Структура Self

Self

Таблица 1

Дуплексный разум: Сознание и автоматическая система

Сознание Автоматическая система
Медленная Быстрая
Контролируемое Вне сознательного контроля
Регулируется намерением Непроизвольная
Гибкое (флексибельное) Негибкое (ригидная)
Хорошо комбинирует информацию Плохо комбинирует информацию
Точное, расчеты на основе четких правил Примерная оценка
Может выполнять сложные операции Для простых операций
Выполняет одну операцию в единицу времени Выполняет несколько операция в единицу времени
Логика Интуиция
Требует приложения усилий Не требует приложения усилий
Эмоции имеют свойства зрелых, развитых и полноценных Отвечает за «быстрые» эмоции (нравится − не нравится; хорошо − плохо)
Зависит от автоматической системы Может быть независима от сознательных процессов
Познает Является инстинктивным чувством

Источник: Baumiester R.F. &Bushman B.J., 2011

Из этого можно сделать вывод, что внутренняя жизнь человека очень тесно связана с тем, что происходит в рамках его межличностных контактов. То есть внутренние процессы служат межличностному функционированию. Другими словами, наличие психологических черт призвано облегчить человеку контактировать с окружающими.

То, что человек принадлежит к культурным животным в большей мере, чем к социальным, накладывает мощный отпечаток. В психологии это влияние можно обозначить фразой «природа говорит “да”, культура − стоп». Культура заставляет человека подавлять свои внутренние естественные желания и страсти. В особенности это хорошо видно при рассмотрении темы сексуальности, но легко демонстрируется и при обращении к другим сферам. Например, до недавнего времени в обществе было не приемлемым использование нецензурной лексики. Сейчас же социум более лоялен к ним, однако, человек все еще не может позволить себе ковыряться в носу в присутствии других людей. Официанты, например, быстро открывают, что человек, оказывается, очень часто себя трогает (поправить прическу, почесать нос, провести ладонью по щетине и так далее), но это абсолютно не приемлемо из-за специфики профессии, и им приходится ограничивать себя, приучать себя к новому поведению. Таким образом, природа создала человека полным желаний и страстей, культура же учит его самоконтролю, самоограничению.

Приставка «само» отсылает нас к внутренним процессам, связанным с существованием Я.

С одной стороны, каждому интуитивно ясно, что такое наше внутреннее Я (Self). Например, мы знаем, когда палка упала именно на нашу ногу. Мы называем какой-то предмет своим, принадлежащим нам. С другой стороны, крайне сложно дать точное определение «Я» (“Self”) и трудно понять, почему Я имеет именно такую структуру, а не другую, выполняет именно такие функции, а не другие.

Чтобы понять назначение Я (Self), исследователи работали в рамках двух подходов: структурного и функционального. В рамках структурного подхода ученые стремились выяснить, какие элементы входят в Я (Self). Если же речь идет о функциональном подходе, то усилия направляются на выявление функций, которые выполняет Я (Self). При этом существует предположение, что структура Я (Self) именно такая, а не другая, так как Я (Self) выполняет именно эти функции, а не другие. То есть оба подхода − структурный и функциональный − тесно связаны между собой.

Следует напомнить, что в данном курсе социальная психология рассматривает лишь социальную психологию личности, в которой существует масса подходов, позволяющих концептуализировать обширный эмпирический материал. Один из таких подходов ­ который и составляет основу данного курса лекций по социальной психологии личности[8] − основывается на мысли, что человек «создан» для «решения» межличностных задач. Этот тезис позволяет обобщить огромный исследовательский материал (например, вспомните концепцию символического интеракционизма Дж. Мида и его последователей). Показано, что человек развивается в зависимости от взаимодействия с другими людьми. Другой оказывает невероятное влияние на развитие человека. Исходя из этого, положение, что и Я (Self) «спроектировано» именно таким, какое оно есть, чтобы служить задачам межличностного взаимодействия, представляется вполне логичным.

На сегодняшний день исследователи говорят о следующих элементах Я (Self):

1. Самосознание. В жизни самосознание проявляется в том, что у каждого из нас есть знание о себе: например, мы с легкостью можем описать себя 15-20 словами. Мы можем оценивать себя, сравнивать себя с теми, кем были ранее. Самосознание − это информация, которой человек располагает о себе. Самосознание включает в себя такие структурные компоненты, как Я-концепция, самооценка и структуру, отвечающую за самообман (стратегии самообмана).

2. Межличностное («публичное») Я (Self). В обыденной жизни это Я (Self) проявляется в том, что среди друзей мы ведем себя одним образом − мы веселые, разговорчивые и шутливые, например. Разговаривая с начальником, мы презентуем себя иным образом − представляемся надежными и профессиональными, например. Идя на свидание, мы показываем себя с третьей точки зрения − где-то готовы приврать, где-то преувеличить, например. Таким образом, эта структура отвечает за самопрезентацию[9], отношения с другими людьми, социальные роли и репутацию.

Существование межличностного Я (Self) заставляет поставить вопрос: какое из этих Я (Self) является истинным, правдивым? Например, можно представить человека, который утверждает, что он (она) очень скромный человек, но окружающие наблюдают прямо противоположное: наглого и беззастенчивого. Какой он (она) на самом деле? Можно ли рассматривать внутреннее Я (Self), как истинное, если никто из окружающих не имеет возможности наблюдать проявление этого Я (Self)? Если человек считал себя трусливым, если он хочет убежать и спрятаться, но совершает героический поступок, то какой он на самом деле? Здесь мы оставим эти вопросы открытыми.

3. Активное Я (Self). Эта структура отвечает за принятие решений: например, не есть после 6 вечера (ни одно животное больше не может принимать подобные решения − решения, основанные на вере в какую-то часть реальности). Так, данный компонент нацелен на принятие решений, самоконтроль и активный ответ на окружающую социальную среду.

Помимо вышеописанных элементов Я, можно выделить еще два измерения Я (Self): измерение «независимости» и измерение «взаимозависимости»[10]:. Можно предположить, что в одних культурных в большей степени проявляется точка зрения «независимости» человека, в то время как в других культурах превалирует позиция «взаимозависимости». Зная о социалистических традициях народов Азии, можно предположить что жители Азии будут отличаются по этому параметру от жителей Северной Америки и Европы. Можно заметить, что идеал американца − это “self made” человек, самостоятельно работающий, чтобы достичь чего-либо индивидуально, для себя, стать уникальным человеком, имеющим особые черты[11]. В Азии ситуация обстоит принципиально иным образом. Там идеалом считается человек, способный работать в команде, способный сделать значительный вклад в общее дело; личность, умеющая забывать о себе и полностью отдаться групповой задаче.

Ярким примером вышеописанных процессов могут быть события Олимпийских Игр 1976. В тот год за медали по гимнастике в финале боролись представитель Советского Союза и Японии. Японский гимнаст выиграл с минимальным отрывом. Позже выяснилось, что японец − Shun Fujimoto − выходил на последний этап со сломанным коленом, но был способен сохранять предельную концентрацию и выдержать невероятную нагрузку.

Если рассказать эту историю американцу и спросить у него, почему для японца стала возможной победа, то он будет мыслить в терминах «независимости». Можно услышать, что японец победил, например, потому что золотая медаль Олимпийских Игр − это высшая награда для человека, являющаяся мощнейшим мотивом; что он стремился завоевать славу, осуществить свою мечту и т.д. Если, однако, поведать эту историю представителю азиатских народов, то ответы будут иные: дело не в том, что он стремился к славе или осуществлению своей мечты, а в том, что у него были обязательства перед командой, перед народом[12].

До сих пор был затронут лишь вопрос структуры Я (Self), но мы обошли стороной функциональный подход. Последний во многом связан с изучением социальных ролей, которые выполняет человек на протяжении своей жизни. Ранее мы упоминали, что одна из функций Я (Self) − достижение социального принятия. Один из способов понять, что такое социальная роль, − уподобить жизнь игре, в которой человек выполняет различные роли. Общество требует от человека, чтобы он проходил через различные ступени, чтобы приобрести ту или иную роль. И, наконец, человек должен выполнять обязанности, закрепленные за ролью. Наше Я (Self) «спроектировано» таким образом, что оно способствует выполнению всего вышеперечисленного.

Отсюда, видна одна из особенностей человека как социального существа: один человек способен выполнять множество ролей, требования к которым порой противоречат. Существенная деталь заключается в том, что система ролей человека чрезвычайно подвижна (флексибельна, лабильна). Если рассмотреть, например, сообщество муравьев, которые также являются социальными животными, то их ролевая система однозначна и определяется при рождении. Человек же может менять социальные роли или переходить от одной к другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: