Документы бухгалтерского учета и их роль в экспертном исследовании.
Предмет и объекты исследования судебно-бухгалтерской экспертизы.
Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются обстоятельства дела, связанные с установлением данных о хозяйственных операциях и достоверности их отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности:
учетных несоответствий в данных о хозяйственных операциях, отраженных в первичных документах учета, бухгалтерских регистрах и отчетности, величины учетных расхождений, механизма их образования, а также круга лиц, ответственных за выявленные нарушения;
обстоятельств, связанных с исследованием документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей, поступление и выбытие денежных средств;
соответствия (несоответствия) порядка учета хозяйственных средств и операций требованиям специальных правил, обстоятельств, затрудняющих выявление в бухгалтерском учете данных, свидетельствующих и недостачах, излишках, необоснованном расходовании хозяйственных средств и пр.
|
|
Объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются документы бухгалтерского учета, которые можно разделить на:
первичные документы бухгалтерского учета (накладные, спецификации, счета, счет-фактуры и т.п.);
сводные документы бухгалтерского учета (товарные и денежные отчеты и т.п.);
регистры бухгалтерского учета (книги, журналы-ордера, ведомости, табуляграммы и т.п.);
документы бухгалтерской отчетности.
Помимо бухгалтерских документов объектом экспертного исследования могут быть акты документальных ревизий и иные материалы дела, относящиеся к предмету экспертизы.
Метод документального контроля. Представляет собой исследование проявляющихся в особенностях внешнего оформления или в содержании учетных документов фактических обстоятельств, которые характеризуют процесс формирования бухгалтерских документов.
Приемы документального контроля.
1) Формальная проверка – внешний осмотр документа, изучение реквизитов документов, правильности его заполнения.
2)Нормативная проверка – изучение содержания операции, отраженной в документе с точки зрения ее соответствия действующим нормам, правилам и инструкциям.
3)Арифмитическая проверка – контроль за правильностью подсчетов, сделанных при составлении конкретного бух.документа.
4)Встречная проверка – сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.
5)Взаимный контроль – сопоставление различных документов, отражающих одну и ту же операцию.