Вопрос пятый

Правительство Франции стало осознавать возможные негативные последствия сложившейся ситуации и необходимость охраны сельскохозяйственных земель. Законы о горах (1984 г.) и о морском побережье (1986 г.) содержат ряд положений о необходимости обеспечения экологической стабильности в этих районах, хотя по оценкам экспертов они на практике малоэффективны.

Систему регулирования земельных отношений в Германии следует рассматривать как одну из наиболее развитых и эффективных. Для разрешения конфликтов между сельскохозяйственным и иным землепользованием в Германии на федеральном уровне в 1965 г. был разработан закон о планировании землепользования, а в 1989 г. был введен новый закон, более четко регулирующий эти вопросы.

Важными положениями этих документов являются:

• рассмотрение сельского хозяйства как органической части народного хозяйства, при этом основой аграрной структуры выступает семейная ферма;

• введение запрета конверсии сельскохозяйственных земель;

• принцип развития сельской местности в соответствии с требованиями современных стандартов уровня жизни;

• необходимость защиты окружающей среды и природных ресурсов.

Законы о консолидации земель (1953 г. и 1976 г.) определяют правила обустройства сельской местности в соответствии с требованиями повышения эффективности сельскохозяйственного производства и решения экологических задач.

Закон об административном контроле за сменой собственника на сельскохозяйственные участки (1961 г.) запрещает сделки с земельными участками, если это приводит к их раздроблению.

По закону об административном контроле за арендными контрактами (1985 г.) земельный собственник обязан сообщать обо всех изменениях, внесенных в договор по аренде, хотя для заключения арендных соглашений специальное разрешение не требуется, а необходимо только этот договор зарегистрировать в специальных государственных агентствах.

Вопросы защиты природы в Германии рассматриваются в широком смысле, учитывая всю систему в целом, а не отдельные ее элементы. Кроме того, действующий механизм планирования землепользования также предусматривает решение и экологических проблем. При этом сельское хозяйство считается видом деятельности, способствующим охране окружающей среды.

В стране действует специальное законодательство по охране лесных и водных ресурсов (1975 г. и 1986 г.). по правильной утилизации отходов сельскохозяйственной деятельности (1986 г.), об использовании в аграрном производстве удобрений (1977 г. и 1989 г.) и химикатов (1986 г.).

Основные направления в развитии регулирования земельных отношений в странах ЕС на современном этапе

Важнейшими факторами, определяющими структуру и содержание аграрного земельного законодательства в странах ЕС следует считать:

• проблемы, стоящие перед сельским хозяйством данной страны;

• особенности законодательно - административной структуры государства;

• количество и качество сельскохозяйственных угодий;

• технологическую и социально-экономическую нагрузку на землю. Практически во всех странах ЕС существует право индивидуально владеть сельскохозяйственной землей и свободно ее использовать. Существующие в некоторых странах ограничения на сельскохозяйственное землепользование в целом следует рассматривать как малосущественные.

Важнейшими направлениями регулирования земельных отношений в странах ЕС являются:

• физическое планирование (зонирование) земельных ресурсов;

• консолидация земельных участков;

• введение ограничений на покупку сельскохозяйственных угодий, связанное с предотвращением их раздробления или чрезмерного увеличения;

• наложение обязательств по обязательной обработке сельскохозяйственной земли;

• существование преимущественного права у государства на покупку или экспроприацию земельных участков;

• разработка правил доступа населения в частные земельные владения;

• регулирование сельскохозяйственной аренды.

Хорошо развито земельное планирование в Нидерландах, где требуется получение разрешения на любое строительство и возможна экспроприация земли, если это необходимо для целей развития территорий.

В Великобритании сельскохозугодия не являются объектом государственного планирования, но вопросы развития (например, строительство домов) требуют специального разрешения.

Для повышения эффективности аграрного производства, в некоторых государствах Европы для начала сельскохозяйственной деятельности требуется получение лицензии (Франция, Италия, Дания) и практически всюду государство налагает обязательство добросовестной и рациональной обработки фермерами сельхозугодий.

Одной из важных тенденций в области регулирования земельных отношений является усиление экологической направленности развития в сельской местности. Во многих странах эти вопросы взаимосвязаны и охрана природы осуществляется через ограничение сельскохозяйственного землепользования (Дания, Бельгия, Великобритания). В Нидерландах и Великобритании заключаются специальные договора между фермерами и государством, по которым государство обязуется выплачивать определенную финансовую помощь фермерам, согласившимся применять экологически безопасные технологии.

Минимальные сроки аренды существуют в Нидерландах (6 лет для сельхозугодий и 12 лет для фермы), в Бельгии и Франции (9 лет с автоматическим продлением), Италии (15 лет). В Германии не существуют такие ограничения, но суд может продлить аренду до 12 лет (сельскозугодия) и до 18 лет (ферма), а в Дании - до 30 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: