Правовой режим земель историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся зе­мельные участки, предназначенные для размещения недвижи­мых материальных историко-культурных ценностей и археоло­гических объектов. Главная цель выделения этого вида земель - сохранение историко-культурного наследия Республики Беларусь. Передвижение в пространстве недвижимых материальных историко-культурных ценностей связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной ут­рате ими отличительных ценных достоинств *. Перечень этих ценностей приведен в постановлении Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 578. К ним отнесены геодезическая дуга Струве, мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», исторический центр г. Бреста и др.

В целях обеспечения охраны среды недвижимых материаль­ных ценностей вокруг них устанавливаются следующие зоны: охранная, регулируемой застройки, охраны природных окрест­ностей, охраны культурного слоя. В состав этих зон могут вхо­дить земли любой категории, если на них осуществляется дея­тельность, совместимая с режимом охраны историко-культур­ной ценности.

Археологические объекты - это материальные объекты или их комплексы, которые возникли в результате жизнедеятельно­сти человека от его появления до периода новой истории и выявлены с использованием специальных археологических ме­тодов. К ним относятся укрепленные древние поселения (горо­дища, города, замки) и неукрепленные древние поселения (сто­янки, селения), захоронения (курганные и грунтовые), культур­ный слой исторических мест населенных пунктов и др.

В целях охраны археологических объектов и прилегающей территории, а также рационального использования археологи­ческих объектов и положительного их восприятия устанавлива­ются зоны охраны археологических объектов. Археологическим объектам может быть придан статус материальной историко-культурной ценности.

5. Управление использованием и охрана земель природоохранного, оздоровительно­го, рекреационного и историко-культурного назначения

Правовой режим земель природоохранного, оздоровительно­го, рекреационного и историко-культурного назначения форми­руют:

во-первых, земельные участки, на которых непосредственно находятся вышеперечисленные объекты;

во-вторых, охранные зоны, которые могут устанавливаться вокруг некоторых объектов (заповедников, национальных пар­ков, заказников, курортов, недвижимых материальных истори­ко-культурных ценностей, археологических объектов). Охран­ные зоны не включаются в состав земель данной категории, но в отношении прав на расположенные в них земельные участки, могут устанавливаться ограничения (обременения). Для этой категории отсутствуют общие правила установления и назначе­ния охранных зон, так как в некоторых случаях законодатель­ство вообще не предусматривает возможности их создания.

Кроме того, следует выделить земли, которые в установлен­ном порядке зарезервированы для образования новых особо ох­раняемых природных территорий. Резервирование как средство предотвращения нарушения или утраты природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности предусмотрено Законом «Об особо охраняемых природных территориях» (ст.13). Земельные участки в границах зарезервиро­ванных территорий у землепользователей не изымаются и ис­пользуются по целевому назначению с соблюдением режима ох­раны и использования этих территорий, установленного реше­нием об их резервировании. В юридической литературе указы­вается, что эти земли нельзя приравнивать к охранным зонам, которые устанавливаются вокруг уже существующих объектов, для них должны быть установлены особые правила использова­ния и охраны из-за их особого статуса. Законодательство об охране и использовании земель не определяет особенности ис­пользования зарезервированных территорий. Целесообразно оп­ределить механизм резервирования и для других видов земель, входящих в эту категорию.

Ограничено изъятие и предоставление земельных участков из указанной категории земель для целей, не связанных с на­значением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории и виды. Оно производится областными и Минским городским исполнительными комитетами и допускается в слу­чаях, установленных Указом № 667 (пп. 1.4).

Среди субъектов землепользования можно выделить две ка­тегории лиц;

1)специализированные землепользователи, за которыми зак­реплены указанные объекты (государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками, наци­ональными парками, а в отношении заказников - государствен­ные природоохранные учреждения или государственный орган (иная государственная организация), санаторно-курортные и оз­доровительные организации, организации отдыха и туризма, вла­дельцы недвижимой материальной историко-культурной цен­ности, археологического объекта и др.);

2)иные землепользователи при условии соблюдения охран­ного режима.

Правовые формы использования земель данной категории ограничены землевладением и землепользованием. В частную собственность эти земли не передаются (ст. 13 Кодекса о земле). Однако этот вопрос сохраняет некоторую неясность, если при­нять во внимание состав этой категории. Кроме того, нецелесо­образно запрещать приобретение земельного участка в частную собственность, если объект находится в частной собственности, чтобы не создавать противоречий в правовом режиме. Напри­мер, историко-культурные недвижимые материальные ценности могут находиться в собственности любой формы (ст. 50 Закона «Об охране историко-культурного наследия»). Собственник ма­териальной ценности берет на себя обязанности по сохранению ценности, подписав составленное Министерством культуры Рес­публики Беларусь охранное обязательство, которое ограничива­ет свободное распоряжение этим объектом.

Порядок использования земель данной категории определя­ется специальным законодательством, которое недостаточно ре­гулирует эти правила.

Управление использованием и охраной земель этой катего­рии тесно связано с управлением организацией и функционированием соответствующих территорий. Поэтому важные функ­ции выполняют органы, чья деятельность связана с их органи­зацией и функционированием. К ним относятся: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь и др. Эти органы взаи­модействуют при выполнении своих задач с местными органами управления и самоуправления и Государственным комитетом по имуществу, которые обеспечивают непосредственное управле­ние землями данной категории.

Тема 5. Правовой режим земель лесного фонда

1. Понятие и состав земель лесного фонда

2. Особенности правового режима земель лесного фонда

3. Управление землями лесного фонда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: