Особенности человека как социального и культурного существа

Человек как социальное существо имеет свои специфические особенности, которые отличают человека от других животных. Но прежде нужно понимать, что человек является биологическим существом, то есть животным (Homo Sapiens Sapiens). То есть человек имеет множество сходных черт с любыми другими животными. Но человек имеет и значительные отличия от всего остального животного мира. Так, он в большей степени схож с так называемыми социальными животными. Социальные животные – это животные, которые ищут связей с другими и предпочитают жить, работать и играть с другими представителями своего биологического вида (например, осы). Человек походит на социальных животных, но в нем есть и нечто большее: то, что называется культурой. Человек не только животное социальное, но и «культурное». Несмотря на то, что и некоторые животные создают свою культуру (использование обезьянами камней для вскрытия орехов, например), есть нечто особенное в культуре человека. Культура человека имеет непомерное и повсеместное развитие. Если у животных культура является лишь незначительной надстройкой, то для человека культурная среда – это все. Культура, таким образом, − это сущность человека и то, что делает человека человеком. Поэтому человек не только (и, возможно, даже не самое) социальное животное, но в большей степени «культурное животное».

Безусловной особенностью человека также является специфика его психического устройства и социальной жизни. Человеческое сознание имеет две системы. В некотором смысле это то, о чем говорил З. Фрейд, когда указывал на наличие «сознательного» и «бессознательного». В последнее время, однако, были обнаружены новые факты, которые заставляют пересмотреть классическую точку зрения. Современная точка зрения говорит о так называемом дуплексном сознании (duplex mind), то есть постулируется, что разум человека имеет две стороны, две системы.

Во-первых, говорят о наличии «автоматической системы». Эта система независима от сознания и в значительной степени отличается от фрейдовского бессознательного. Фрейдовская позиция состояла в том, что бессознательное наполнено подавленными побуждениями и пугающими мыслями. Скорее, автоматическую систему можно уподобить совокупности автоматических процессов, совершающих простые операции, чтобы сделать жизнь человека проще. И если фрейдовское бессознательно заставляет человека делать ошибки и обманывает его, то автоматическая система, напротив, оказывает человеку большую помощь. Она помогает человеку управляться с бесчисленными каждодневными операциями и задачами (интерпретация, организация, категоризация сенсорной информации, поступающей от зрительной и слуховой сенсорных систем, например).

Во-вторых, разум, очевидно, включает в себя сознательный компонент. Эта система действует, когда человек бодрствует, в то время как автоматическая система продолжает быть активной и во время сна человека. Например, человек проснется от звука собственного имени, произнесенного тише, чем любое другое слово. Это говорит о том, что автоматическая система также способна различать смыслы. Другое различие между сознательной и автоматической стороной сознания состоит в том, что последняя оперирует под воздействием импульсов (человек почувствовал что-то и немедленно отреагировал действием).

Большинство людей полагают, что они действуют на основе сознательной части своего разума, что в большей степени сознание направляет их действия. Это убеждение, однако, ошибочно. Например, все двигательные акты совершаются вне сознательного контроля. Наши оценки внешнего мира также практически безошибочны и могут совершаться без контроля со стороны разума (определение подделок, оценка возможной угрозы, возможности доверять и т.д.; автоматическая система может обучаться, выбирать, думать и отвечать, она имеет эмоции и знает Я человека; и даже когда человек считает, что он решил что-то, автоматическая система, вероятно, решила это уже давно)[7]. Закономерно, возникает вопрос, а не мог бы человек обойтись одной лишь автоматической стороной своего разума?

Многие современные исследователи полагают, что сознание не играет большой роли в жизни человека. Однако ряд исследователей полагает, что, так как оно слишком сложно и «дорого обошлось для природы», оно, вероятно, дает значительные преимущества и выгоды его владельцу. Общая сравнительная характеристика сознательной и автоматической система разума представлена в Таблице 1.

Специфика человека не ограничивается наличием сознания, но связана также со особенностями его социальности. Чтобы человек был принятым обществом, он должен обладать множеством социальных навыков и способностей. Но отличает человека не это, а то, насколько много внутренних, психологических черт, которые помогают ему влиться в общество, он должен иметь. В частности, это подразумевает понимание человеком того, что другие люди также имеют внутренние состояния, подобные его собственным, способность к языку и способность понимать, как другие люди воспринимают его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: