Лекция 8. Экологизация международных отношений

Концепция человеческого развития.

Концепция человеческого развития исходит из признания факта, что человек является и исходным и конечным пунктами социально-экономического развития. Социальные аспекты этого развития становятся его определяющей доминантой, а материально-вещный потенциал – условием этого развития. Человеческое развитие исходит из универсальности жизненных потребностей, которая является мощной философской идеей, дающей обоснование многим направлениям современной политики. Универсальность жизненных потребностей защищает все основные права человека - экономические, социальные и политические. При этом должен быть гарантирован минимальный доход.

Всемирная Декларация прав человека (статья 25):

«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.»

В целях обеспечения устойчивости человеческого развития надлежит обеспечить восполнение всех видов капитала – физического, человеческого, природного, не создавая долгов, по которым придется платить будущим поколениям.

Стратегия устойчивого человеческого развития должна увеличивать капитал всякого рода - физический, человеческий или природный - таким образом, чтобы поддерживать возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности как минимум на уровне нынешнего поколения.

Формы долгов человеческого развития:

-финансовая, обусловленная долговременными внешними или внутренними займами;

- социальная, вызываемая недостаточными расходами государственного бюджета на человеческое развитие;

- демографическая, связанная с неконтролируемым ростом численности народонаселения или с долговременной масштабной его депопуляцией;

- экологическая, порожденная необратимым истощением природных ресурсов или загрязнением окружающей среды.

Экологическая экспансия. Экологизация всех направлений развития современного общества - одна из определяющих тенденций нашего времени.

Этот многоуровневый процесс "экологической экспансии" получил развитие в середине 80-х гг. Вопросы охраны природы и рационального использования ресурсов стали все теснее увязываться с глобальными проблемами безопасности, экономического роста и развития, мировой торговли, демографии, отношений Севера и Юга, прав человека и т.д.

Кульминацией этого процесса стала Конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой проблема взаимоотношений общества и природы была поставлена в контексте сохранения не только окружающей среды и природных ресурсов, но и человеческой цивилизации как таковой. Концептуальной основой новой стратегии стала идея устойчивого развития, реализация которой неотделима от сбалансирования экономических, социальных и экологических процессов как внутри отдельных государств, так и в рамках мирового сообщества.

Конференция в Рио стала этапом в развитии и менее заметного, но чрезвычайно важного глобального процесса - экологизации массового сознания. Для рядового гражданина экологическое качество cреды обитания и потребляе-мого им продукта во все большей мере осознается как ценность, за которую он готов платить и обеспечения которой готов требовать как покупатель, налогопла-тельщик и избиратель. Во все большем числе стран растет понимание того, что экологический рычаг постепенно превращается в универсальный инструмент постановки и общественного контроля за решением любой проблемы, связанной с условиями и качеством жизни.

Экологизация массового сознания и общественного мнения - процесс весьма инерционный и медленный. Но именно понимание его значения - как на национальном, так и на международном уровнях - положено в основу подхода ряда государств к обеспечению не только экологической безопасности, но укреплению своих экономических позиций в системе международных отношений. Расчет строится на том, что глобальная переориентация спроса на товары и услуги, отвечающие определенным экологическим критериям, приведет к серьезной качественной перестройке мирового рынка, на котором наиболее конкурентоспособной будет продукция тех государств, где достигнут высокий уровень экологизации экономики и прежде всего технологической базы, обеспечивающей ее функционирование.

Существо проблемы функционирования традиционного рынка товаров и услуг заключается в том, что рыночная экономика не только не способствует поддержанию устойчивости биосферы, сохранению биоразнообразия и учету интересов будущих поколений, но и не подает сигналов о переходе несущей емкости ни в отдельных странах и регионах, ни на глобальном уровне и лишь способствует истощению природных ресурсов, создавая иллюзию стабильного роста.

В США принята, в частности, программа "Технологии для решения международных экологических проблем", в рамках которой США предлагают другим странам уже опробованную высокоэффективную технологию, необходимую для обеспечения устойчивого развития и решения ключевых экологических проблем в энергетике, промышленности и сельском хозяйстве, а также в лесоводстве и сохранении многообразия живой природы.

Важнейшим инструментом американской политики активного продвижения своей природоохранной технологии и услуг на мировой рынок, является целенаправленное вовлечение потенциальных партнеров - покупателей из числа развивающихся стран и государств с переходной экономикой в разработку и осуществление программ экологизации условий жизни и качества потребляемых ими продуктов и услуг. Тем самым, в этих государствах стимулируется массовый спрос на экологически чистую продукцию. Наиболее характерным примером такой политики является инициатива американского Агентства международного развития, которое в конце 1992 г. приступило к осуществлению проекта по улучшению состояния окружающей среды в СНГ.

Наряду с США в конкурентную борьбу вокруг потенциальных рынков экологической технологии включились и другие индустриальные страны.

Среди доноров экологической помощи СНГ доминируют Всемирный банк и Евробанк реконструкции и развития, чья помощь поступает через официальные правительственные организации, главным образом, министерства, связанные с природо- и ресурсоохраной. В числе основных государств-доноров - страны Центральной Европы, ориентирующие свои программы помощи на регионы Аральского и Черного морей; скандинавские страны (Балтийское море, Кольский полуостров, арктический регион); Канада (Сибирь); Япония (дальневосточный регион).

В перечне эколого-экономических целей западных доноров главное место занимает стремление использовать помощь СНГ в деле сокращения антропогенной нагрузки на природные системы для вовлечения стран Содружества в процесс экологизации хозяйственной деятельности. В решении этой задачи упор делается на изучение и оценку потенциального рынка природоохранных товаров и услуг, на определение своего экспортного потенциала указанной продукции в отношении колоссального региона, вовлеченного в восстановление экономики, на внедрение западных экостандартов в экономику СНГ.

С перспективами освоения экологического рынка СНГ через посредство экспорта природоохранных технологий и услуг тесно связана вторая цель западных доноров - извлечение прибылей на инвестиции в сектор природоохраны.

Рыночные отношения» в мировой экологической политике. В мировой экологической политике все большее место начинает занимать принцип оплаты загрязнения окружающей среды, введение системы «рыночных» межгосударственных отношений. Необходимость использования рыночных инструментов в экологической политике была провозглашена ЕЭС и ОЕСД в середине 80-х гг.. Они предусматривают штрафы за выбросы и их лицензирование, оплату расходов на ликвидацию загрязнения и его последствий, а также на мониторинг тем учреждением или лицом, которое нарушило установленные экологические нормативы.

Принцип «загрязнитель платит» завоевывает все новые и новые позиции в сфере природопользования и регулирования отношений человека с окружающей средой не только на национальном, но и на глобальном уровне.

Наиболее ярким проявлением рыночных подходов является межгосударственная «торговля воздухом» - квотами на выброс (эмиссию) парниковых газов.

Многие страны заинтересованы в скорейшей реализации механизма продажи квот. Россия поддержала инициативу США по торговле квотами на выброс. Однако пока нет единого мнения в том, как измерить выбросы и опреде-лить квоты. Неясно также, какие цены на квоты должны быть установлены. Китай, Индия и другие развивающиеся страны наотрез отказываются присоеди-ниться к Киотскому протоколу, считая главными загрязнителями воздушной сре-ды промышленно развитые державы.

Не так давно возник вопрос о торговле квотами на пользование кислородом в связи с неоднородным распределением выработки и потребления кислорода разными странами. Ряд стран являются донорами кислорода, их леса в избытке вырабатывают его и снабжают промышленные страны-потребители. Согласно расчетам российских специалистов наиболее крупные донорыБразилия и Россия. Тропические леса Бразилии производят в год избыточного кислорода около 5089 млн.т, а леса Росси, хотя и «работают» в основном летом, - 5346 млн.т. Донорами служат также Канада, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Турция, Финляндия, Швеция, Иран, Саудовская Аравия, Индия, Индонезия, Ки-тай, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины. Потребителями же являются США, Австрия, Бельгия, Люксембург, Англия, Германия, Греция, Дания, Ирлан-дия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Япония.

Идея «экологических» налогов вообще приводит к мысли о необходи-мости введения налога за использование биосферы, который должен быть пропорцио-нален коэффициенту антропогенного давления. (К.Я.Кондратьев, В.К.Данченко. Экодинамика и геополитика. Т.1. Глобальные проблемы. СПб, 1999). Полученные средства должны предоставляться странам, в котрых сократились высокопродуктивные земли с целью их поддержания и изращи-вания. Не исключено, что в XXI веке может заработать и такой «рыночный механизм».

Система экологического нормирования. Говоря о «рыночных механиз-мах» в сфере экологии, следует понимать его противоречивость. Действительно, принцип «загрязнитель платит», который сравнительно недавно вошел в природоохранную практику, вряд ли может быть оправданным. Плата за загрязнение окружающей среды не должна разрешать деятельность, наносящую ущерб природе. Роль сдерживающего механизма, хотя бы в национальном масштабе, играет система экологического нормирования, действующая в сфере платежей за природопользование и загрязнение.

Польза от платежей за загрязнение заключается в том, что эти средства расходуются на природоохранные нужды (направляются в экофонды и исполь-зуются для восстановления экосистем). В экофонды поступают, в частности:

ü плата предприятий за загрязнение окружающей природной среды в пределах допустимых нормативов за сверхлимитное загрязнение и прочие виды вредного воздействия на окружающую природную среду;

ü средства, получаемые по искам о возмещении вреда, нанесенного окру-жающей природной среде и природным ресурсам;

ü штрафы за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил, стандартов и иных нормативных актов и предписаний природоохранных органов, а также за нарушение правил охоты, рыболовства и т.п.

Устойчивое развитие и перспектива управления экологической взаимозависимостью. Реализация стратегии устойчивого развития неотделима от решения глобальной проблемы ответственности каждого из государств за участие в использовании ограниченного экологического потенциала биосферной оболочки Земли, включающей в себя как национальные территории, контроли-руемые остальными странами-членами мирового сообщества, так и внегосу-дарственные пространства. Императивный характер создания такой системы международной ответственности определяется взаимозависимостью государств и осознанием того, что альтернативой может быть только всеобщая экологическая катастрофа. Вместе с тем, в реальных условиях выхода цивили-зации за допустимые пределы использования несущей емкости Земли, продолжа-ющегося демографического роста и увеличивающегося разрыва в уровнях жизни индустриальных, развивающихся и переходных государств проблема междуна-родной ответственности превращается в неразрешимую задачу по крайней мере на ближайшие десятилетия.

Наиболее трудным является распределение между государствами ответственности за использование потенциала внегосударственных пространств. Это связано во многом с объективными трудностями идентификации ущерба со стороны конкретного государства в условиях, когда нагрузка является результатом деятельности многих стран, оказывает множественное воздействие, охватывает крупные регионы, а ее последствия проявляются далеко не сразу, превращая ущерб в растянутый во времени процесс. В 1972 г. на Стокгольмской конференции по охране окружающей среды была принята декларация, провозгласившая суверенное право государств на эксплуатацию принадлежащих им ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды. Государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районам за пределами национальной юрисдикции (принцип 21). В 1992 г. этот принцип был повторен в декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию. В декларацию был добавлен принцип, гласящий что различные государства вносят различный вклад в деградацию окружающей среды и несут общую, но дифференцированную ответственность за это.

Наряду с указанными основополагающими документами принцип между-народной ответственности за защиту, сохранение и улучшение окружающей среды был повторен во множестве других конвенций, договоров, хартий и деклараций. Сформулированная на этой основе обычная норма международного права запрещает государствам осуществлять на своих территориях и в районах за пределами национальной юрисдикции деятельность, сопряженную с риском, без учета прав других государств или общепризнанного принципа защиты глобальной окружающей среды, а также устанавливает, что нарушение обязательства по такой защите является неправомерным актом, подлежащим международной ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: