Расходы по отношению к производству

Классификация расходов по влиянию формирования прибыли.

Классификация расходов, используемая в бухучёте.

Подтема 1. Расходы предприятия.

Тема 2. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия

Расходы предприятия – у меньшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и иного имущества) или возникновения обязательств. Расходы предприятия можно классифицировать по различным признакам.

Активы – Имущество. Пассивы – это источник имущества.

1) НДС; акцизы.

2) Расходы, по обычным видам деятельности:

* Затраты на производство и реализацию продукции. (По Налоговому К. - “ расходами” признаются только экономически оправданные затраты.)

* Проценты к уплате

* Операционные расходы – это расходы на операции (действия), связанные с имуществом предприятия. К ним относятся - предоставление во временное пользование активов организации, предоставление за плату использования интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, расходы на оплату услуг кредитных организаций, и т.д.

3) Внереализационные расходы - штрафы, пене, неустойки за нарушение договоров, возмещение других причинённых убытков, убытки прошлых лет, выявленные в отчётном году, просроченная дебиторская задолженность, курсовые разницы, некоторые налги и т.д.

4) Налог на прибыль, и другие обязательные платежи (оговоренные в законах), не перечисленные в предыдущих пунктах.

1) Расходы, выплачиваемые из выручки (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

2) Расходы, включаемые в себестоимость по элементам. (амортизация, расходы в виде з/п, страховые взносы, прочие)

3) Относимые на финансовые результаты (операционные проценты к уплате)

4) Налог на прибыль

1) Текущие – постоянно повторяющиеся в каждом производственном цикле, (сырье, з/п), составляющие основу себестоимости; Единовременные, носящие разовый характер, их источником являются временные свободные оборотные средства.

2) Инвестиции – капитальные вложения, направленные на расширение деятельности предприятия, приводящие к увеличению имущества (капитала).

3) По принадлежности к определённому виду продукции –

* Прямые расходы – чётко разграниченные, по конкретным видам продукции. (Металлические детали – расходы на металл, на рабочего занимающегося металлом; Деревянные – на дерево)

* Косвенные – нельзя точно сказать к какому изделию и какая часть этих расходов относиться, поэтому их распределение либо не производиться (они попадают в категорию “управленческих” или “коммерческих” расходов, ЛИБО производиться пропорционально выбранному за основу показателю – например пропорционально з/п, пропорционально трудоёмкости, пропорционально прямым расходам и т.д.)

4) По зависимости от объёмов производства –

* Постоянные – они постоянны по отношению к объёму выпускаемой продукции. Они не зависят, или мало зависят от объёмов производства. (Расходы на аренду помещения не зависят от количества выпускаемой продукции в этом помещении)

* Переменная – изменяющиеся пропорционально объёму производства. (Чем больше производства – тем больше будут эти расходы)

В субботу контрольная по:

1) Основным фондам

2) Оборотным

3) себестоимость

4) расходы

5) Весь второй семестр

Себестоимость.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Для определения полных затрат на производство и реализацию продукции составляют смету по элементам затрат. Состав этих элементов затрат одинаков для всех предприятий. Однако, состав можно детализировать за счет деления элементов на более мелкие:

1. Материальные затраты

a. сырье и основные материалы за вычетов возвратных отходов

b. покупные изделия и полуфабрикаты

c. работы и услуги производственного характера

d. вспомогательные материалы

e. топливо

f. энергия

и т.п.

2. Затраты на оплату труда

a. Основная

b. Дополнительная плата

c. Страховые взносы (в ПФ, ФСС, ФОМС)

3. Амортизация.

4. Прочие расходы.

Для определения себестоимости отдельного вида продукции используется группировка по статьям калькуляции. Эта группировка отражает состав расходов в зависимости от места их возникновения и их направления (производства и обслуживания). Номенклатура и содержание статьи калькуляции зависит от особенностей конкретного производства, места структурного подразделения предприятия в системе управления, особенностей планирования и учета на данном предприятии.

Структура калькуляции:

1. Прямые материальные затраты

2. Прямые затраты на оплату труда

3. Прочие прямые расходы

4. Управленческие расходы (с делением по месту их возникновения, например на цеховые, заводские расходы)

5. Коммерческие расходы

В связи с увеличением объема производства наблюдается эффект масштаба, который можно сформулировать следующим образом:

С увеличением объема производства себестоимость продукции уменьшается за счет уменьшения постоянных затрат.

Эффект производственного рычага (операционный лэверидж).

Эффект производственного рычага (ЭПР) показывает на сколько изменится прибыль (до уплаты налогов) при изменении выручки на 1%. ЭПР рассчитывается при оценке производственного риска в анализе безубыточности. Конкретное соотношение при росте прибыли и объема реализации характеризуется соотношением ЭПР=валовая маржа/прибыль. Маржа – разница. Валовая маржа – это разность между выручкой и переменными затратами, то есть, часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных затрат и формированием прибыли.

ЭПР отражает колебания прибыли, вызванные изменениями доли постоянных затрат в структуре затрат предприятия и проявляется тем сильнее, чем ближе находится выручка к точке безубыточности. Следует учесть такие особенности ЭПР:

1. ЭПР имеет и противоположную направленность: при увеличении объемов реализации прибыль увеличивается, а при уменьшении объемов снижается в еще большей степени.

2. ЭПР проявляется только в коротком периоде. Допустим, при расчете ЭПР составил 2%, поэтому, если фирма планирует увеличить объем реализации на 10%, то прибыль увеличится на 20% (2*10%) по сравнению с предыдущим периодом. И если в прошлом периоде величина прибыли была 50 000 рублей, то при увеличении объема реализации на 10% прибыль составит 60 000 рублей.

Данный вид эффекта является наиболее распространенным, но существует и другая его разновидность – ЭПР по цене. Этот вид рычага показывает на сколько процентов изменится прибыль (убыток сократится) при изменении выручки на 1% за счет изменения цены реализации продукции. ЭПР(по цене)=выручка от реализации/прибыль (убыток). Сила воздействия этого рычага сильнее, так как изменение цены увеличивая выручку не затрагивает затраты. Рекомендуется планировать этот показатель для достижения безубыточности из состояния убытка. Пример. Если значения ЭПР при расчетах составило 5%, то для достижения безубыточности убыток должен быть покрыт на 100% за счет увеличения выручки от реализации. Пример. Выручка от реализации 120 000 рублей. Себестоимость производства = 90 000 рублей. Коммерческие и управленческие расходы = 60 000 рублей. Предприятие работает с убытком 30 000 (120 – 90 – 60). ЭПР по цене = 120/30=4. Поэтому, если выручка будет увеличена на 1%, то убыток сократится на 4, для достижения безубыточности, выручку следует увеличить на 25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: