Предмет экономики труда и ее задачи

Содержание и характер труда

Тема 1: Труд как основа развития общества и фактор производства.

1)труд как экономическая категория, функции труда и его роль в развитии человека и общества

2)содержание и характер труда

3) труда как фактор производства

1. Труд как экономическая категория, функции труда и его роль в развитии человека и общества

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Труд – это деятельность, направленная на производство общественно полезных благ: материальных и духовных.

Формы проявления труда:

· биологическая

· организационно-технологическая (взаимодействие человека со средствами производства)

· организационно-экономическая и социальная (взаимодействие работников друг с другом)

Человек в процессе труда выступает как объект и как субъект производства.

Как объект – человек вступает во взаимодействие с окружающей средой

Как субъект – вступает во взаимоотношение с другими людьми

Функции труда:

· участие (наряду с другими факторами производства) в производстве благ, удовлетворяющих потребности человека

· формирование национального богатства

· развитие общества, науки и культуры

· формирование человека

· способ самовыражения личности

К.Маркс

· конкретный труд – создает конкретную полезную вещь – товар или услугу

· абстрактный труд – затраты энергии человека

Содержание труда – это совокупность его элементов (предметы труда, средства труда и форма организации производственного процесса), которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их составом, сложностью и последовательностью выполнения.

1.По содержанию различают:

· труд в сфере материального производства

· в сфере услуг

· в сфере науки, культуры, искусства

· и др.

2. Труд в отдельных отраслях материального и нематериального производства:

· в машиностроении

· в легкой пищевой промышленности

· в строительстве

3. По видам деятельности:

· труд предпринимателя

· администратора

· руководителя

· специалиста

· рабочего и т.д.

4. Труд по профессиям и специальностям

Характер труда – это качественные особенности труда, которые по определенным признакам выделяют тот или иной его вид в особую группу, независимо от содержания труда. (социально-экономическая сторона труда)

Классификация по характеру труда:

· по свободе выбора – свободный/подневольный

· по предназначенности результатов – личный/общественный

Личный – труд на себя и свою семью без намерения передачи его результатов за пределы семьи для других людей.

Общественный труд – труд на производстве и в сфере услуг

· по степени самостоятельности: предпринимательский, наемный, на основе самозанятости

Наемный – труд по найму на основе трудового договора.

Предпринимательский труд – труд по организации деятельности фирмы

Самозанятость – работник не только организовывает свое дело, но и лично выполняет основную работу

· по степени разнообразия выполняемых действий: содержательный, малосодержательный (монотонный)

· по преобладанию психофизиологических нагрузок: умственный/физический

· по наличию оплаты: оплачиваемый/неоплачиваемый

· по степени универсальности: универсальный, специализированный, узкоспециализированный

3. Труд как фактор производства

Труд как фактор производства создает стоимость, определяет распределение доходов и взаимодействует с другими факторами производства.

Как и все факторы производства, труд создает часть общего дохода фирмы, свой предельный продукт, имеет предельную производительность.

Как фактор производства, труд является объектом купли-продажи на рынке труда, где под воздействием спроса и предложения происходит образование равновесной рыночной цены, т.е. з/п, с учетом предельной полезности и предельной производительности труда.

В Российской экономике труда труд - это не только фактор производства, но и особая социально-экономическая система, состоящая из 3 элементов: предметы труда, средства труда, субъекты труда. Связывает эти элементы организация труда – определенный порядок построения и осущ-ия трудового процесса, к. складывается из системы взаимодействия работника с предметами и средствами труда, а также производственного взаимодействия людей друг с другом.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда – факторы, влияющие на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования, возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т.п.).

Производственные условия труд а – это все элементы производственной среды, к. в процессе труда воздействуют на здоровье работника, его работоспособность и отношение к работе.

д/з общественное разделение труда(этапы разделения труда)

развитие производительных сил (естественная, общественная, всеобщая)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой - преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей человечества. Уровень развития производительных сил выражает степень познания и овладения законами природы, является важнейшим показателем общественного прогресса.

Производительные силы исторически прошли три основные ступени развития, принимая соответствующие формы: естественные, общественные, всеобщие производительные силы. Первая форма характеризует низшую ступень развития, которой соответствовало присваивающее хозяйство. Смена его на производящее хозяйство (в ходе неолитической революции) подготовила становление следующей формы общественных производительных сил. Становление общественных производительных сил, связанное с развитием орудий труда, ростом разделения труда (отделением ремесла от земледелия, города от деревни), завершилось промышленным переворотом середины XVIII - ХГХ вв. В рамках каждой ступени производительные силы проходят ряд технологических стадий производства. Так, кооперация, фабрика, мануфактура являются технологическими ступенями развития общественных производительных сил. В результате неолитической революции развилась постприсваивающая экономика, в основе которой было сельское хозяйство. Результатом промышленного переворота явилась постаграрная индустриальная экономика, основу которой составляла промышленность (сначала легкая, затем тяжелая). Становление всеобщих производительных сил в середине XX в. как качественно новой формы связано с развитием науки «всеобщего знания», использованием ее достижений в общественном производстве и совершается в ходе научно-технической революции. В ходе НТР на современном этапе возникает постиндустриальная экономика, центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. Производство и использование информации все в большей степени определяет уровень развития производительных сил. Качественные изменения происходят в, размещении производительных сил. Если в доиндустриальную эпоху города возникали на пересечении торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии, то на современном этапе технополисы возникают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий.

отличие труда от досуга и от деятельности

является ли трудом деятельность предпринимателя чем почему

Тема 2: Предмет экономики труда и ее место в системе экономических наук.

1. Формирование экономики труда как науки

2. Предмет экономики труда и ее задачи

3. Место экономики труда

1. Проблемы, являющиеся предметом экономики труда, впервые были проанализирована А.Смитом. Он исследовал процесс разделения труда, з/п.

Д.Рикардо исследовал безработицу, занятость, бедность.

Рыночный механизм позволяет обеспечить решение всех хозяйственных, в т.ч. – экономика трудовых проблем.

Противоположные взгляды высказывал К.Маркс. Он считал что равноправные отношения между работниками и работодателями невозможны, и з/п явля-ся результатом эксплуатации и подчинения наемных работников. Причины этого – частная собственность на средства производства.

Как отдельная дисциплина экономика труда сущ-ет около 100 лет и выделяют 4 этапа ее становления.

1 этап охватывает период 1890-1920 гг.

К началу этого периода окончательно произошло устранение тотального регулирования хозяйственной жизни со стороны государства, была разрушена система ремесленных гильдий с характерной для них регламентацией, с др. стороны, труд стал гораздо строже подвергаться технологическому регулированию.

Одновременно с этим появились первые профсоюзы, коллективные договоры и социальное законодательство, ориентированные на охрану труда

Предметом исследования экономики труда стали соответствующие учреждения, организации, правовые нормы в сфере труда, все то что теперь принято называть институтами.

В этот период экономика труда окончательно еще не сформировалась как наука, тесно соприкасалась с исследованиями в области социальной политики, трудового права, общественных отношений. На протяжении данного этапа был сформирован понятийно-терминологический аппарат, обособивший экономику труда от экономической теории.

2 этап 1920-60гг. Становление экономики труда как науки, использующей экономические методы исследования. В СССР и Западных странах этот этап протекал по разному. В Западных странах основных содержанием этапа было исследование рынка труда.

В СССР в основном изучали теорию трудового процесса. Методы исследования заимствовались из неэкономических дисциплин. Результаты исследований относились к процессу организации труда.

3 этап кон.1960-сер.1970 гг.

Связан с изменением фундаментальных основ управления трудовой деятельностью. Если раньше основные параметры трудовой деятельности определялись руководством предприятия исходя из системы применяемых технологий и характеристик работников, то теперь труд стал подвергаться регулированию не изнутри, а извне. Это было связано с возрастанием степени мобильности рабочей силы, усложнением проблем защиты окружающей среды, глобализацией экономики, усилением конкуренции на внешних рынках, технологическими инновациями, структурной перестройкой экономики. Движущей силой в трансформации экономики стала роль внешней среды.

Другим важным направлением стало изучение институтов и инфраструктуры рынка труда.

4 этап современный. Сложно подводить окончательные итоги, но можно выделить отличия от предыдущих этапов:

1. во всех экономико-трудовых процессах на предприятии кардинально изменилась роль внешней среды, она стала непосредственно воздействовать на всех работников.

2. значительно выросла роль индивида как объекта исследования экономики труда, его самые разнообразные характеристики стали развиваться независимо от тенденции развития отдельных подразделений либо предприятий в целом

3. возросла степень многомерности описания различных экономических субъектов. Положение работников и работодателей стало определяться значительно большим числом показателей и гораздо менее зависимым друг от друга чем это было ранее

4. характеристики трудовой деятельности в этот период приобрели исключительно высокий динамизм, что является следствием влияния рыночных факторов на персонал предприятия. При этом, тенденция изменения многих показателей (трудовая нагрузка, размер вознаграждения и т.п.) может изменяться в течение небольших отрезков времени на противоположную. Ранее эти характеристики практически всегда обладали четко выраженной и поэтому легко прогнозируемой тенденцией

Таким образом, в современный период развития экономики труда предмет этой науки существенно усложнился, что требует формирование новых методологических подходов и методов исследования.

Предмет ЭкТ - экономические отношения между людьми, возникающие по поводу построения и осуществления трудовых процессов использования труда и управления им.

Задачи ЭкТ:

1. исследование сущности, содержания и характера труда

2. изучение закономерностей функционирования рынка труда

3. анализ состояния и направлений развития социально-трудовых отношений, разработка рекомендаций по их регулированию

4. исследование мотивации и стимулов, обеспечивающих эффективную трудовую деятельность

5. исследование формирования систем трудового вознаграждения применительно к различным категориям работников с учетом факторов его дифференциации

6. анализ системы управления трудом на предприятии, включая производительность, организацию и нормирование труда

7. определение экономических предпосылок повышения эффективности трудовой деятельности

8. выявление экономико-трудовых проблем мировой и национальной экономики, разработка спосоов их решения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: