Экономическое значение производственной инфраструктуры рыбного хозяйства

Классификация инфраструктуры

Все элементы инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса можно классифицировать по следующим признакам:

по степени влияния на производственный процесс;

по территориальному;

по отраслевому;

по функциональному назначению.

По степени влияния на производственный процесс инфраструктуру рыбного хозяйства делят на производственную и социальную.

Отрасли инфраструктуры по территориальным признакам и обслуживанию производства подразделяют на:

отрасли инфраструктуры, имеющие макроэкономическое значение;

региональные отрасли;

локальные или производственные отрасли в конкретном предприятии;

инфраструктура экономического района данной страны.

Первая группа представляет систему отраслей и служб, обслуживающих эффективное функционирование национальной экономики в целом. Так, крупными инфраструктурными комплексами являются энергетическая система страны (для рыбоводных и прудовых хозяйств), единая транспортная система, единая система связи и др. Они призваны удовлетворять потребности национальной экономики в электроэнергии, обеспечивать нормальную почтово-телеграфную и транспортную связь.

Региональная инфраструктура связана с развитием отдельных экономических районов, формированием территориально-производственных комплексов. Например, инфраструктура Автономной Республики Крым, инфраструктура Харьковской области.

Локальная или производственная инфраструктура состоит из элементов и производств, обеспечивающих деятельность отдельных предприятий. Примером локальной инфраструктуры может служить предприятие по ремонту и техническому обслуживанию добывающего и обрабатывающего флотов, складского и холодильного хозяйства.

Инфраструктура экономического района данной страны включает совокупность предприятий, которые в состоянии обслуживать отечественные рыболовецкие суда, ведущие промысел на определенных условиях. Например, инфраструктура экономической зоны Марокко и др.

По отраслевому признаку отрасли инфраструктуры делятся на межотраслевые и внутриотраслевые. Межотраслевая инфраструктура призвана обслуживать многие отрасли национальной экономики и в первую очередь транспорт, электроснабжение, связь. Внутриотраслевая инфраструктура способствует функционированию конкретной отрасли. Например, успешное развитие прудового и океанического рыболовства невозможно без сетевязального производства, обеспечивающего необходимыми орудиями лова, или без соответствующих прогнозов уловов, которые разрабатываются научно-исследовательскими институтами.

По функциональному назначению в инфраструктуре рыбохозяйственного комплекса можно выделить две главные сферы: сферу по обслуживанию непосредственно рыбного хозяйства и сферу, которая обеспечивает продвижение конечной продукции до потребителя. В первую сферу включаются отрасли и предприятия по ремонту и техническому обслуживанию судов, машин и оборудования, а также транспортные водоснабженческие организации, информационную службу, систему материально-технического снабжения и электрификации.

Вторая сфера состоит из организаций по подготовке, транспортировке, хранению продукции.

Производственная инфраструктура включает в свой состав отрасли, которые обеспечивают нормальное функционирование средств производства и способствуют сохранению их работоспособности на протяжении длительного периода.

В состав производственной инфраструктуры входят: машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, жестяно-баночное производство, производство сетематериалов, орудий лова и промвооружения, лесозаготовительное и лесотарное производство, производство прочих видов тары, упаковочных и других материалов и пластмасс, комбикормовое производство, строительство, система коммуникаций, почтовая и телеграфная связь, линии передач электроэнергии, научно-производственные лаборатории, вычислительные центры. Кроме того, сюда входят портовое хозяйство, транспортный флот, сеть холодильников, охрана рыбных запасов (биоресурсов).

Уровень обеспеченности рыбного хозяйства объектами производственной инфраструктуры остается крайне низким. О чем свидетельствует уровень общего выпуска рыбной продукции, не превышающий 25% от уровня 1990-1991гг., а также большая доля рыбной продукции, продаваемой на зарубежных рынках океаническими предприятиями, которые являются основным фактором развития береговой инфраструктуры, созданной ещё до обретения Украиной независимости.

Производственная инфраструктура экономически весьма эффективна. Эффективность её проявляется в сокращении потерь и улучшении качества конечной продукции, в снижении материально-денежных и трудовых затрат на единицу продукции.

Основным показателем экономической эффективности производственной инфраструктуры является окупаемость затрат на создание объектов, служб и подразделений инфраструктуры:

(2.1)

где Он – окупаемость затрат на производственную инфраструктуру, грн.;

Св – стоимость конечной продукции рыбного хозяйства, грн.;

Мн – материальные затраты на создание производственной инфраструктуры, грн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: