Вопрос 1. Ценности
1. Ценности, Высшее благо
1. Человек существует в мире ценностей, которые представляют собой:
• значимые для человека объекты (материальные и идеальные);
• устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека (общества).
Человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности, моральном выборе.
Ценности объединены в систему ценностных ориентации, которая является потребностью человека.
Ценности различают по их:
• содержанию (польза, добро, власть и др.);
• знаку - положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечающие интересам человека (польза - вред и т. п.).
Выделяют также ценности практические и духовные, высшие и низменные.
Некоторые ценности являются общими для всех людей вне зависимости от различий (социальных, национальных, половых, возрастных и др.) и стечения обстоятельств.
Все, что ценно для человека вообще, называется высшим благом. Оно безусловно, абсолютно, универсально (должно быть принято каждым человеком).
|
|
2. Аристотель утверждал, что высшим благом для человека является разумная деятельность души. Все остальные ценности соотносятся с высшим благом.
Подход к пониманию ценностей, предложенный Э. Фроммом (психоаналитическая психология). Он утверждал, что человек:
• обладает разумом;
• находится вне природы, отделяет себя от других живых существ;
• осознает границы своего существования, его конечность;
• способен выходить за пределы своего "я".
Каждый человек в младенчестве находится в природном гармоничном единстве с матерью. Взросление представляет собой процесс:
• разрыва связи с матерью, семьей;
• осознания различия меду собой и другим человеком;
• обретения сознания;
• развития личности.
Автономия человека сопровождается обособленностью, отчужденностью. У обособленного человека возникает потребность в:
• идентификации;
• единении с другими людьми;
• стабильности общения с людьми.
Фромм утверждал, что эти потребности являются базовыми, но в реальной жизни редко осуществляются, и их удовлетворение человек воспринимает как высшее благо, идеал.
Религиозный подход к иерархии ценностей. Бог - это абсолют. Божьи заповеди содержат основные нравственные ценности и нравственные требования. Основным предназначением человека являются совершенствование, спасение души, приобщение к Богу.
Высшими являются ценности, с помощью которых человек:
• приобщается к Богу;
• возвышается над своим плотским существованием.
Ориентируясь на низшие ценности, человек становится рабом страстей, погрязает в обыденности и т. п.
|
|
Социологизаторский подход к иерархии ценностей:
• интересы человека должны быть подчинены интересам общества (группы, коллектива);
• мораль является средством подчинения личных интересов;
• высшие ценности - ценности, ориентирующие человека на достижение общественного блага.