Вопрос. Ибн Халдун

Вопрос. Проблему государственной политики в Мусульманской доктрине права.

Выделяются 2 подхода к изучению и государства и политики:

  1. нормативно-юридический. Основан на нормах МП.
  2. философско-этический. Основан на греческой традиции.

Представители МП, которые занимались проблемами государства и политики:

Аль-Фараби

· следует традициям Платона

· работы: «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика»

· изучает способы организации и сохранения добродетельного правления. По традиции Платона все государства делит на 2 вида:

1. невежественные государства – деспотические, диктаторские

2. добродетельные государства – там есть благочестивый просвещённый правитель

Ибн Сина

· Изучает понятие политики, как способа существования власти, организации общих дел

· Отмечает, что в арабской философии политика – это в большей части религиозное и нравственное явление

· Цель политики – обеспечение счастья людей

· Тесно переплетается религия и политика

Ибн Рушд

· Политическое искусство всегда основано на религиозных началах, на фундаменте религиозного знания

Группа авторов «Братья чистоты»

· Выделяют 5 видов политики:

1. религиозная или пророческая политика. Это религиозная миссия самого Мухаммеда

2. политика правителей

3. политика управления отдельными районами, городами и ведомствами

4. частная политика – устройство человеком своих каждодневных житейских дел

5. персональная политика – это психология человека и его мораль

Понятие государства в Коране и Сунне:

· Ни в Коране, ни в Сунне нет понятия государства, там очень мало уделяется внимания проблематике вертикальной организации власти.

· Вместо понятия государства там есть 2 понятия Халифат и Имамат. Они имеют сугубо религиозное значение, связаны с организацией религиозной жизни верующих

· Центральная проблема: проблема о том, как Халифы и Имамы получают свою политическую власть

· Суннитское и Шиитское право

Сунниты:

Считают, что Аллах поручает управление общине, а община передаёт это право Халифу. Власть Халифа не абсолютна. Она подчиняется общине.

Между правителями и общиной существовал договор

Шиитское:

Власть Халифов является абсолютной и божественной. Личность священна и непогрешима. Он напрямую получат свою власть от Аллаха и подчиняется только Шариату (МП)

Халифат – форма правления и форма политического режими

Халифат – сводился к организации исполнительной власти во главе которой стоял Халиф.

К концу 14 века Ибн Халдун впервые создаёт на востоке классификацию форм правления.

*Трактат «Макаддим» - видение. В этой работе он попытался отследить естественные законы возникновение, развитие и падение государства. Изучает реально существовавшие и существующие государства. Опирается на историю арабского востока.

  • Считает, что государство имеет 2 стороны:

-государство – это фактор, сдерживающий людскую агрессию. Оно всегда показывает уровень цивилизованности народа

-в государстве есть внешняя и внутренняя сторона (внешние и внутренние признаки государства.)

Считает, что возраст государства составляет три поколения людей. За этот период оно проходит следующие этапы развития:

1. новая принудительная власть устанавливается взамен прежней

2. сосредоточение власти в одних руках

3. расправа над сподвижниками

4. расцвет государства, переход к насилию для подавления оппозиции

5. упадок и гибель государства

Халдун рассуждает о цикличности развития государства.

Тема: ППУ в Германии в конце 18 в начале 19 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: