Наиболее важной составляющей целостной системы государственного регулирования социально-экономического развития страны являются финансы.
Термин «финансы» в научной и учебной литературе имеет различные трактовки. Это обусловлено многозначностью финансов и, соответственно, различными точками зрения и подходами (научным, теоретическим, практическим) к понятию этой категории, а также господствующим в стране типам экономической системы.
Финансы рассматривают и как инструмент решения экономических и социальных задач, как экономический фактор, как финансовые ресурсы, как экономическую категорию и т. д.
Финансы как фундаментальная и обобщающая экономическая категория, охватывают и отражают все протекающие в стране процессы, имеющие денежную природу. Это дает возможность рассматривать финансы как финансовую систему, которая отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.
|
|
Стержнем финансовой системы являются финансовые ресурсы, которые представляют собой важнейший ресурсный источник поддержания и развития производства, удовлетворения социальных потребностей населения, обеспечения функционирования сферы обращения.
Под финансовыми ресурсами понимают совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство. К финансовым ресурсам относятся и кредитные ресурсы банков.
Финансовые ресурсы подразделяются на централизованные (государственные), которые сконцентрированы в государственном бюджете и внебюджетных централизованных фондах (например, социальные фонды, дорожный фонд и др.), и нецентрализованные – финансовые ресурсы предприятий, учреждений, домашних хозяйств.
В системе государственных финансовых ресурсов выделяют четыре звена, выполняющие политические и экономические функции государства: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и организаций, специальные централизованные фонды.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Местные финансы охватывают местные бюджеты, систему местного кредита, специальные фонды.
Финансы государственных предприятий и организаций складываются из выручки от реализации продукции и услуг, кредитов банка и займов, временно привлеченных средств. В зависимости от типа государственных предприятий и организаций они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Их отношения с бюджетами и централизованными фондами регламентированы законами.
|
|
Специальные централизованные фонды обладают определенной самостоятельностью, управляются непосредственно централизованными властями, имеют целевое назначение (фонд социальной защиты, фонд занятости, дорожный фонд, инвестиционный фонд, фонд фундаментальных исследований, инновационный фонд и др.). Иногда эти фонды используются правительством как резервы для повышения маневренности финансовой системы в целом.
Финансы, поступающие как важнейший ресурсный источник, можно рассматривать как экономический фактор, используемый для обеспечения экономических процессов. В этом случае финансы являются одним из основных факторов производства, имеют и другое название – денежный капитал.
Функционирование финансов и финансовая деятельность осуществляется через определенные универсальные формы – доходы, расходы, платежи отчисления, накопление денежных средств, образование денежных фондов, формирование бюджета и бюджетное финансирование, инвестирование, финансовая поддержка и финансовые льготы и др., характеризующие самые разные виды движения денежных средств. Взаимосвязь и взаимодействие этих форм выражают суть финансов и финансовых процессов.
Государство через эти формы использует финансы как важный инструмент для решения экономических и социальных задач.
Структуры, принимающие участие в финансовой деятельности и создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов, выступают как финансовые институты.
Присутствие в финансовой деятельности перечисленных элементов позволяет дать и другое определение финансовой системе и рассматривать ее как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, форм, инструментов и финансовых институтов по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов и создания необходимых условий для протекания финансовый процессов в заданном направлении.
Организационная структура финансовой системы является многоуровневой и иерархичной. В самом общем виде финансовую систему страны можно представить через три составляющие:
· финансовые ресурсы государства, территориальных образований,
хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств;
· бюджетную и кредитную системы;
· систему страхования.
Функционирование системы связано с потоками финансовых ресурсов и движением денежных средств между агентами финансовых отношений.
Управление финансами осуществляется в соответствии со структурой финансовой системы. По объектному признаку выделяют управление государственными финансами республики, регионов, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц, бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.
