Управление здравоохранением

Схема 1. Структура Министерства здравоохранения Республики Беларусь

На районном уровне (в республике 118 сельских районов) руководство представлено одним человеком — главным врачом территориального медицинского объединения (он же главный врач центральной районной больницы — ЦРБ). Главный врач в своей деятельности по управлению здравоохранением района опирается на заместителей, штатных и нештатных специалистов, заведующих отделениями ЦРБ (схема 3).

В городе Минске руководство здравоохранением осуществляет Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, во всех остальных городах — отделы здравоохранения горисполкомов.

На всех уровнях руководство здравоохранением имеет двойственное подчинение: по вертикали — вышестоящим медицинским органам, по горизонтали — местным органам исполнительной власти. Это позволяет эффективно использовать возможности последних при решении вопросов охраны здоровья населения конкретной территории.

Необходимость в управлении появилась одновременно с формированием человеческого общества, как только люди стали объединяться в группы для совместного труда. Само по себе управление — это деятельность, направляющая и регулирующая работу учреждений, органов власти, общественных организаций, конкретных коллективов, групп людей для достижения наиболее эффективного, целесообразного выполнения поставленных задач. Оно обеспечивает согласованность индивидуальных действий и базируется на подчинении всех участников совместной деятельности единой воле.

В последние десятилетия в отечественной литературе, в практической деятельности наряду с привычным названием «управление» часто употребляется «менеджмент». Слово «менеджер» произошло от англ. manager — управляющий. Менеджер — руководитель, работающий в хозяйственной, прежде всего производственно-рыночной сфере. Менеджмент охватывает всю систему управления в этой сфере, со всем многообразием ее задач. Это умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей.

Уже в 30-е годы XX в. стало очевидным, что деятельность по управлению превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой управленцев — в весьма влиятельную общественную силу. Сейчас, когда говорят «менеджер», то имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший специальную подготовку.

В мире в настоящее время достаточно велик интерес к менеджменту. В значительной степени он связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента. Они широко распространены в США. Сегодня это страна с наиболее развитой в мире управленческой инфраструктурой. Большое значение в подготовке менеджеров, как на уровне государства, так и на уровне компаний, придается во многих государствах Западной Европы, в Японии и др.

В Республике Беларусь в ряде вузов имеются факультеты по подготовке менеджеров, открыта Академия управления при Президенте Республики Беларусь. В БелГИУВ открыт факультет по подготовке руководителей медицинских учреждений. Для студентов медицинских институтов читается курс лекций.

Современный менеджмент содержит в себе тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность комбинаций, неповторимость тех или иных способов действий в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров чаще делается упор не на стандартные приемы, хотя их тоже надо знать, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти оптимальное решение. Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного учреждения, предприятия, будь оно государственным, коллективным, акционерным обществом и пр.

Отличительные черты управления в здравоохранении:

ü особая ответственность за принимаемые решения;

ü трудность предсказания последствий, проявляющихся нередко не сразу и часто не поддающихся количественно-качественной оценке;

ü трудность, иногда невозможность исправления ошибочных решений.

О. А. Дейнеко (1975) указывает, что «управление есть развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и правовой акт, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц».

Процесс управления (управленческий цикл) схематично может быть представлен в виде трех составных частей:

ü подготовительной;

ü исполнительной;

ü контрольной.

Полноценность управления обеспечивается четкостью постановки цели, наличием необходимой информации. Информация должна соответствовать определенным требованиям. Это, в частности, целенаправленность, достоверность, адекватность, своевременность. В целом же информация в управлении имеет несколько назначений: для разработки решений; для оценки настоящего состояния и разработки перспектив развития; для контроля.

Анализом и оценкой информации, необходимой для разработки управленческого решения, в основном заканчивается подготовительная часть процесса управления.

Вторая часть — исполнительная. В здравоохранении она может быть представлена в виде следующих основных видов управленческих решений:

1) медицинские (организация, технология, качество, совершенствование лечебно-профилактического процесса);

2) социальные (кадры, их использование, подготовка, условия жизни, труда, отдыха и др.);

3) административные (регламентация и документальное оформление деятельности медицинского персонала, положение об учреждении, должностные инструкции);

4) ресурсные (финансы, сеть, обеспечение лекарствами, обеспечение медицинской техникой);

5)хозяйственные (развитие материальной базы, строительство, ремонт, использование транспортных средств, организация питания и др.);

В зависимости от формы управляющего воздействия решения бывают трех степеней:

1) приказ — отражает самую строгую императивную форму распорядительного воздействия. Приказ фиксирует что, где, когда, кем должно быть сделано. Приказ — это прямое обязательное предписание;

2) распоряжение — ограничено менее жесткими рамками принуждения;

3) рекомендация — наименее обязательная форма. Допускаются уточнение, конкретизация.

Требования к управленческому решению:

• целенаправленность;

• эффективность;

• экономичность;

• своевременность;

• надежность;

• гибкость;

• жизнестойкость.

Третья, заключительная, часть процесса управления представляет собой контроль за реализацией решений и оценку результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: