Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
Социальный психоанализ Альфреда Адлера
«Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание принципа единства личности (в противовес её разделению на «Я», «Оно» и Сверх-Я»).
Движущие силы психического развития:
-) компенсация;
-) сверхкомпенсация – порождает людей, отличающихся исключительными достижениями.
Социальный интерес – врожденный потенциал человека, направленный на взаимодействие с другими людьми и достижение личных или общественных целей. На факторы поведения влияет не только прошлое, но и цели на будущее (■ человек, живущий в страхе загробных мучений или проклятий, ведёт себя иначе).
Личность есть продукт индивидуального творчества человека ввиду его незащищённости, неполноценности, стремления укрепиться путем превосходства над другими. Главной целью личности является стремление к превосходству или самоутверждению. Двигатель социализации состоит не в переключении энергии на санкционированные обществом объекты (Фрейд), а в стремлении личности компенсировать и даже сверхкомпенсировать свою неполноценность.
|
|
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безопасности и свободе от страха, а не сексуальные или агрессивные импульсы. Сексуальные извращения и агрессивные тенденции не причина невроза, а его результат. Соответственно, главным в определении причин неврозов является фактор социального окружения, который обусловливает невротическое поведение индивида. Мотивы поведения индивида носят характер бессознательной «защиты» от агрессивной реальности.
Защитные механизмы от страха:
-) Рационализация – превращение невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью;
-) Подмена страха другими симптомами;
-) «Наркотизация» страха –
--) прямая (■ алкоголь);
--) переносная (■ бурная внешняя деятельность).
«Великие неврозы» нашего времени:
-) невроз благосклонности – движение к людям (услужливая личность, ищущая любви и одобрения любой ценой);
-) невроизоляция – движение от людей (побег от общества);
-) невроз власти – движение против людей (агрессивная личность, жаждущая престижа и власти);
-) невроз послушности – конформизм автомата.
Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделение власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним). В личности нет ничего прирожденного, а все психические проявления есть результат ее погруженности в различные социальные среды. Человек – раб «дихотомии существования» («экзистенциальной дихотомии»), он имеет много потенций, но не в состоянии их реализовать за короткую жизнь, он часть общества, но никогда не живёт в гармонии с ним. Человек обрёл свободу, но утратил социальную безопасность. Предпочитая безопасность свободе, человек выбирает соответствующие механизмы «бегства от свободы»:
|
|
-) садизм – стремление иметь неограниченную власть над другими;
-) мазохизм – подчинить себя другим;
-) деструктивизм – разрушить мир, чтобы он не разрушил меня;
-) автоматический конформизм – быть в таком согласии с социальными нормами, которое отрицает все оригинальное.
Фашизм представляет собой психологическую готовность людей отказаться от свободы с целью обеспечить свою безопасность, спастись от постылой свободы путем автоматического подчинения лидеру или принятым нормам.