1. Если при горизонтальном полотне дороги точки нулевых работ определяются непосредственно в пересечении бровки полотна дороги с соответствующей горизонталью топографической поверхности (см. рис. 36), то при наклонном положении полотна дороги для определения точек нулевых работ должны быть произведены некоторые построения.
На рис. 40 для определения точек нулевых работ О1 и О2 строим линию пересечения плоскости полотна дороги с топографической поверхностью, для чего отмечаем точки а12, b11 и с10 пересечения горизонталей полотна дороги с соответствующими горизонталями топографической поверхности.
Линия а12 b11 с10 определяет в пересечении с бровками полотна дороги точки нулевых работ — точки 01 и О2.
Та же задача может быть решена и другим способом. Определив границы земляных работ для откосов полотна дороги, отмечаем точки пересечения этих границ с бровками дорожного полотна, которые и будут являться точками нулевых работ (рис. 41).
Рис. 40 Рис. 41
Рис. 42
2. Если горизонтали плоскости откоса насыпи или выемки не пересекаются с горизонталями топографической поверхности или
пересекаются за пределами чертежа, то для определения точек, принадлежащих границе земляных работ, можно применить следующее построение.
Пусть (рис.42) горизонтали с отметками 7 и 8 плоскости откоса насыпи не пересекаются с горизонталями 7 и 8 топографической поверхности. Для определения точки, принадлежащей линии пересечения, проведем в плоскости откоса прямую A8B7 произвольного направления и определим точку ее пересечения с топографической поверхностью, проведя для этого через прямую вспомогательную плоскость.
Линия пересечения D7C8 вспомогательной плоскости с топографической поверхностью определяет в пересечении с прямой A8B7 искомую точку.
Другие точки, принадлежащие границе земляных работ, могут быть определены аналогичным образом.
3. На рис. 43 приведен пример определения границ земляных работ на участке дороги заданного уклона, имеющей кюветы, которые устраиваются для отвода ливневых вод.
Для решения задачи необходимо иметь данные о ширине и продольном уклоне дна кювета. Профиль поперечного сечения кювета определяется расчетными данными, учитывающими необходимую пропускную способность кювета.
Рис. 43Рис.44
В рассматриваемом случае продольный уклон дна кювета принят равным
уклону полотна дороги, а отметка дна кювета в поперечном сечении принята на полметра ниже отметки полотна дороги.
Участок дороги проходит в выемке. Уклоны откосов дороги и кюветов приняты равными
Для определения направления горизонталей плоскостей откосов из точки а12 полотна дороги проводим окружность с радиусом, равным интервалу касательные к которой, проведенные из точки b11, и определяют направление горизонталей.
Так как дно кювета в любом поперечном сечении ниже на 0,5 м полотна
дороги, то горизонталь c11d11 дна кювета должна находиться между горизонталями 11 и 12 полотна дороги и на равных от них расстояниях. Поэтому для построения дна кювета проводим из точки т11 бровки полотна дороги горизонталь т11с11 откоса до пересечения с горизонталью дна кювета в точке с11. От точки с11 откладываем на горизонтали дна кювета отрезок c11d11, равный ширине дна кювета, и проводим из точек с11 и d11 прямые линии, параллельные бровке полотна дороги.
Для построения линии пересечения плоскости, второго откоса кювета с топографической поверхностью проводим из точки d11 параллельно второму направлению касательной горизонталь откоса с отметкой 11 до пересечения ее в точке k с горизонталью топографической поверхности, имеющей ту же отметку.
Аналогично может быть найдена точка l и другие точки, принадлежащие границе земляных работ.
На рис. 44 изображен участок дороги на насыпи и кювет, расположенный вдоль полотна дороги. Все построения, связанные с определением границ земляных работ и устройством кювета, принципиально ничем не отличаются от построений, приведенных на предыдущем чертеже.
Следует отметить, что в случае устройства дороги на насыпи кювет отделяется от насыпи дороги узкой площадкой, называемой бермой.
Последняя устраивается в целях предотвращения разрушения откоса насыпи.