Личная продажа
Личная продажа. На стадии совершения купли-продажи наиболее эффективным средством воздействия оказывается личная продажа, которая объясняется тремя ее характерными качествами:
а) личностный характер - т.е. непосредственное и взаимное общение между 4 двумя или более лицами;
б) становление отношений: от формальных отношений продавец-покупатель до крепкой дружбы;
в) побуждение к ответной реакции - покупатель чувствует себя в какой-то степени обязанным за то, что с ним провели коммерческую беседу.
Продавцы есть как в штате коммерческих, так и некоммерческих организаций. Этих людей называют по-разному: торговые агенты, коммивояжеры, инженеры по сбыту, агенты по услугам или маркетинговые агенты.
Каждая фирма, вступая в конкурентную борьбу с другими фирмами, строит свою стратегию процесса совершения покупки. При этом она может воспользоваться следующими пятью подходами к организации сбыта:
1) торговый агент - покупатель, т.е. торговый агент лично или по телефону беседуете потенциальным или существующим клиентом;
|
|
2) торговый агент - группа покупателей, т.е. проводятся презентации для групп покупателей;
3) группа сбыта - группа покупателей - то же, что и 2);
4) проведение торговых совещаний - организация встреч распорядителей ресурсами фирмы с покупателями для обсуждения взаимных возможностей;
5) проведение торговых семинаров - проведение учебных семинаров для технического состава компании заказчика о новейших технических достижениях в данной сфере деятельности.
1) Тип товара или рынка. Эффективность средств стимулирования на потребительских рынках и на рынках товаров промышленного назначения различна. Фирмы товаров широкого потребления тратят средства в основном на рекламу, только потом - на стимулирование сбыта, и очень небольшие суммы на личную продажу и пропаганду. Фирмы товаров промышленного назначения выделяют
значительную часть средств на организацию личной продажи и только потом оставшуюся сумму ассигнует на стимулирование сбыта, рекламу и пропаганду.
2) Стратегия проталкивания товара и стратегия привлечения потребителя к товару. При этом стратегия проталкивания товара предполагает использование торгового персонала и стимулирование сферы торговли для проталкивания товара по каналам товародвижения, т.е. агрессивное навязывание товара оптовикам, те —> розничным торговцам, которые в свою очередь —> покупателям.
А стратегия привлечения потребителей к товару предполагает большие затраты на рекламу и стимулирование потребителей с целью формирования спроса с их стороны.
|
|
3) Степень готовности покупателя совершить покупку. Эффективность - средств стимулирования зависит степени готовности покупателя совершить покупку. Так, на этапе осведомленности главную роль играют реклама и пропаганда. На знания потребителя в основном влияет уровень его образования, а рекламе и личной продаже отводится вспомогательная роль. На потребительскую убежденность в первую очередь оказывает влияние техника личной продажи и чуть меньше - реклама. Завершение сделки является функцией личной продажи.
4) Этап жизненного цикла товара. Мероприятия стимулирования сбыта соотносятся с фазами жизненного цикла
товара на рынке по направленности, масштабу и интенсивности.
1. Стадия подготовки к вводу товара на рынок: как правило необходимы значительные затраты на информативную рекламу.
2. Стадия роста, которая сопровождается возрастающей конкуренцией. Здесь полезны различные мероприятия стимулирования сбыта, включая скидки и снижение цены. На рекламу возлагается формирование у покупателей чувства удовлетворения покупкой.
3. Стадия зрелости. Здесь необходимы: демонстрация рентабельности покупки; оповещение о выгодных условиях приобретения благодаря различным мероприятиям стимулирования сбыта - это главное содержание рекламных сообщений.
4. Стадия насыщения. Здесь снижать размах мероприятий по стимулированию сбыта, особенно рекламы, не рекомендуется, наоборот их усиливают. По возможности производят модернизацию товара, т.е. начинают новую компанию формирования спроса.
5. Стадия спада: полное свертывание деятельности мероприятий стимулирования сбыта по отношению к данному товару.