Специфика социальной философии
Социальная философия – раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития, а также рассматривает человека как субъекта социальной деятельности.
Предмет социальной философии – исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Метод социальной философии решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.
Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы. В процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.
|
|
I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни общества
-) античный космоцентризм (Платон, Аристотель),
-) разновидности психологизма и психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх),
-) социальный биологизм (Г. Спенсер, А. Шеффле, Г. Рюккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер),
-) этнополитика (Ш. Шампетье, А. де Бенуа, Р. Стойкерс),
-) геополитические модели (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, А. Мэхэн),
-) расология (Ж.А. де Гобино, Х.С. Чемберлен, Г. Лебон, Г. Гюнтер).
II. Бог – общество есть продукт божественной воли, в котором господствует идея всеобщего провиденциализма (А. Августин, Ф. Аквинский).
III. Сознание – сущность общества вывести из сознательных, разумных отношений, в которых:
-) люди жертвуют частью своих свобод государственной власти во имя соблюдения их прав на основе общественного договора (Д.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо),
-) люди, руководствуясь свободно-рациональными действиями, реализуют тем самым проект «абсолютной идеи» по нарастанию принципа свободы (Г.В.Ф. Гегель),
-) цементирующим моментом связи людей в рамках общественного организма является характер сознательных социальных действий индивидов (М. Вебер).
|
|
IV. Экономика – в обществе усматривается трансформация экономических отношений, выраженных в той или иной форме, степени и объёме:
-) доктрины классической политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо),
-) техницистские концепции (Л. Уайт, Г. Ленски, О. Тоффлер),
-) теории индустриального общества (Ж. Фурастье, Р. Арон, У. Ростоу),
-) теории постиндустриального общества (К. Кларк, Д. Белл, А. Турен),
-) теории информационного общества (М. Маклюэн, Й. Масуда, М. Кастельс),
-) марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин),
-) неомарксизм (А. Грамши, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Л. Альтюссер),
-) постмарксизм (И. Валлерстайн),
-) неолиберальная австро-американская школа (Ф.А. фон Хайек, Л. фон Мизес).
IV. Политика – доктрины, в которых признаётся ведущая роль политических и духовных факторов, за которыми стоит сознательная воля индивидов:
-) философы (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ю. Эвола),
-) русские консерваторы (К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, С.Н. Сыромятников),
-) немецкие правоведы-государственники (К. Шмитт, В. Вебер, В. Гуриан, Х. Барион),
-) американские неоконсерваторы (Л. Штраус, И. Кристол).