Субъектами управления являются законодательные органы, прижимающие законы о финансовых и финансовой деятельности, и исполнительные органы, которые регулируют и контролируют финансовые процессы на государственном, региональном и местном уровнях, на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Финансовая система является важнейшим инструментом мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Собственно финансовая система (финансы в узком смысле слова) осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно. Кредитная система – это временное перераспределение средств, т. е. возвратное и не безвозмездное, а за плату (за ссудный процент). Распределение и перераспределенные процессы, осуществляемые с помощью финансов и кредита, обеспечивают функционирование и развитие отраслей народного хозяйства, административно-территориальных единиц, предприятия, организаций и учреждений в соответствии с масштабами, темпами и пропорциями, прогнозируемыми и планируемыми на предстоящий период.
|
|
Финансовая система не только осуществляет прямое распределение и перераспределение финансовых средств между различными звеньями народного хозяйства, но и воздействует на его развитие в желаемом направлении. Наиболее значимыми направлениями финансового воздействия на экономику являются антициклическое фиксальное вмешательство, направление на стабилизацию экономического развития, и монетарное, регулирующее денежную массу, величина которой должна быть ориентирована на объем валового внутреннего продукта страны.
Финансовое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы предполагают прямое выделение (изъятие) финансовых средств хозяйствующему субъекту (субсидии, дотации). Косвенные – воздействуют на финансовые возможности хозяйствующих субъектов или размеры потребительского спроса (например, через налоговую систему).
Финансовая система наиболее активно воздействует на социальные и экономические процессы и явления через бюджет, налоги, кредиты, цены, амортизационные отчисления и др. В ее составе выделяют бюджетно-налоговую, кредитно-денежную системы и систему цен.
Но эффективно воздействуют на социально-экономическое развитие государства финансовая система может лишь при условии, что она адекватна системе социально-экономических отношений в стране. Если ставшие тормозом в развитии народного хозяйства социально-экономические отношения коренным образом изменяются, необходимо изменение и финансово-кредитной системы, а не обновление ее отдельных элементов.
В бывшем СССР в условиях директивного, централизованного планирования, выступавшего основной формой государственного управления, сложилась и соответствующая система финансов. Она имела ряд существенных недостатков:
|
|
· высокий уровень централизации ресурсов в руках государства (в основном, в государственном бюджете);
· чрезмерная регламентация финансовых ресурсов областей, городов, объединений и предприятия, что продолжало иждивенчество, снижало заинтересованность в результатах деятельности предприятий и организаций, регионов в целом;
· фискальный характер системы налогов (налог с оборота, отчисления от прибыли) не позволял государству влиять на развитие производства и услуг в желаемом направлении.
С распадом СССР и выделением Республики Беларусь как самостоятельного государства, вставшего на путь формирования социально ориентированной рыночной модели экономики, в республике сложилась новая финансовая система. Были образованы новые финансово-кредитные институты, введена национальная валюта. Но на первых этапах формируемая система унаследовала недостатки финансовой системы БССР, а при переходе к рынку возникли новые крупные недостатки. Финансовая система республики оказалась неустойчивой. Это отразилось в дефиците государственных бюджетов, отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте, по сравнению с материальными ценностями, стала возрастать в большом размере. Это вызвало инфляцию, рост цен, обесценивание рубля и недоверие к нему.
К 2005 году многие негативные явления в финансовой системе Республики Беларусь удалось преодолеть. Благодаря переходу республики к более жесткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации.
Для дальнейшего совершенствования финансовой системы республики выработан комплекс мер, направленных на финансовую стабилизацию, дальнейшее реформирование бюджетно-налоговой и кредитно-денежной системы, изменение ценовой политики.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. бюджетно-налоговая политика будет направлена на обеспечение финансовой и социальной стабильности, что и является ее основной целью. Эта политика должна обеспечивать создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики снижения налоговой нагрузки и повышения жизненного уровня населения.
Стратегическая цель денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 2006 – 2010 годов – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышение реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.
Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе, ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, формирование механизма стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны.