Бюджетный процесс в РФ

Таблица 17 Финансовые нормативы, регулируемые Бюджетным кодексом РФ

Расходы бюджета по обслуживанию государственного долга, их удельный вес в составе расходов бюджета

Возросший в 90-е годы государственный долг и затраты на его обслуживание стали одной из центральных экономических проблем России. В настоящее время его объем составляет около половины ВВП. В 2002 году платежи по государственному долгу в объеме расходов федерального бюджета составили около 35%. В этой связи особое значение ежегодно имеет процесс управления государственным долгом.

В соответствии с БК РФ государственный или муниципальный долг - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;

внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяется предельный объем государственного долга и предельные объемы государственных заимствований РФ с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Бюджетный кодекс РФ регулирует финансовые нормативы в области долга и его обслуживания и на других уровнях бюджетной системы.

Наименование норматива Субъект РФ Муниципальное образование
Предельный размер долга Не должен превышать объема доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета Не должен превышать объема доходов без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов
Предельный размер расходов на обслуживание долга Не должен превышать 15% от общего объема расходов бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного предельно объема государственного внешнего (внутреннего) долга только том случае, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга.

Заемные средства могут быть использованы, в том числе на покрытие дефицита бюджета. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ на финансирование дефицита своего бюджета, не может превышать 30% объема доходов бюджета субъекта PФ. Для муниципального образования эта цифра, соответственно, составляет 15%.

Государственная долговая политика Российской Федерации на 2007-2009 годы пред­усматривает снижение объемов государственного внешнего долга и постепенное замещение его внутренними заимствованиями.

Принципы государственной долговой политики Российской Федерации:

- замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

- развитие рынка государственных ценных бумаг;

- использование государственных гарантий, для ускорения экономического роста;

- использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.


В соответствии с принципами долговой политики в 2005 и 2006 годах Российская Федерация осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств.

В январе 2005 г. досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед Международным валютным фондом. В июне 2006 году Российская Федерация полностью по­гасила задолженность по долгу бывшего СССР перед официальными кредиторами Парижского клуба кредиторов.

Досрочное погашение внешнего долга также будет способствовать укреплению междуна­родного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007-2009 годах будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохра­нение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

В 2007–2009 годах планируется положительное сальдо заимствований на внутреннем рын­ке, не приводящее к увеличению процентных ставок.

В результате к концу 2007 года объем внутреннего долга превысит размер внешних обяза­тельств, а совокупный объем государственного долга сократится с 9% ВВП на конец 2006 года до 8,3% ВВП на конец 2007 года и 7,5% на конец 2009 года, при этом в уже в 2008 году объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств.

Рис. 11 Государственный долг РФ на конец года, % к ВВП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: