Римское» направление в творчестве императора Адриана. Храм Венеры и Ромы. Вилла Адриана в Тибуре

«Хотя повсюду Адриан [117-138 гг.] построил бесчисленное множество соору­жений, никогда не писал он своего имени, за исключением одного лишь храма в честь своего отца Траяна. В Риме он восстановил Пантеон, Ограду, базилику Неп­туна, многочисленные святилища, форум Августа, бани Агриппы. Все они были посвящены с именем прежних своих строителей. Построил он и мост, носящий его имя, мавзолей около Тибра и храм Благой Богини (Bona Dea). Он перенес также, поручив это дело архитектору Декриану, колосса в вертикальном положении на весу с того места, где ныне находится храм Города [Венеры и Ромы], – неимоверную громаду, для которой потребовалось двадцать четыре слона. А так как это изваяние с ликом Нерона, которому оно было раньше посвящено, Адриан посвятил Солнцу, то он поручил архитектору Аполлодору сделать другое такое же в честь Луны…» (Спартиан, Адриан, 19).

Наиболее крупным зданием в Риме, возведенным по проекту Адриана, был храм Венеры и Ромы (богинь-покровительниц римской столицы). Он был воздвигнут между Колизеем и форумом Веспасиана. Храм, имевший в плане прямоугольную форму (107×55 м), был поставлен на высокую платформу (рис. 8.28-а).

а б

Рис. 8.28. Храм Венеры и Ромы в Риме: а – вариант реконструкции; б – автор проекта

Вдоль длинных сторон его были установлены длинные колоннады из серого гранита, образующие теневые портики-стои (рис. 8.29).

Рис. 8.29. Храм Венеры и Ромы в Риме, II век. План

Эти колонны были увенчаны белыми мраморными капителями. 56 коринфских колонн из снежно-белого лунийского мрамора окружали двойное святилище, образуя величественный периптер. Две целлы храма, соединенные апсидами по идее самого Адриана, образовали очень вытянутое ядро здания (рис. 8.30).

Рис. 8.30. Храм Венеры и Ромы в Риме, II век. Фасад и поперечный разрез

Позолоченные статуи богинь, сидевших на тронах спиной друг к другу, были помещены в полукруглые ниши-экседры. Сверху экседры завершались полукуполами (конхами). Святилища храма были перекрыты сводчатыми кровлями. Их внутренняя поверхность была украшена квадратными кессонами. Первоначальный вариант кровли был плоским, в «лучших традициях» греческого зодчества. Целлы были перекрыты деревянными стропилами. По поводу этого варианта кровли у императора возникли разногласия с зодчим Аполлодором Дамасским, который утверждал, что плоский потолок слишком низок и богини, встав с трона, непременно пробьют головами потолок. Учтя эти замечания, Адриан внес изменения в проект – кровли стали сводчатыми (рис. 8.30). Хотя результаты недавних археологических раскопок показали, что этот храм стал сводча­тым только в IV в. н. э. Тогда и были возведены его бетонные стены внутри более старых, ка­менных.

Историк Кассий Дион утверждал, что критические замечания Аполлодора в адрес императорского проекта стоили ему жизни. Впрочем, эта версия не была подтверждена иными римскими историками.

В архитектуре загородных римских дворцов столь же значительное место занимает вилла Адриана в Тибуре (118-134 гг. н.э.). В ней с наибольшей широтой осу­ществлены принципы садово-парковой архитек­туры, которые развивались с I в. до н. э. Вилла расположена на склонах жи­вописных холмов, служащих водоразделом меж­ду двумя речками. Значительную часть ансамб­ля составляли садовые устройства и павильоны, иногда с легкими деревянными покрытиями в виде сводов (рис. 8.31).

Рис. 8.31. Вилла Адриана в Тибуре (совр. Тиволи). Макет, генеральный план. Реконструкция

Наиболее монументальные здания заняли высокую террасу над долиной, переиме­нованной в Темпейскую. К отдельным зданиям виллы также прилагались греческие названия, обычные в римских виллах с республиканского времени (Академия, Ликей, Пританей, Ним­фей, Стадий, Палестра). Много путешествовав­ший Адриан прибавил к ним афинский портик Пойкиле и александрийский Каноп.

Большой дворец с примыкающим к нему комплексом Золотой площади и малый дворец (так называемая Академия) расположены на холмах. Другие здания и садовые устройства образовывали на их террасах и склонах пано­раму с куполами павильонов, трельяжами, цветниками, статуями, причудливо подстри­женными деревьями. В вилле Адриана можно различить не менее четырех осей. Их направ­ление связано с рельефом местности. Особое внимание уделено, помимо красоты вида, за­щите от палящего солнца летом, аккумуляции солнечных лучей в холодное время года, водо­лечебным устройствам и т.д. Обилием каналов, фонтанов, нимфеев вилла превосходила все другие. Преуменьшенный масштаб павильонов позволил произвести ряд экспериментов, осу­ществив бесконечно разнообразные сводчатые покрытия относительно небольшого пролета, обычно 10-15 м, максимум 20 м.

Этот императорский проект многие историки архитектуры именуют «эклектичным», усматривая в нем механическое сочетание элементов и деталей самых различных архитектурных стилей. Все здесь обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что римский император очень любил путешествовать. По словам историка Спартиана, «ни один повелитель столько не путешествовал, как Адриан, которого сопровождала целая армия землемеров и геометров, архитекторов и декораторов, организованных наподобие военных легионов в когорты и центурии…».

С помощью этих специалистов Адриан осуществлял в Риме и его провинциях самые грандиозные архитектурно-строительные программы и проекты. С 121 по 132 годы император посетил Грецию, Египет, многие страны Ближнего Востока. Все лучшее, виденное им (картины, посуду, мебель, мозаики, статуи), он свозил на свою виллу (рис. 8.32).

Рис. 8.32. Варианты мозаики из виллы Адриана в Тибуре

Здесь император отдыхал, устраивал блестящие приемы и оргии, состязания художников, скульпторов и зодчих. Здесь же он экспериментировал в области архитектурного формообразования (рис. 8.33).

Рис. 8.33. Вилла Адриана в Тибуре (совр. Тиволи), II век. Генеральный план. Реконструкция

Постепенно вилла превратилась в «микромодель» Римской империи. Здесь можно было увидеть уменьшенные копии многих знаменитых построек того периода – копию афинского Ликея, Академию, Пританеи, «Пестрый портик» Пойкиле (знаменитая картинная галерея в Афинах). Здесь была имитация Темпейской долины, александрийской улицы Каноп. «Чтобы ничего не забыть, он сделал там даже подземное царство…».

Именно здесь, на своей вилле, Адриан экспериментировал с различными купольными конструкциями («тыквами», как их презрительно называл Аполлодор). Купола были небольшого пролета – от 10 до 20 метров. Императора-зодчего интересовали не только размеры построек, но и принципы их механической работы. Наиболее знаменит перекрытый куполом центральный зал «Piazza d`Oro» («Золотой площади»). Полусферический купол здесь опирался на квадратное в плане основание (рис. 8.34).

Рис. 8.34. Руины Больших терм на вилле в Тибуре, 135 г. Современное состояние.

Реконструкция главного здания Золотой площади (Piazza d` Oro)

Между восемью опорными конструкциями змеилась выпукло-вогнутая колоннада, которая придала интерьеру зала пластичную динамику, повторенную позднее в архитектуре барокко («волнообразные стены», «купола с овальным планом» из творческого наследия Г. Гварини, Ф. Борромини и др.) (рис. 8.34). «Волнистая» колоннада из 16 колонн была повторена также в римском «Храме всех богов» – Пантеоне.

Интерколумний портиков на Золотой площа­ди очень мал – 1,5 м. Поэтому пло­щадь кажется на чертеже обширной, что не отвечает действительности; но своим абсолют­ным размерам (50×40 м) она уступает пери­стилю дворца Флавиев (55×50 м). Восьмилопастной свод вестибюля Золотой площади переходил в купол с отверстием в зените. Ниши интерьера не спрятаны в толще стены, как в Пантеоне, а образуют закругленные внешние углы, подчеркивая этим структуру здания. Еще более сложными, вероятно, были своды зала, находящегося в глубине площади. Колоннады его интерье­ра, выгнутые в плане к центру, должны были исключить всякое впечатление тяжести.

При перегруженности декором и небезупречных деталях вилла Адриана – большой шаг вперед в разработке внутреннего простран­ства и в постройке сводов. Здесь очевидна новая тенденция к созда­нию расчлененной сводчатой си­стемы, к облегчению массы опор архитектур­ными средствами. В этой последней крупной постройке времени отно­сительной стабилизации Рима ясно выступает противоречие ме­жду великолепной бетонно-кирпичной конст­рукцией и скрывавшим ее перегруженным де­кором. В постройках виллы проявилось увле­чение греческой культурой и восточными куль­тами, характерное для этого периода (рис. 8.35, рис. 8.36).

Рис. 8.35. Вилла Адриана в Тибуре (132-138 гг.). Архитектурные детали. Комплекс Каноп

Рис. 8.36. Вилла Адриана в Тибуре (132-138 гг.). Круглый храм Венеры в Тибуре. Статуя Антиноя.

Искания архитекторов, направленные на со­здание замкнутого извне, развитого внутренне­го пространства, соответствующего религиозно-философским тенденциям рабовладе- льческого общества на последнем этапе его развития, привели к созданию грандиозной купо- льной ротонды Пантеона – одно из величайших произведений мировой архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: