Сравнительные характеристики систем управления
Параметры
| Бюджетирование
| Долгосрочное планирование
| Стратегическое планирование
| Стратегический менеджмент
|
Допущения
| Прошлое повторяется
| Тенденции сохраняются — экстраполяция
| Новые явления/ тенденции предсказуемы
| Частичная предсказуемость по слабым сигналам
|
Тип изменений
| Медленнее реакции фирмы
| Сравним с реакцией фирмы
| Быстрее реакции фирмы
|
Процесс
| Циклический
| Реальное время
|
Основа управления
| Контроль отклонений комплексное управление
| Предвидение роста, основ и возможностей
| Изменение стратегических
| Учет развития рынка и внешней среды
|
Акцент в управлении
| Стабильность/ реактивность
| Предвидение
| Исследование
| Творчество
|
Период
| с 1900г.
| с 1950-х гг.
| с 1970-х гг.
| с 1990-х гг.
|
Характеристика
| Оперативное управление
| Стратегическое управление
|
1. Миссия, предназначение
| Производство товаров и услуг с целью получении прибыли
| Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством устранения динамичного баланса с окружением, позволяющее решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
|
2. Объект концепции внимания менеджмента
| Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов
| Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
|
3. Учет фактора времени
| Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу
| Ориентация на долгосрочную перспективу
|
4. Основа построения системы управления
| Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технологии
| Люди, системы информационного обеспечения, рынок
|
5. Подход к управлению персоналом
| Взгляд на работников как на ресурсы организации, как на исполнителей отдельных работ и функций
| Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия
|
6. Критерий эффективности управления
| Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала
| Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения
|
Т.о. Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.