Понятие науки

Философия науки

Абсолютная и относительная истины

Абсолютная и относительная ис­тины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается:

-) как полное, исчерпываю­щее знание о действительности. Это – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

-) как тот элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторо­нах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объек­тивной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины

-) либо заменяются новы­ми (■ классическая механика сменилась квантовой),

-) либо опровергаются и становятся заблуждениями (■ «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, фло­гистоне).

Диалектика абсолютной и относительной истин.

На базе признания единства законов природы и законов мышления утверждается, что абсолютная истина равна сумме относительных истин, но процесс приближения к абсолютной истине – асимптотический (никогда с ней не совпадет). Практика как материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека по освоению и преобразованию природных и социальных объектов и систем есть критерий истины (диалектический материализм).

Наукавысшая форма теоретического отображения мира, система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания.

Наука:

-) использует точные понятия, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой;

-) система понятий о законах и явлениях внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность преобразования действительности в интересах общества;

-) исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приёмами и методами исследования.

Три аспекта понимания науки:

-) деятельность человека по получению нового знания;

-) система знаний о закономерностях существования и развития мира;

-) особый социокультурный институт по производству знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: