Вопрос. Проблему государственной политики в Мусульманской доктрине права.
Выделяются 2 подхода к изучению и государства и политики:
- нормативно-юридический. Основан на нормах МП.
- философско-этический. Основан на греческой традиции.
Представители МП, которые занимались проблемами государства и политики:
Аль-Фараби
· следует традициям Платона
· работы: «О взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика»
· изучает способы организации и сохранения добродетельного правления. По традиции Платона все государства делит на 2 вида:
1. невежественные государства – деспотические, диктаторские
2. добродетельные государства – там есть благочестивый просвещённый правитель
Ибн Сина
· Изучает понятие политики, как способа существования власти, организации общих дел
· Отмечает, что в арабской философии политика – это в большей части религиозное и нравственное явление
· Цель политики – обеспечение счастья людей
· Тесно переплетается религия и политика
Ибн Рушд
· Политическое искусство всегда основано на религиозных началах, на фундаменте религиозного знания
Группа авторов «Братья чистоты»
· Выделяют 5 видов политики:
1. религиозная или пророческая политика. Это религиозная миссия самого Мухаммеда
2. политика правителей
3. политика управления отдельными районами, городами и ведомствами
4. частная политика – устройство человеком своих каждодневных житейских дел
5. персональная политика – это психология человека и его мораль
Понятие государства в Коране и Сунне:
· Ни в Коране, ни в Сунне нет понятия государства, там очень мало уделяется внимания проблематике вертикальной организации власти.
· Вместо понятия государства там есть 2 понятия Халифат и Имамат. Они имеют сугубо религиозное значение, связаны с организацией религиозной жизни верующих
· Центральная проблема: проблема о том, как Халифы и Имамы получают свою политическую власть
· Суннитское и Шиитское право
Сунниты:
Считают, что Аллах поручает управление общине, а община передаёт это право Халифу. Власть Халифа не абсолютна. Она подчиняется общине.
Между правителями и общиной существовал договор
Шиитское:
Власть Халифов является абсолютной и божественной. Личность священна и непогрешима. Он напрямую получат свою власть от Аллаха и подчиняется только Шариату (МП)
Халифат – форма правления и форма политического режими
Халифат – сводился к организации исполнительной власти во главе которой стоял Халиф.
К концу 14 века Ибн Халдун впервые создаёт на востоке классификацию форм правления.
*Трактат «Макаддим» - видение. В этой работе он попытался отследить естественные законы возникновение, развитие и падение государства. Изучает реально существовавшие и существующие государства. Опирается на историю арабского востока.
- Считает, что государство имеет 2 стороны:
-государство – это фактор, сдерживающий людскую агрессию. Оно всегда показывает уровень цивилизованности народа
-в государстве есть внешняя и внутренняя сторона (внешние и внутренние признаки государства.)
Считает, что возраст государства составляет три поколения людей. За этот период оно проходит следующие этапы развития:
1. новая принудительная власть устанавливается взамен прежней
2. сосредоточение власти в одних руках
3. расправа над сподвижниками
4. расцвет государства, переход к насилию для подавления оппозиции
5. упадок и гибель государства
Халдун рассуждает о цикличности развития государства.
Тема: ППУ в Германии в конце 18 в начале 19 века.