колонны сложен из семнадцати цельных барабанов паросского мрамора. Полые внутри, они образуют пространство для ведущей наверх винтовой лестницы. Лента рельефов обвивает колонну 23 завитками, расширяясь при удалении от зрителя (0,89 м внизу, 1,25 м – вверху). Вдоль огромной спиральной ленты общей длиной 250 метров были запечатлены сцены двух этапов Дакийской войны (103 и 105 гг.). Здесь было изображено не менее двух с половиной тысяч фигур (император Траян показан 93 раза!).
а б
Рис. 8.18. а – портрет императора Марка Ульпия Траяна;
б – база его триумфальной колонны на форуме Траяна в Риме
Рис. 8.19. Форум Траяна в Риме. Современное состояние
Колонна стоит на постаменте высотой 5 метров, внутрь которого был помещен золотой саркофаг с прахом императора и его жены Плотины. Над входом в усыпальницу была высечена надпись: «Сенат и народ римский императору Цезарю Нерве Траяну, Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, великому понтифику, наделенному властью трибуна в 17-й раз, императора в 6-й раз, консула в 6-й раз, отцу отечества для того, чтобы видно было, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения столь значительных сооружений…». В средние века статуя знаменитого императора, венчавшая колонну, была заменена бронзовой фигурой апостола Петра (рис. 8.20).
Рис. 8.20. Колонна Траяна. Гравюра XIX века, современное состояние
В начале ленты в нижней части колонны видны волны Истра (Дуная), из которого поднялся бог реки, взирающий на римские легионы. Они идут по знаменитому мосту, построенному Аполлодором. Далее разворачиваются сцены военного быта, осады и захвата городов, силуэты римских и дакийских крепостей, корабли, осадные машины и т.п. На верхних витках спирали показаны сцены гибели даков, бегущие к скалам женщины и дети. В свое время рельефы были раскрашены, отдельные детали позолочены. Каждая фигура на колонне выполнена очень тщательно. Некоторые детали можно рассматривать через лупу. Сверху рельефы были покрыты желтоватой защитной пленкой, состав которой до сих пор не разгадан. Размеры изображений тоже растут в расчете на равную видимость. Рельеф напоминает гигантский свиток – отчет о победоносных походах. Подробности быта, изображение созданных тем же Аполлодором крепостей и моста через Дунай говорят о том, что рельефы делались по его указаниям или рисункам. Постепенное расширение ленты кверху могло убить масштаб, зрительно приблизив верхние рельефы. Однако размеры капители и пьедестала, упругий энтазис и утонение стержня выбраны настолько удачно, что колонна не теряет монументальности (рис. 8.21).
|
|
Творческое наследие зодчего Аполлодора отмечает возврат к эллинистическому направлению в трактовке ордера. Это был своеобразный протест против чрезмерной пышности в произведениях школы Рабирия. Композиции Аполлодора отличаются широтой размаха, необычайной даже при сопоставлении с другими грандиозными постройками Рима.
а б
Рис. 8.21. Колонна Траяна: а – фрагмент рельефа; б – пьедестал, посвятительная надпись
Применяя ранее известные мотивы, он добивался нового качества масштабом сооружения и смелым повторением архитектурных форм. Так, большие полукружия встречались еще в памятниках республики и на форуме Августа. Аполлодор же впервые ввел по две пары громадных полукружий и в форум, и в термы Траяна, построенные им в Риме. Аполлодор построил также ряд крепостей на северных границах империи и многопролетный мост через Дунай, деревянные фермы которого опирались на каменные устои. Им написано несколько трактатов по строительной технике. Впоследствии он попал в опалу и, возможно, был казнен за то, что раскритиковал проект храма Венеры и Ромы, разработанный императором Адрианом: «Аполлодора, архитектора, построившего в Риме форум [Траяна], Одейон и гимнасий Траяна, Адриан сначала сослал, затем умертвил под предлогом совершенного им проступка, на самом же деле потому, что однажды, когда Траян с ним разговаривал относительно работ, тот сказал Адриану, говорившему какой-то вздор: «Иди, рисуй свои тыквы, потому что в этом деле ты ничего не понимаешь». Действительно, в то время Адриан гордился такого рода живописью. Став императором, Адриан оказался злопамятным и не потерпел свободы речи Аполлодора. Чтобы показать, что он может создавать большие сооружения и без него, Адриан послал Аполлодору чертеж (diagramma) храма Венеры и Ромы, спрашивая, хороша ли постройка; Аполлодор ответил, что ее следовало бы поднять вверх и подвести под нее цоколь: с возвышения она была бы виднее на Священной дороге и в подвале оказалось бы пустое место для машин, – таким образом, машины можно бы сосредоточить без того, чтобы их было видно, и они могли бы незаметно быть подведены к театру. Что же касается статуй, он ответил, что они несоразмерно велики в сравнении с высотою святилища. Он добавил: «Если бы богини захотели встать и выйти, они бы не могли этого сделать». Такой прямолинейный ответ раздосадовал императора и сильно огорчил его, ибо он сделал непоправим ошибку. Он не сдержал ни своего гнева, ни огорчения и предал Аполлодора смерти…» (Кассий Дион, Римская история, LХ1Х, 4).
Форум Траяна быстро стал центром столичной общественной жизни. Здесь происходили раздачи хлеба, вина, масла и денег. Организация этих раздач должна была протекать на рынке Траяна, многоэтажные здания которого расположены на террасах Квиринала (рис. 8.22).
Рис. 8.22. Рынок Траяна. Современное состояние
В состав рынка входили лавки, где производилась раздача и продажа продуктов по пониженным ценам, сводчатый зал, где могли заключаться сделки на поставку товаров, административные помещения для управления складами Остии и самого Рима. Интерьер зала и фасады из кирпича с консолями и наличниками из травертина связываются с представлением о складах, портовых сооружениях и инсулах, то есть о массовой застройке древнеримских городов (рис. 8.23).
Рис. 8.23. Рынок Траяна. Конструкция полукружья
Своими размерами форум Траяна превзошел все прежние римские форумы, вместе взятые. Его общая площадь достигала четырех гектаров:
«Когда император Константин пришел на форум Траяна, – сооружение, единственное в целом мире, … он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские части, которые невозможно описать словами и которые никогда не удастся смертным создать во второй раз. Оставив всякую надежду соорудить что-либо подобное, он сказал, что хочет и может воспроизвести только помещенного в середине атрия Траянова коня, на котором красовалась фигура императора…. Стоявший подле него (персидский) царевич Ормизда… сказал на это со свойственным его народу остроумием: «Сначала прикажи, император, построить такую конюшню, если можно; конь, которого ты собираешься соорудить, должен так широко шагать, как и тот, который перед нами…» (Аммиан Марцеллин, XVI, 10, 14-17).
Форум Траяна, как и большинство памятников того времени, не был первоначально связан с культом. Однако уже вскоре в глубине форума, за базиликой Ульпия, возник храм обожествленного Траяна. Его громадные размеры указывают на то значение, которое стало придаваться императорскому культу в десятилетия, последовавшие за правлением Траяна.