Вопрос 4. Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия
1. Мораль классового общества
1. В классовом обществе произошла смена коллективной морали на мораль классового общества. Этика формировалась путем:
• приспособления старых норм и принципов морали к новым социальным условиям;
• создания норм и принципов, соответствующих рабовладельческому обществу.
Можно выделить мораль:
- господствующего класса, свободных людей;
• рабов.
Единая мораль, отстаивающая интересы угнетаемого класса, не была сформирована вследствие разобщенности рабов, их принадлежности к разным национальностям (языковой барьер и т. п.).
Рабы приравнивались к рабочим животным. Считалось, что рабам не присущи положительные моральные качества.
Мораль господствующего класса была признана главенствующей в обществе. Нормы и ценности, отражающие интересы рабовладельцев, преподносились как всеобщие.
2. В начале своего становления этика была тесно связана с философией. Основой философии была так называемая предфилософия - единство знания, мифологии и обыденного сознания, осмысления нравственных проблем.
|
|
Философия возникла в 1-й половине I тыс. до н. э. в Китае, Индии и Греции как "мировоззренческое мышление", распространение мышле-
ния на все мироздания. В круг вопросов философии входили и вопросы
нравственности.
Особенности философии Востока и Запада:
• философия Индии была частью мифологического мировоззрения;
• философия Китая была тесно связана с обыденным, нравственным сознанием;
• философия Древней Греции была отделена от предфилософии.
Эти различия были обусловлены разным соотношением элементов пред-философии, национальными особенностями, спецификой способов производства и др.
В философии Древней Греции:
• формулируются основные общие понятия;
• преодолевается синкретизм мышления (единство преданий, символики, образов-архетипов);
• начинается отделение от мифологических представлений.
В античной философии и этике были поставлены важнейшие этические проблемы (место человека в мире, противоречие интересов индивида и общества и т. п.), намечены варианты решения этих проблем, возникли почти все типы мировоззрения, которые развивались в последующие эпохи.
Характеристики античной этики:
• понимание моральности (мышления, поведения) как разумности;
• ориентация этики на человека ("Человек есть мера всех вещей". Прота-гор);
• провозглашение нравственной самоценности и суверенности личности;
• стремление к достижению гармонии (в душе человека, в обществе).
Вопрос 5. Индивидуалистически ориентированные этические
учения античной эпохи
1. Софизм