Целевой характер моделей. Посмотрим теперь, как рассматривается с точки зрения моделирования практическая деятельность человека. Как мы уже говорили,
любая деятельность направлена на достижение определенной цели.
Пример. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы сделать деталь; спортсмен тренируется, чтобы
победить в соревновании; студент учится, чтобы получить профессию.
При этом целевой характер имеет не только трудовая деятельность. Отдых, развлечения, игры, прогулки, чтение, коллекционирование и т.п. обычно не рассматриваются как труд, однако и они служат какой-то цели.
Так вот, с точки зрения моделирования, саму цель можно определить как модель – модель желаемого состояния, на достижение которого и направлена деятельность. Любая деятельность, как мы уже говорили, осуществляется по определенному алгоритму, из чего нетрудно увидеть, что и алгоритм – это тоже модель, модель будущей деятельности. Затем, любая деятельность осуществляется, как правило, не по жесткой программе, а с учетом того, что происходило на предыдущих этапах. Т.е. вначале оценивается результат предыдущих действий, а затем выбирается следующий шаг из числа возможных. Причем последствия всех возможных шагов могут сравниваться мысленно, без реального их выполнения. Они предварительно, как говорят, «проигрываются» на модели.
|
|
Из всего сказанного следует, что человек в своей деятельности постоянно моделирует. Т.е. моделирование во всякой деятельности является обязательным, причем оно представляет собой не какую-то составную часть, а аспект этой деятельности.
Из того, что моделирование всегда преследует какую-то цель, модель можно определить как целевое отображение оригинала. А из того, что модель отображает не весь объект-оригинал, а лишь то, что нас в нем интересует, т.е. соответствует поставленной цели, вытекает множественность моделей одного и того же объекта:
для достижения разных целей модели одного и того же объекта будут различными.
Пример. Модели бревна для туристов, естествоиспытателя, художника будут разными. Того, кто занимается столом, в бревне интересуют геометрические размеры и форма; кто костром – другие свойства бревна; естествоиспытатель будет считать годичные кольца; художник будет смот-
реть на изгибы сучков и т.д.
Познавательные и прагматические модели. В соответствии с тем, как цели моделирования могут быть теоретическими или практическими, так и модели могут быть разделены соответственно на познавательные и прагматические. Таким образом, цель создания моделей является первым признаком их классификации.
Наиболее наглядно разница между этими типами моделей проявляется в их отношении к оригиналу.
|
|
|
Познавательные модели создаются для получения новых знаний и соотнесении их с уже имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождений между моделью и реальностью это расхождение устраняется с помощью изменения модели, т.е. познавательная деятельность направлена на приближение моделей к реальности.
направляются на изменение реальности с тем, чтобы приблизить ее к модели.
Прагматические модели носят, таким образом, нормативный характер, играя роль некоего стандарта, образца, под который «подгоняется» как сама деятельность, так и ее результат. Примерами прагматических моделей могут служить программы действий, уставы организаций, кодексы законов, экзаменационные требования и т.д.
Несмотря на то, что деление моделей на познавательные и прагматические кажется естественным, оно все-таки в значительной степени условно, т. к.:
- иногда трудно однозначно определить - к какому типу отнести модель (карты местности, детские игрушки, произведения искусства и т.п.);
- при определенных условиях эти типы моделей могут переходить друг в друга (пересмотр нормативных документов).
Статические и динамические модели. Вторым признаком классификации моделей является учет изменения их по времени. Бывает так, что для одних целей нам достаточно иметь модель конкретного состояния объекта, его своего рода «моментальную фотографию» и тогда эта модель называется статической. Если же в модели необходимо отобразить процесс изменения состояний объекта, то такая модель называется динамической.
Примером статических моделей является структурные схемы систем; динамических – их функциональные схемы.