Россия и ВТО

Список стран-членов ВТО

Вступление и членство в ВТО

Основная статья: :en:World Trade Organization accession and membership

В ВТО входят 158 членов, в том числе: 154 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.

Основная статья: Россия и ВТО

Переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договора ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам.

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО.

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

Критика вступления в ВТО России:

После официального опубликования условий вступления России в ВТО (февраль 2012г), специалисты центра "ВТО-Информ" (www.wto-inform.ru) попросили оценить последствия вступления руководителей целого ряда отраслевых объединений. Данные показали, что механизмы защиты производителей и компенсации потерь не были проработаны практически ни для одной отечественной отрасли реального сектора экономики. Генеральные директора


ВТО как институт регулирования международных торговых отношений

Всемирная торговая организация является одним из ключевых институтов в современной институциональной системе мировой экономики. Значение ВТО для развития международных торговых отношений может быть представлено следующим образом:

1. ВТО контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований соглашений, составляющих правовую базу ВТО, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;

2. ВТО является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствия для роста и упорядочения международной торговли;

3. ВТО выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением «правил игры» на мировом рынке;

4. ВТО сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя таким образом в формировании глобальной экономической политики.

Принимая во внимание значительное расширение сферы компетенции ВТО в связи с подписанием в итоге Уругвайского раунда новых соглашений и договоренностей о регулировании международных экономических отношений, а также учитывая увеличение числа стран-членов организации (до 148 по состоянию на октябрь 2003 г.), можно сказать, что ВТО все больше утверждается в мире как создатель универсальной глобальной торговой системы, основанной на общепризнанных правилах для всех ее участников. Лишним тому подтверждением может служить деятельность по подготовке новых правовых документов в рамках ВТО.

5. Страны, находящиеся вне сферы действия правил ВТО, разработанных и разрабатываемых (как, например, Россия), с одной стороны, могут оказаться на периферии современных международных экономических отношений, играющих все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств, и, с другой, волей-неволей вынуждены играть по правилам ВТО, но лишь в качестве пассивного участника международной торговой системы.

6. Одной из основных задач ВТО является либерализация международной торговли (например, amazon.com), поощрение трансграничных потоков товаров, услуг и капитала, что открывает странам возможности концентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Это повышает эффективность использования национальных ресурсов, и вряд ли можно оспаривать значение устранения барьеров на пути развития международной торговли.

Все многочисленные правовые документы, образующие в совокупности многостороннюю торговую систему ВТО, имеют в своей концептуальной основе несколько базовых принципов:

- торговля без дискриминации, обеспечиваемая взаимным предоставлением странами режима наибольшего благоприятствования в торговле и национального режима для импортной продукции;

- предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам путем создания таких норм, которые в значительной мере затрудняли бы правительствам государств-членов ВТО возможность произвольно менять «правила игры»;

- транспарентность (прозрачность и доступность) национальных законов, нормативных актов и внешнеторговой практики стран-членов ВТО, что необходимо для создания предсказуемых торговых условий.

7. Важная задача системы многостороннего регулирования ВТО состоит также в создании условий для развития справедливой конкуренции между ее членами. Принципы поощрения справедливой конкуренции заложены и в положениях ВТО, относящихся к демпингу и субсидиям. По существу, вся правовая база ВТО - это сложный комплекс правил и норм, направленных на создание равных условий в международной торговле для всех стран-членов.

Можно утверждать, что в комплексном виде нормы ГАТТ-1994, ГАТС, Соглашений по ТРИМС, ТРИПС и остальных соглашений и договоренностей ВТО создают устойчивые основы для международной торговли и в этом своем качестве выполняют функцию многостороннего торгового договора для стран-участниц, заменяя собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоренностей и соглашений. Эта функция ВТО дает немалые преимущества присоединившимся странам, открывая перед ними возможности использования многостороннего торгово-политического регулирования в целях развития внешней торговли.

Таким образом, происходящая эволюция многосторонней торговой системы ВТО во многом отвечает экономическим императивам сегодняшнего дня. Однако многое в этой системе нуждается в совершенствовании, в том числе механизм регулирования международной торговли сельскохозяйственными товарами, определение круга полномочий ВТО (проблемы включения в ее компетенцию «новых сфер» торговли, например, электронной; выработки согласованной позиции по вопросу о перспективах регулирования трудовых аспектов международной торговли и др.), а также уравнивание с развитыми странами развивающихся и стран с переходной экономикой в фактических возможностях реально влиять на деятельность этой организации. Кроме того, медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые; телекоммуникационные; перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги; морское судоходство. Принципиально важным моментом выступает разработка международных правил при инвестиционной деятельности, которые были бы распространены на заграничные капиталовложения, в частности, применения в данной области принципов предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима, а также включали бы требования, связанные с охраной окружающей среды.

Вступление России в ВТО неизбежно окажет существенное влияние на экономику страны, методы регулирования ее внешнеэкономических связей, масштабы и формы взаимодействия с мировым сообществом. Это влияние, скорее всего, в краткосрочном периоде будет неоднозначным, однако для долгосрочного периода практически все исследователи отмечают стратегическую выгоду России от присоединения к Всемирной торговой организации. Находясь за пределами ВТО, страна теряет от дискриминации отечественных промышленных товаров на рынках зарубежных стран-членов ВТО, далеко не всегда обоснованно применяющих антидемпинговые и другие ограничительные меры. Российские производители лишены многих преимуществ, которыми обладают участники ВТО. В их числе - право на заблаговременное получение информации о стандартах, технических требованиях, результатах испытаний того или иного продукта, поступающего на рынки других стран; значительная экономия на издержках благодаря использованию единых стандартов на внутреннем и зарубежных рынках; право обращаться за защитой в судебные органы ВТО в случаях неправомерного отказа других участников торговли в доступе российских товаров на их рынок; потенциальный выигрыш от приведения внутреннего законодательства страны в соответствие с международными нормами и регламентами и многое другое.

В целом переговорная позиция российской стороны должна, очевидно, опираться на те соображения, что присоединение России к ВТО не должно достигаться «любой ценой», что членство в ВТО будет иметь смысл лишь о том случае, если условия торговли для России улучшатся по сравнению с нынешними, и что обязательства по открытию российского рынка для иностранных товаров и услуг должны учитывать трудности, переживаемые Россией в связи со структурной перестройкой экономики.

Анализ условий присоединения Китая к ВТО показал, что Китай пошел на слишком большие уступки, особенно в области сокращения субсидирования сельскохозяйственного производства, и для него были установлены чрезмерно высокие требования - более высокие, чем действуют в отношении большинства стран-членов ВТО. Подобный опыт Китая, а также вступивших во Всемирную торговую организацию стран СНГ (Киргизии, Грузии, Молдовы) увеличивает опасность того, что Россию будут готовы принять в ВТО только на нестандартных, то есть невыгодных для нее условиях.

С учетом необходимости структурной перестройки и адаптации к международной конкуренции многих отраслей нашего национального хозяйства наиболее предпочтительной представляется стратегия концентрации усилий внешнеторговой политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка в секторах «неперспективных» производств. Осуществление стратегии селективной защиты внутреннего рынка должно базироваться на ряде принципов, направленных на решение задач повышения конкурентоспособности производства (путем его реструктуризации) и противодействия лоббизму импортеров. Это, в частности:

1) максимальная унификация правил применения тарифных и нетарифных мер защиты внутреннего рынка, установление четкой и прозрачной процедуры изменения уровня тарифных ставок, понятной производителям, импортерам и инвесторам;

2) ответственность защищаемых средствами внешнеторговой политики отечественных производителей за наращивание собственной конкурентоспособности, то есть усиление уровня их защиты исключительно в увязке с обязательствами проведения соответствующей реструктуризации, снижения издержек и повышения качества продукции.

Таким образом, приоритеты внешнеторговой политики ближайших лет должны состоять в государственной поддержке тех отечественных производств в реальном секторе хозяйства и в сфере услуг, которые заключают в себе перспективы восстановления и повышения конкурентоспособности российской экономики, в стимулировании притока иностранного капитала в секторы, требующие современных по мировым стандартам и пока отсутствующих в России технологий, а также в создании максимально благоприятных с точки зрения развертывания конкурентных начал условий для всех остальных сегментов внутреннего рынка.

Нельзя форсировать вступление во Всемирную торговую организацию в ущерб интересам развития национальной экономики. Необходимо учесть опыт Китая, который почти 15 лет вел осторожные переговоры о вступлении в ВТО и одновременно, опираясь на экономический подъем, осуществлял мощную экспортную экспансию. Поскольку масштабы и глубина системной трансформации российской экономики уникальны, у России есть самые серьезные основания отстаивать сравнительно длительные сроки адаптации своей внешнеторговой политики к требованиям и правовым положениям ВТО.

Средний взвешенный уровень тарифных ставок, предлагаемый Россией к переговорному процессу, практически соответствует уровню таможенных барьеров многих стран-членов ВТО. А значит, у России нет необходимости уменьшать свои тарифы до более низкого, нежели фактически установленный в ВТО, уровня и брать на себя односторонние обязательства по их снижению. Это следует делать лишь при наличии конкурентоспособных отечественных аналогов импортной продукции, причем преимущественно при «размене» уступок в ходе переговоров по данным позициям на необходимость для страны более сильной защиты от импорта по другим позициям.

В период присоединения к ВТО необходимо жестко защитить отдельные секторы внутреннего рынка «пиковыми» тарифами. Сильной защитной мерой для России может стать более жесткое следование принципам эскалации тарифных ставок и эффективного тарифа.

Важно сильнее диверсифицировать систему тарифных ставок, что будет способствовать не только проведению более гибкой протекционистской политики, но и повышению эффективности переговоров по условиям вступления в ВТО. Так как в российской экономике неизбежны крупномасштабные структурные преобразования, «узкая» номенклатура импортного тарифа не позволит обеспечить эффективное регулирование внутреннего рынка и протекционистское содействие становлению и развитию в России современных производств.

В сфере услуг необходимо отстаивать в ходе переговоров сохранение на переходный период ограничений на деятельность в стране иностранных поставщиков, особенно это касается сектора финансовых (банковских и страховых) и телекоммуникационных услуг. В противном случае в силу изначального неравенства конкурентных возможностей отечественных и иностранных финансовых институтов и компаний данные отрасли национальной экономики могут практически целиком оказаться под контролем нерезидентов (как, например, это произошло во многих странах Восточной Европы).

Необходимо четкое согласование мероприятий внешнеторговой политики, обусловленной задачами присоединения к ВТО, с параметрами и ориентирами промышленной политики России. Селективное усиление защиты внутреннего рынка тарифными и нетарифными методами в среднесрочной перспективе должно жестко увязываться с инвестиционными программами реструктуризации отечественного производства и повышения конкурентоспособности продукции.

В целом анализ ВТО как ключевого социального института, функционирующего в сфере международных торговых отношений, его задач, функций и проблем показал, что Россия имеет существенные издержки и упущенные возможности, оставаясь вне рамок его деятельности. В то же время, проводя целенаправленную политику по присоединению к ВТО, необходимо отстаивать в ходе этого процесса национальные интересы, добиваться приемлемых условий вхождения в организацию и приемлемого для России уровня уступок своим торговым партнерам. Ибо вступление в любую международную организацию должно отвечать долгосрочной стратегической цели развития страны - повышению уровня благосостояния ее населения, что возможно при вхождении в международную экономическую систему в качестве равноправного, а не ущемленного в правах и возможностях, ее участника.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО — основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом.

Со времени своего создания деятельность ВТО служила форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования и финансовых услуг. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как Повестка дня в области развития, принятая в Дохе.

Руководящий орган ВТО — Конференция министров — созывается раз в два года; повседневной работой занимается Генеральный совет.

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответ­ственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является частью ООН?

В 1948 году ООН приняла Устав ITO (International Trade Organization, Международная торговая организа­ция), который учитывал соглаше­ния по обеспечению занятостью, законы против монополий концер­нов, а также меры по защите вну­тренних рынков. Однако Конгресс США отклонил ITO, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиций американских банков и концернов. И в том же 1948 году была создана другая организация и принято дру­гое соглашение — GATT (General agreement on tariffs and trade, Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ). Созданная как вре­менная организация, ГАТТ просуще­ствовала с 1948 по 1995 год, пока не была преобразована в ВТО. В ВТО входят следующие Соглашения:

  • GATT (ГАТТ, Генеральное согла­шение по тарифам и торговле);
  • GATS (ГАТС, Генеральное согла­шение по торговле и услугам);
  • TRIPS (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности);
  • TRIMS (Соглашение по инвести­циям);
  • соглашение по сельскому хо­зяйству;
  • текстильные соглашения;
  • соглашения по субсидиям;
  • антидемпинговые меры;
  • соглашения по финансовому рынку;
  • SPS (Соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах);
  • ТВТ (Соглашение о технических препятствиях торговле).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: