Право на общественную защиту своих прав

Право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой прав и интересов, охраняемым настоящим законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров.

Право на государственную защиту своих прав.

Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы. К ним относятся: Министерство торговли; Министерство здравоохранения; Министерство образования; Министерство транспорта и коммуникаций; Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство связи; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство промышленности; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Важную роль в защите прав потребителей выполняют Комитет государственного контроля, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при совете Министров, Служба главного санитарного врача Минздрава, местные исполнительные и распорядительные органы, а также правоохранительные органы, таможенная служба и др.

Согласно ст. 43 Закона «О защите прав потребителей», потребители имеют право на судебную защиту.

- 5 -

Судебная защита является разновидностью, специфичной формой государственной защиты, специфичной формой государственной защиты и осуществляется судебными органами.

Судебная защита наряду с защитой, возмещающей экономический и моральный ущерб потребителю, выполняет и карающую функцию в отношении нарушителя прав потребителей. Она является окончательной, решающей инстанцией в защите прав и интересов потребителей.

Обращаться в суд с исковым заявлением о защите нарушенных прав могут:

сам потребитель, права которого нарушены;

его представитель, действующей на основании доверенности;

уполномоченные государственные органы по защите прав потребителей;

органы прокуратуры;

местные исполнительные и распорядительные органы;

общественные объединения потребителей.

Наряду с системой государственных органов по защите прав потребителей действует и система общественной защиты прав потребителей. При этом обе системы не противодействуют, а дополняют друг друга и дают возможность потребителям лучше знать свои права и эффективно их защищать. Система общественной защиты потребителей значительно расширяет сферу применения законодательства о защите прав потребителей и является залогом и основой развития широкого потребительского движения.

В систему общественной защиты прав потребителей входят:

общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские);

общества (группы, клубы) потребителей (граждан) по интересам (общества любителей, садоводческие и др.). Они защищают интересы своих членов и их права кк потребителей различных товаров (услуг);

органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций.

Все организации и общества потребителей должны быть зарегистрированы как общественные организации.

10. Право на создание общественных объединений потребителей.

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством.

Права общественных объединений потребителей определены в ст. 46.

Закон «О защите прав потребителей» определяет порядок защиты прав потребителей при продажи товаров.

Прежде всего устанавливается право потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества (ст.19).

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены товара;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Вместо перечисленных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

- 6 -

Потребитель вправе предъявить требования по поводу недостатков товара в течении гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо они составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течении двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.

Гарантийный срок товара исчисляется с момента передачи товара потребителю. Для сезонных товаров (одежды, меховых изделий и др.) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона: с 1 апреля – для товаров весенне-летнего ассортимента и с 1 октября – для товаров осенне-зимнего ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки исчисляются: для зимнего – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая. Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона.

Законом определены следующие сроки удовлетворения требований потребителя:

незамедлительно – при предъявлении требования замены некачественного товара;

14 дней – при необходимости дополнительной проверки качества в случае замены некачественного товара;

в течении месяца – при отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара на день предъявления требования;

незамедлительно – при предъявлении требований потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов по устранению недостатков товара потребителем или третьим лицом, возмещение убытков, причинённых потребителю расторжением договора розничной купли-продажи. Максимальный срок для удовлетворения этих требований не может превышать семи дней для предъявления соответствующего требования.

За нарушение указанных сроков продавец (изготовитель) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменён на новый товар, т. е. на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной модели (марки, типа и т. п.) перерасчёт цены товара не производится, а при замене на товар другой модели (марки, типа и т. п.) в случае, если цена товара, предоставленного взамен, отличается, потребитель должен доплатить разницу в цене. Если цена товара, предоставленного взамен, выше цены товара, подлежащего замене, потребитель должен доплатить разницу в цене. Если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в цене выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент замены.

При расторжении договора розничной купли-продажи потребитель вправе требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещение разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требований, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения.

Таким образом, потребитель ставится в преимущественное положение по сравнению с продавцом.

Ст. 26. Закона «О защите прав потребителя» устанавливается право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества.

Потребитель вправе в течении 14 дней с момента передачи ему товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, фасона, расцветки и т. д., произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчёт с продавцом.

- 7 -

Обмен доброкачественного товара производится, если:

он не был в употреблении;

сохранены его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки;

имеется доказательство приобретения товара у данного продавца (товарный, кассовый чек и др.);

не включён в перечень доброкачественных непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену. В него включены изделия из драгоценных материалов, драгоценных, полудрагоценных камней и янтаря, технически сложные товары, имеющие гарантийный срок, ткани из волокон всех видов и иные метражные товары (тюль, лента, кружева, ковровые изделия, багет и др.), постельное бельё, бельё для новорожденных, парфюмерно-косметические товары, чулочно-носочные изделия, перчаточно - рукавичные изделия, предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, бигуди и др.), игрушки, фотоплёнка, фотобумага, фотореактивы, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты), обои, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке и жидкие, ручки автоматические перьевые и шариковые, автоматические карандаши, стержни, маркеры, фломастеры, аудио- и видеокассеты и компакт-диски с записью.

Если обменять товар на аналогичный невозможно из-за его отсутствия в продажи на день обращения, потребитель вправе расторгнуть договор и получить обратно уплаченную им сумму.

Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: