Философия античной эпохи

Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия

1. Мораль классового общества

1. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества. Этика формировалась путем:

• приспособления старых норм и принципов морали к новым социальным условиям;

• создания норм и принципов, соответствующих рабовладельческому об­ществу.

Можно выделить мораль:

- господствующего класса, свободных людей;

• рабов.

Единая мораль, отстаивающая интересы угнетаемого класса, не была сформирована вследствие разобщенности рабов, их принадлежности к разным национальностям (языковой барьер и т. п.).

Рабы приравнивались к рабочим животным. Считалось, что рабам не присущи положительные моральные качества.

Мораль господствующего класса была признана главенствующей в об­ществе. Нормы и ценности, отражающие интересы рабовладельцев, преподносились как всеобщие.

2. В начале своего становления этика была тесно связана с философией. Основой философии была так называемая предфилософия - единство знания, мифологии и обыденного сознания, осмысления нравствен­ных проблем.

Философия возникла в 1-й половине I тыс. до н. э. в Китае, Индии и Греции как "мировоззренческое мышление", распространение мышле-

ния на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы

нравственности.

Особенности философии Востока и Запада:

• философия Индии была частью мифологического мировоззрения;

• философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным со­знанием;

• философия Древней Греции была отделена от предфилософии.

Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов пред-философии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др.

В философии Древней Греции:

• формулируются основные общие понятия;

• преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символи­ки, образов-архетипов);

• начинается отделение от мифологических представлений.

В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т. п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.

Характеристики античной этики:

• понимание моральности (мышления, поведения) как разумности;

• ориентация этики на человека ("Человек есть мера всех вещей". Прота-гор);

• провозглашение нравственной самоценности и суверенности личности;

• стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе).

Вопрос 5. Индивидуалистически ориентированные этические

учения античной эпохи

1. Софизм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: