Актуальность проблемы стратегического управления

I. Сущность и функции стратегического планирования. Сравнительный анализ стратегического и оперативного управления.

Лекция 1. Сущность стратегического менеджмента и тенденции его развития.

План.

1. Сущность и функции стратегического планирования. Сравнительный анализ стратегического и оперативного управления.

2. Этапы развития стратегического менеджмента.

3. Этапы и уровни стратегического управления.

4. Школы стратегий.

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века. Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, — иного не дано. Выбор очевиден — управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой отдельной страны в сферу

Происходящее сейчас в экономике - это не рост, а лишь реакция экономики на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, связанную с ростом цен на нефть, и девальвацию рубля по отношению к доллару, значительные объемы экспорта нефти и газа в структуре ВВП. Поэтому нельзя судить пока об устойчивой тенденции к росту. Есть лишь временная пауза в падении производства. За ней может последовать новая разрушительная волна экономического кризиса и развития теневой экономики.
Конечно, у России есть свой путь экономического развития. Исследования российских ученых свидетельствуют о том, что, несмотря на огромные разрушения экономики за годы реформ, Россия и теперь остается богатой страной. Ее природно-ресурсный потенциал примерно в 2 раза больше, чем в США, в 5-6 раз значительнее, чем в Германии, и в 18-20 раз больше, чем в Японии. Чистая народнохозяйственная прибыль России сегодня составляет 60-80 млрд. долл. Это в 3-4 раза больше общего объема бюджетных средств текущего года. Нужно только остановить "бегство" капитала за границу и возвратить вклады крупного бизнеса в Россию.
Два взгляда на модели подъема экономики России свидетельствуют о наличии в ней огромных внутренних возможностей, которые можно использовать, опираясь на концепцию стратегического развития. При этом важно выбрать концепцию стратегического развития.
Концепции стратегического управления экономики. Традиционная концепция основывалась на централизованном планировании отраслей и пропорций народного хозяйства на основе межотраслевого баланса, минимальных потребностей населения и преимущественного роста средств производства по сравнению с производством предметов потребления. Эта концепция, реализованная в СССР, предусматривала заботу о качестве жизни населения, которая базировалась на мифе об "обществе всеобщего благоденствия" и "распределении по потребностям", что невозможно даже в условиях высокоразвитого общества из-за недостатка ресурсов.
При переходе к рыночной экономике традиционная концепция потеряла свою значимость. Вместе с тем она требует внимательного изучения и может быть трансформирована в теорию государственного регулирования экономики.

Стратегическое управление основывается на социальной концепции, которая базируется на повышении уровня социально-экономического развития экономических систем на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан. Методологической основой концепции является планирование роста качества жизни населения и обеспечение таких пропорций развития отраслей экономики региона, которые способствуют достижению поставленных стратегических целей управления.

Принципиальные отличия социальной концепции от традиционной заключаются в преобладании социальных и материальных потребностей человека над производственными, постановке стратегических целей и оценке степени их достижения по критерию качества жизни населения, альтернативности вариантов развития региона в зависимости от геополитической обстановки и влияния внешней и внутренней среды.

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в 60-70 гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущем управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Такая необходимость была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Основополагающей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Поэтому сначала рассмотрим двойственную природу стратегии:

1. как философию – желание выжить;

2. как функцию – желание совершенствоваться.

Если предприятие не знает куда идти, обычно не добирается туда, куда нужно. Китайская мудрость: «Если вы не знаете куда идти, то никакая дорога вас туда не выведет. Вот почему стратегическое управление в настоящее время вызывает такой большой интерес.

Парадигма – господствующая концепция признаваемая обществом.

Старая парадигма – сначала сохранение, затем – развитие. Предприятия преследуют сохранение и стабильность, а затем прибыль – их предпосылка. И в результате получает и прибыль, и непрерывность, которые необходимы в целях защиты или наступления. Защита нужна для того, чтобы укрепить то, что имеется, и создать резервы. Наступление – чтобы развивать предприятие, расширять его в соответствующем направлении. Проблема выживания будет преобладать над целью захватить желаемое положение в будущем. По-прежнему жива старая парадигма: сначала сохранение, потом развитие.

Новая парадигма: сохранение через развитие. В нашем быстроменяющемся мире ни одно предприятие фактически не находится в безопасности. Это означает, что многие должны заменить старую парадигму «сначала выживание, затем развитие» на новую парадигму «сохранение посредством развития».

Современный бизнес действует в постоянно меняющейся среде. Сложность – важнейшая проблема, с которой сталкивается бизнес, и она является следствием целого ряда факторов:

1. постоянно усиливающаяся конкуренция

2. новые технологии

3. меньшие по размеру, более гибкие организации

4. власть информации

5. власть покупателей

6. демографические тенденции

7. диверсификация персонала

8. сокращение жизненного цикла продукта

9. новые альянсы.

Стратегическое управление - это процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным.При упреждающей стратегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внеш­нем окружении, а не просто реагировать на них.

Необходимость таких воздействий определяется двумя причинами:

• для быстрой реакции на изменения внешней среды важно уча­ствовать в их создании;

• изменения могут быть столь значительными, что важно, по возможности, влиять на них.

Стратегия – принцип поведения или следования некой модели поведения. Стратегия есть план.

Стратегия – паттерн, или план, интегрирующий цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять ограниченные ресурсы организации эффективным способом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных действий конкурентов.

«Стратегия— это генеральная программа действии, выявляющая при­оритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она форму­лирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения» [Кунц].

Цели (или задачи) определяют какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорится о том, как именно будут получены планируемые результаты.

Политика – правила или директивы, определяющие границы действий организации. Основные моменты политики корпорации – те, что определяют обще направление развития компании, ее положение и жизнеспособность, называются стратегическими.

Программы определяют направленную на достижение главных целей пошаговую последовательность действий. Они отвечают на вопрос о том, каким образом могут быть реализованы стоящие перед организацией задачи в определенных ее политикой рамках.

Стратегические решения определяют общее направление развития предприятия и его жизнеспособность перед лицом прогнозируемых, непредсказуемых, а также и вообще неизвестных на данный момент событий, которые могут произойти в его окружении.

Тактика – это краткосрочные, адаптивные, активно-интерактивные действия, используемые для достижения целей организации. Стратегии же направлены на создание устойчивой основы для упорядочивания таких адаптаций в соответствии с более широкими задачами.

Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Как СЕБ рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концеп­ция сегментации рынка. Сегмент — это определенным образом выде­ленная часть рынка, где может быть реализована продукция предприя­тия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими при­знаками. Чаще всего выделяют сегменты рынка, ориентированные на определенные группы покупателей. Процесс рыночной сегментации предусматривает

Совокупность бизнес-единиц, принадлежащая одному и тому же вла­дельцу, в стратегическом менеджменте называется портфелем. Такой портфель иногда называют корпоративным, чтобы отличить его от портфеля ценных бумаг.

Эффективная стратегия предприятия должна основываться на трех составляющих, которые являются результатом стратегическо­го анализа:

• правильно выбранные долгосрочные цели;

• глубокое понимание конкурентного окружения;

• реальная оценка собственных ресурсов и возможностей пред­приятия.

Стратегический менеджмент включает:

ü анализ окружающей среды

ü цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения

ü деятельностый подход, ставящаяся во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 вопроса:

1. в каком положении предприятие находится в настоящее время?

2. в каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 лет?

3. каким образом достичь желаемого положения?

Для ответа на 1 вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информация, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений. 2 вопрос отражает ориентацию стратегического менеджмента на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. 3 вопрос связан с реализацией выбранной стратегии. Важнейшими составляющими и ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

Принципы стратегического менеджмента – это основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся:

1. Единство направления. Организация, действующая в динамичных условиях внешней среды, должна обладать единством целей, интересов и принципов управления.

2. Научность. Применение достижений системного, ситуационного подходов, науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации для достижения её целей. Определение на базе научного анализа лучших способов выполнения задач.

3. Выделение доминанты развития. Определение перспективы, которая открывается перед организацией с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии; выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров.

4. Экономичность и эффективность. Разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определённом плановом периоде.

5. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.

6. Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий, обеспечивающих реализацию целей организации, рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды.

7. Мотивация персонала.

8. Разделение труда нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание и усилия. Стратегический менеджмент ставит перед организацией две группы задач: краткосрочные, рассчитанные на текущее выполнение, и стратегические. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, а стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности.

9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармония интересов в свою очередь способствует достижению намеченных организацией целей.

Различают следующие методы стратегического управления:

расчетно-аналитические, к числу которых можно отнести балансовый, нормативный, инженерно-экономический и др.;

графо-аналитические, например, экстрополяционные (трендовые), сетевые, регрессионно-аналитические, методы корреляции трендов и др.;

экономико-аналитические, в том числе методы линейного, нелинейного и динамического программирования, модели теории игр и теории массового обслуживания и др.;

эвристические, к которым относятся методы экспертной оценки (индивидуальной, коллективной, систематической коллективной, коллективной совместной, массовой и др.), метод сценариев и т.д.;

методы и модели стратегического анализа

метод разрыва. Главной задачей этого метода является определение несоответствия, или разрыва, между целями предприятия и его возможностями. Если такой разрыв существует, то целесообразно установить, как его заполнить.

Метод разрыва может использоваться:

− для выяснения реальных показателей предприятия, с точки зрения ситуационного анализа текущего и предполагаемого будущего состояния среды;

− для определения конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основным целям предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: