Социально-экономическое содержание фискальной политики.
Таблица 11.1
Расходы | Поступления (доходы) | ||
1.Потребление государственного сектора 2.Государственные инвестиции 3.Трансферты и субсидии 4.Погашение государственного долга | Зарплата работникам госсектора (YgH) Закупки товаров и услуг (CG) (IG) Трансферты домашним хозяйствам (TrH) Субсидии бизнесу (TrU) (-rDG) | 1.Факторный доход государства (YG) 2.Налоги 3.Создание государственного долга | Продажа благ, созданных в госсекторе Прямые (Txdir) Косвенные (Txind) (DG) |
Главными источниками доходов государства являются налоги (Tx) в виде прямых (Txdir) и косвенных налогов (Txind), факторный доход государства (YG) от продажи благ, произведённых в госсекторе, и создания государственного долга (DG). При этом, для упрощения теоретического анализа, часто используют понятие чистых налогов (Т), которые определяются следующим образом: Т = Тx – Тr.
Нормальное состояние госбюджета предполагает равенство расходной и доходной его частей, т.е. сбалансированность доходов и расходов госбюджета. Между тем на практике часто возникают ситуации отличные от нормальной, которые обычно характеризуются возникновением дефицита или профицита государственного бюджета.
|
|
Дефицит государственного бюджета представляет собой ситуацию, при которой текущие государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления) в текущем году. Противоположная ситуация называется профицитом госбюджета.
Дефицит государственного бюджета может быть либо структурным, либо циклическим. Структурный дефицит государственного бюджета возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов производства. Циклический дефицит государственного бюджета является результатом циклического падения национального производства и отражает кризисные явления в экономике.
Если правительство для борьбы с инфляцией и спадом производства проводит дискреционную фискальную политику, то ему, как правило, редко удаётся в конкретном году сбалансировать свой бюджет, т.е. уравнять доходы и расходы государства. В макроэкономической теории разработано три подхода к решению проблемы балансирования государственного бюджета. При этом в каждом случае правительство оказывает влияние на занятость, объём реального национального дохода и общий уровень цен.
Первый подход основан на концепции ежегодного балансируемого бюджета, т.е. ежегодного уравнивания доходов и расходов государства. Такой подход, по сути, противоречит антициклической политике государства, поскольку в действительности он углубляет циклические колебания. Между тем сторонники классической и неоклассической теории поддерживают такую бюджетную политику, так как, по их мнению, она ограничивает экспансию государственного сектора и потому препятствует сокращению частного сектора экономики. В результате проведения такой бюджетной политики вмешательство государства в экономику ограничивается и при этом не происходит увеличения издержек общества в виде роста налогов.
|
|
Второй подход основан на концепции бюджета балансируемого на циклической основе. Сторонники данного подхода (кейнсианцы, неокейнсианцы и др.) предлагают для стабилизации экономики чередовать профицитный (в годы экономического подъёма) и дефицитный (в годы экономического спада) госбюджеты. Однако при данном подходе проблема сбалансированности госбюджета решается лишь отчасти, так как в большинстве случаев продолжительность фаз подъёма и спада экономических циклов не совпадают.
Третий подход основан на концепции функциональных финансов. В соответствии с данной концепцией основной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики, тогда как проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение. Неинфляционная полная занятость и стабилизация экономики должны быть достигнуты не зависимо от влияния проводимой фискальной политики на величину дефицита госбюджета и государственного долга. Таким образом, при данном подходе проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение.
Под фискальной (налогово-бюджетной) политикой принято понимать деятельность государства связанную с регулированием уровня экономической активности посредством использования налогообложения и государственных расходов.
После II-й мировой войны именно фискальная политика, основанная на использовании государственного бюджета, стала основным средством государственного регулирования экономики в развитых странах. Повышение роли государственного бюджета также было вызвано ускоренным развитием общественного (государственного) сектора экономики. В таких условиях сторонники кейнсианской теории рекомендовали правительству в целях ускорения экономического роста оперативно осуществлять настройку хозяйственного механизма. В основу таких рекомендаций положен принцип дискреции, который предполагает преобладание волевого, сознательного начала в управлении экономикой и сведение к минимуму стихийных форм проявления экономических процессов и явлений. Поэтому политика сознательного манипулирования налогами и государственными расходами, которую проводит правительство получила название дискреционной фискальной политики.
Вместе с тем изменения в объёмах государственных расходов и налогообложения могут происходить независимо от решений правительства, с помощью так называемых встроенных стабилизаторов, которые в зависимости от уровня деловой активности автоматически корректируют в нужном направлении объём государственных расходов и налоговые ставки. Фискальная политика, основанная на таких встроенных стабилизаторах, называется недискреционной фискальной политикой.
Ответственность за выработку и осуществление фискальной политики лежит на исполнительной и законодательной власти государства.
Фискальная политика оказывает воздействие на экономику через рынок благ (товаров и услуг). Государственные расходы, присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, увеличивают совокупный спрос. Таким образом, увеличивая объём государственных закупок товаров и услуг, правительство осуществляет как бы «вливания» или «инъекции» в поток совокупных расходов.
|
|
Между тем, в отличие от государственных расходов, налоги сокращают потребление и сбережения частного сектора и потому являются «утечками» из потоков совокупных расходов и доходов. При заданной величине личного дохода, объёмы потребления и сбережений домашних хозяйств связаны обратной зависимостью со ставками налогообложения. Из чего следует, что направления воздействия государственных расходов и налогов на величину национального дохода являются противоположными: рост государственных расходов способствует росту национального дохода, а повышение ставок налогообложения приводит к его снижению и наоборот. Кроме того, они также различаются между собой по величине вызываемого эффекта (по объёму) воздействия на уровень национального дохода. Степень воздействия на национальный доход изменений в налогообложении меньше, чем степень воздействия государственных расходов. Это обусловлено тем, что изменения в объёме государственных расходов в полной мере отражаются на изменении объёма совокупных расходов, тогда как изменение объёмов налогообложения корректируется предельной склонностью потребления делящей располагаемый доход на потребляемую и сберегаемую части.
Таким образом, условие равновесия на рынке благ S = I трансформируется в S + T = I + G, где правая часть уравнения выражает планируемые «вливания», а левая - планируемые «утечки». После преобразования данного уравнения получаем: S – I = G – T. Данное уравнение можно интерпретировать следующим образом: разница между сбережениями и инвестициями частного сектора может быть компенсирована разницей между расходами и доходами государственного сектора экономики. Графически названное положение иллюстрируется на рис. 11.1.
S,In,G,T S + T
+
E
In + G
0 y* у
-
Рис. 11.1
В соответствии с положениями кейнсианской теории государственный бюджет призван уравновешивать сбережения и инвестиции, так как излишние сбережения могут привести к сокращению национального производства и занятости.
|
|
Далее смотреть вопросы № 3,4 лекции 5 «Кейнсианская теория макроэкономического регулирования».
Если государственные расходы и налоги увеличиваются в одинаковом объёме, это приводит к приросту национального дохода на величину равную приросту государственных расходов и налогов. Данная закономерность впервые была выявлена и исследована норвежским экономистом (лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1989 г.) Трюгве Хаавельмо.
Теорема Хаавельмо. Если увеличение государственных расходов финансируется за счёт соответствующего роста налогов (DG = DT), то мультипликативный эффект равен единице и увеличение дохода равно увеличению государственных расходов или налогов: Dy = DG = DT.
Мультипликатор, соответствующий теореме Хаавельмо принято называть мультипликатором сбалансированного государственного бюджета (k = 1).