Герменевтика. Структурный психоанализ Жака Лакана

Структурный психоанализ Жака Лакана

Сексуальная революция Вильгельма Райха

Сексуальная революция есть неотъемлемый элемент любых социальных преобразований. Любой авторитарный строй основан на сексуальном притеснении, являющимся источником массовых неврозов. Поэтому помимо социального, политического и экономического освобождения, необходимо высвободить инстинкты человека, легализовав его право на получение наслаждения. Характер индивида есть защитный «панцирь», оберегающий его как от внешних негативных воздействий, так и от собственных подавленных влечений.

На базе логической конструкции

-) реальное («Сверх‑Я») – совокупность биологических и психических потребностей и инстинктов;

-) воображаемое («Я») – порядок тождества и присутствия, совокупность представлений, которые человек содаёт сам о себе (связано с диадическими взаимоотношениями с матерью);

-) символическое («Оно») – совокупность социокультурных норм и предписаний, необходимое усвоение которых позволяет индивиду успешно реализовать себя в обществе (связано с именем отца, которое репрезентируется «абсолютным означающим», фаллосом)

возникает постулат о господстве символического над «реальным» и «воображаемым». Это находит подтверждение в том, что язык формирует область бессознательного (■ «Бессознательное структурировано как язык»). Соответственно, путём исправления языковых нарушений можно вылечить больного. Механизм сна и онирические (сюрреальные) продукты связаны с иероглифами. Психоанализ учит субъекта узнавать белые листы своей истории, восстанавливая связь «Я» «Оно», то есть, изучая то, как взаимодействует:

-) воображаемое («Я») – источник субъективного иллюзорного синтеза и

-) символическое («Оно») – подчиняет себе воображаемое посредством совокупности объективных механизмов языка, культуры и «абсолютного означающего».

Означающее (осознание знака) господствует над означаемым (знак), при этом означающее не репрезентирует означаемое, так как значение функционирует через связь означающих.

Желание есть не потребность в любви, не нужда, а желание другого, то есть желание другого желания – быть признанным другим в подлинности своего желания.

Герменевтика – теория и практика толкования, интерпретации, понимания. ■ Герменевтика получила своё название от имени одного из действующих лиц древнегреческой мифологии – Гермеса – «прислужника богов», одна из функцией которого – быть посредником между богами и людьми, трактовать волю богов людям, а желания людей – богам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: