Вторая половина XX в. характеризуется включением социальной сферы в систему международных отношений. Эти отношения складываются между государствами, между правительственными и неправительственными организациями. Сущность международных отношений в социальной сфере заключается в реализации программ социальной направленности и взаимодействии в социальных областях. Самый высокий уровень таких отношений – это деятельность международных организаций, главную роль среди которых играет Организация Объединенных Наций. При ООН действуют специализированные учреждения – межправительственные организации универсального характера (16 организаций: Международная Организация Труда (МОТ), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и др.), которые проводят самостоятельную практическую работу по оказанию помощи нуждающимся категориям населения в различных странах.
В международной социальной деятельности принимают также участие и неправительственные организации, которые сотрудничают с ООН и часто имеют консультативный статус при ней, но действуют все же самостоятельно (Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация слепых, Демократическая федерация женщин, многие религиозные организации и т.п.). Международное сотрудничество может быть двусторонним или многосторонним.
|
|
Функции этих организаций: подготовка различных деклараций, конвенций соглашений для развития сотрудничества в социальной сфере и осуществление координации и контроля за исполнением принятых соглашений.
В июне 1945 г. в Сан-Франциско на Учредительной конференции создала международная организация – Организация Объединенных Наций.
Устав ООН определяет ее цель как поддержание мира и безопасности, развитие мирного сотрудничества между государствами, предотвращение угрозы миру и подавление актов агрессии коллективными мерами, улаживание международных споров мирными средствами. Устав ООН предполагает осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; поощряет и развивает уважение к правам человека.
Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный суд и Секретариат. Кроме этого, созданы специализированные учреждения, например, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др., многочисленные комитеты и комиссии. В ООН входит 185 государств.
В Уставе ООН говорится, что Организация Объединенных Наций будет содействовать улучшению жизненного уровня, полной занятости и условий для экономического и социального прогресса, а также содействовать решению международных проблем в области экономики, социального развития, здравоохранения, культуры и воспитания. Другими словами, в ООН получила признание и распространение идея и практика социального развития.
|
|
Социальное развитие – это совокупность теоретических концепций и практических действий современного государства для укрепления и расширения социального благосостояния, для снижения социальной напряженности и консолидации общества.
Главной организацией, занимающейся социальными проблемами на международной арене в рамках ООН, является Экономический и Социальный Совет. В ЭКОСОС входит 54 государства. США, Великобритания, Франция, Россия являются членами ЭКОСОС с момента создания ООН. ЭКОСОС создан для обеспечения более высокого уровня жизни, полной занятости иусловий для экономического и социального прогресса и развития здравоохранения, международного сотрудничества в сфере культуры и образования и уважения прав и свобод каждого человека.
В рамках ЭКОСОС действует Комиссия по социальному развитию. Она представляет свои рекомендации по социальным вопросам международной значимости, несет ответственность за практическую реализацию специальных социальных программ. Доклад её группы экспертов является руководством для национальных правительств и школ социальной работы в разных частях мира. Программы, требующие одобрения или ассигнования средств, передаются для окончательного одобрения Генеральной Ассамблее.
Также ЭКОСОС имеет в своем составе пять региональных комиссий. Все регионы развивают свои собственные экономические и социальные программы в рамках направлений, одобренных ЭКОСОС. В сферу деятельности комиссий входит также сбор данных и проведение специальных исследований по социальным проблемам.
Еще одной структурой, входящей в ЭКОСОС, является Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам. Центр решает многие социальные проблемы семьи, детей, молодежи, пожилых, инвалидов; готовит проекты международных программ и конвенций, оказывает помощь правительствам. Центр разрабатывает основные направления молодежной политики, приемлемой для различных стран. Центр по социальному развитию выпускает «Бюллетень по проблемам пожилых».
Практическая международная деятельность в социальной сфере регулируется международными нормами, которые зафиксированы в многосторонних или двусторонних соглашениях, конвенциях, декларациях. Например, Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии 1969 г., которая провозгласила основные цели политики социального прогресса и развития:
1) постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод, в том числе ликвидация голода и недоедания; ликвидация нищеты;
2) достижение высокого уровня здравоохранения, по возможности бесплатного;
3) искоренение неграмотности;
4) обеспечение права на всеобщий доступ к культуре, бесплатному обязательному начальному обучению, повышению общего уровня образования на протяжении всей жизни.
5) защиту прав матери и ребенка,
6) обеспечение благосостояния пожилых и инвалидов,
7) воспитание молодежи в духе идеалов справедливости и мира.
Декларация 1969 г. потребовала от правительств увеличения ассигнований на финансирование социальных проектов, а также достижения справедливого распределения национального дохода через налоговую систему и др.
В марте 1995 г. была принята Копенгагенская декларация о социальном развитии. В ней ставилась задача устранить причины нищеты, безработицы, социальной изоляции и их последствия, чтобы жизнь людей повсеместно стала более безопасной. В Копенгагенской декларации подчеркивалось, что в задачи глав государств и правительств входит:
|
|
1) создание условий для тех мужчин и женщин, которые живут в условиях нищеты, чтобы они могли осуществлять свои права, жить полноценной жизнью и улучшать благосостояние своих семей;
2) создание атмосферы международного сотрудничества между правительствами и народами.
Участники Копенгагенской встречи взяли на себя ряд конкретных обязательств:
1) создать такие экономические, политические, социальные, культурные и правовые условия, которые будут благоприятствовать социальному развитию людей;
2) содействовать социальной интеграции, чтобы создать такое общество, которое было бы стабильным, обеспечивало бы защиту всех прав человека, не дискриминацию, терпимость, уважение многообразия, равенства возможностей, безопасности.
На встрече в Копенгагене была принята и программа действий до 2000 г. в интересах социального развития, одним из важнейших положений которой являлось то, что конечной целью социального развития является повышение и улучшение качества жизни всех людей.
При ООН также создан научно-исследовательский институт социального развития. Кроме того, действует Межуниверситетский консорциум по международному социальному развитию.
Международное сообщество в течение последних десятилетий все больше внимания уделяет проблеме охраны окружающей среды, и обеспечение экологической безопасности признано одним из направлений социальной работы. В ряде зарубежных государств экологические права человека и гражданина были законодательно закреплены уже в 1970-е гг. в международных документах. Например, в Стокгольмской Декларации в 1972 г.: «Человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений».
|
|
ЮНЕСКО – это Международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Она была создана в 1946 г. В настоящее время членами организации является 161 государство. Высший орган ЮНЕСКО — Генеральная конференция
Основные задачи ЮНЕСКО:
1) содействовать развитию международного сотрудничества в области науки и техники, образования и культуры, искусства;
2) охрана окружающей среды и ресурсов Мирового океана и земной коры;
3)реализация научных программ в сфере геологии, гидрологии, энергетики, распространение научно-технической информации;
4) борьба против дискриминации в вопросах образования;
5) защита национальных культур.
Среди наиболее важных международных документов, принятых ЮНЕСКО, можно отметить следующие: «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (1960); «Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод» (1974); «Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне» (1978). ЮНЕСКО является ведущей международной организацией в вопросе искоренения неграмотности.
ЮНИСЕФ – это Международная организация чрезвычайной помощи детям, была создана в 1946 г. для оказания помощи детям в странах Европы, разоренных Второй мировой войной. С 1953 г. организация стала называться Фондом помощи детям при ООН, а затем просто Детский фонд ООН. Основное внимание уделяет не только чрезвычайным ситуациям, но, прежде всего, улучшению положения детей в развивающихся странах. ЮНИСЕФ — ведущее учреждение ООН по координации деятельности программ помощи детям в рамках ООН. Руководящий орган – Исполнительный совет. Детский фонд помогает странам в планировании и расширении служб, оказывающих помощь детям; предоставляет средства для подготовки национальных кадров, включая специалистов по детскому обеспечению; осуществляет поставки технического оборудования, средств ухода, продуктов питания и др.; предоставляет также чрезвычайную помощь детям и матерям, пострадавшим от стихийных бедствий, гражданских конфликтов или эпидемий. С 1982 г. ЮНИСЕФ осуществляет глобальную программу иммунизации детей в странах третьего мира. Фонд стал важным источником и предоставлял ресурсы для национальных социальных служб в развивающихся странах. К числу наиболее важных инициатив ЮНИСЕФ относится Конвенция о правах ребенка (1989). Декларация прав ребенка была принята в 1959 г. Она содержала принципы, которыми должны были руководствоваться «родители, добровольные организации, местные власти и национальные правительства в целях наилучшего обеспечения интересов ребенка». В 1974 г. принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах в период вооруженных конфликтов. Пакт о гражданских и политических правах закрепил права ребенка на имя и приобретение гражданства, на необходимую защиту всех детей в случае расторжения брака, запрет вынесения смертных приговоров за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах имелись важные положения о необходимости защиты детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации, о запрете использовать труд малолетних, особенно в областях, вредных для нравственности и здоровья.
В 1989 г. ЮНИСЕФ вместе с некоторыми неправительственными организациями разработали новый документ – «Конвенцию о правах ребенка». В ней обосновываются и определяются права ребенка. Основная цель Конвенции — максимальная защита интересов ребенка и создание для него условий. Конвенция признает взаимозависимость между интеллектуальным, моральным и духовным развитием ребенка и созданием здоровой и безопасной обстановки.
Государства, принявшие Конвенцию, обязались обеспечить права ребенка на медицинские услуги, лечение болезней и восстановление здоровья.
Для реализации этого права предполагалось:
• снизить уровень смертности младенцев и детской смертности;
• обеспечить предоставление необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей;
• предоставить матерям соответствующие услуги по охране здоровья в дородовый и послеродовый периоды;
• развить просветительскую работу в сфере профилактической медицинской помощи и планировании размера семьи.
В Конвенции говорилось также об ответственности государств-участников за права ребенка на получение образования. Для достижения этой цели планировалось:
• ввести бесплатное и обязательное начальное образование;
• развить различные формы среднего образования, общего и профессионального, обеспечить его доступность;
• обеспечить доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
•обеспечить доступность информации в области образования и профессиональной подготовки;
• принять меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы.
В Конвенции говорилось также о праве каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, духовного, нравственного и социального развития.
Права ребенка, зафиксированные в Конвенции:
1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровье, развитие ребенка.
2. Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.
3. Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаютсявнимательному рассмотрению.
4. Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
5. Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.
6. Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.
7. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государство должно оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.
8. Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.
9. Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться, и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена юридическая действенность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился. Неполноценные дети имеют право на специальное обращение, обучение и заботу.
10. Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.
11. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
12. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, ограждающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.
13. Дети должны иметь время на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
14. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.
15. Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими средствами.
16. Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.
17. Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
18. Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.
19. Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена специальная защита.
20. Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и, коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.
21. Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная подготовка с целью восстановления их здоровья и реабилитации.
22. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их интеграцию в обществе.
23. Государства должны широко информировать о предусмотренных конвенцией правах как взрослых, так и детей.
Еще одна проблема, которая решается на международном уровне — это проблема беженцев. В июне 1951 г. ООН приняла Конвенцию о статусе беженцев. Этот документ международного права определяет и защищает права беженцев и других категорий вынужденных переселенцев. Конвенция подразумевает под термином «беженец» лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой и подвергнуться преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе находится вне страны своего гражданства и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой из-за своих опасений. К беженцам причисляются также лица, не имеющие определенного гражданства, но которые находятся вне страны своего прежнего обычного местожительства и не желают в нее вернуться из-за указанных выше опасений. Конвенция предусматривает распространение на беженцев целой системы социального попечения. Там, где беженцы проживают законно, на них распространяются те же положения трудового законодательства и социального обеспечения, что и на граждан данной страны. Им гарантируются:
— равное вознаграждение за труд, что и гражданам данной страны;
— ограничение продолжительности рабочего дня;
— предоставление оплачиваемых отпусков;
— обеспечение ученичества и профессиональной подготовки;
— регулирование труда женщин и подростков;
— пользование преимуществами коллективных договоров;
— равные права в области социального обеспечения (в случае профессиональных заболеваний, несчастных случаев на работе, в случае материнства, болезней, инвалидности, старости, смерти, безработицы, обязанностей в отношении семьи и др.);
— предоставление начального и других видов образования, признание иностранных аттестатов, дипломов и степеней (а также освобождение от платы за право учения).
Жилье, находящееся под контролем государства, должно предоставляться беженцам на условиях, не менее благоприятных, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы (при тех же обстоятельствах).
Конвенция предусматривает право выбора беженцами места проживания и свободного передвижения и другие права. Беженцы получают удостоверение личности, а страна, их принимающая, должна по возможности облегчить их ассимиляцию.
Проблемами беженцев занимается специальный орган при ООН – Управление Верховного Комиссара по беженцам. Именно это управление обеспечивает международную защиту беженцам, предоставляет помощь нуждающимся, ищет постоянное решение проблем беженцев через добровольную репатриацию, интеграцию с новой страной проживания или содействует переселению в другую страну.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — специализированный орган при Организации Объединенных Наций — был основан 7 апреля 1948 г., и этот день ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья. Цель Всемирной организации здравоохранения заключается в «достижении всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1 Устава ВОЗ). Преамбула Устава ВОЗ дает такую трактовку понятия «здоровья»: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Факторов, которые влияют на здоровье отдельного человека и нации, это: условия труда, уровень заработной платы и доходов вообще, профессиональные вредности, т.е. вредные воздействия, связанные с технологией и/или организацией данного производства, уровень и качество питания, жилищные условия, особенности образа жизни, вредные привычки (алкогольная, наркотическая и другие зависимости), состояние окружающей среды, уровень и качество развития здравоохранения и санитарного состояния каждой конкретной территории.
ВОЗ занимается тем, что во всемирном масштабе ведет борьбу с болезнями, оказывает помощь государствам в создании национальных систем здравоохранения, моделей контроля за качеством медицинских препаратов, лекарственных средств и немедицинским оборотом наркотиков. ВОЗ способствует развитию научных исследований в области здравоохранения, социальной гигиены и др. ВОЗ призвана играть роль руководящего и координационного центра в сфере здравоохранения и развивать техническое сотрудничество между различными странами и внутри стран в целях улучшения здоровья в мире.
В 1978 г. на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи была принята Декларация, которая стала поворотным пунктом в стратегии здравоохранения: основное внимание органам здравоохранения предлагалось сосредоточить на мерах по профилактике заболеваний. В рамках этой стратегии было выделено несколько направлений: охрана здоровья матери и ребенка, включая программы планирования семьи, охрана здоровья пожилых, реабилитация и защита прав инвалидов, предупреждение СПИДа и борьбы с ним.
В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц. Декларация закрепила следующие права: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят таким людям развивать свои способности и максимальные возможности, право пользоваться квалифицированными услугами опекуна и право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.
В 1975 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация о правах инвалидов. Понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной жизни и/или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его физических или умственных способностей.
Инвалиды имеют следующие права:
• право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты;
• право на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку, на восстановление трудоспособности, на помощь по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые могут ускорить процесс их интеграции в общество;
• право жить в кругу своих семей, участвовать во всех видах общественной деятельности, а также деятельности творческой или связанной с проведением досуга. Если инвалиду необходимо находиться в специальном учреждении, то условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать условиям нормальной жизни лиц его возраста;
• право пользоваться квалифицированной юридической помощью для защиты своей личности и имущества.
К числу наиболее важных мер предупреждения инвалидности относятся: предупреждение войн, совершенствование систем здравоохранения, повышение образовательного уровня, улучшение экономического и социального статуса, надлежащее санитарное просвещение, планирование семьи, предродовой и послеродовой уход за женщинами, изменения образа жизни, отдельные услуги по трудоустройству, просвещение в вопросах вредного воздействия окружающей среды.
Для восстановления трудоспособности рекомендуются следующие типы услуг:
• медицинское обслуживание и лечение;
• консультирование и оказание помощи в области психологии и других областях;
• ранняя диагностика;
•подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, включая развитие повседневных жизненных навыков, навыков передвижения, общения, питания и др.;
•обеспечение технических средств, средств передвижения и других приспособлений;
• специальные услуги в области образования;
•услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности, обычное трудоустройство или со специальным режимом труда.
Комиссия социального развития при ООН разработала принципы ООН в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
Одним из важных аспектов проблемы пожилых является подготовка профессиональных кадров социальных работников для работы с ними. Во многих странах мира такая работа идет в институтах, научных центрах и региональных международных центрах. Например, на Мальте был создан Международный институт по проблемам пожилых.
ООН в 1985 г. разработан документ под названием « Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молодежи ». Этот документ исходил из признания имеющихся многочисленных различий и индивидуальных проблем, с которыми сталкивается молодежь в различных странах мира. Целью появления такого документа была «полная интеграция молодежи в обществе, учет ее интересов и социальных прав». ООН предлагала национальным правительствам разработать молодежную стратегию в своих странах на основе следующих принципов.
1. Содействовать и развивать инновационную политику и программы для молодежи как составную часть планов национального развития, в особенности в сфере образования и профессиональной подготовки, занятости, здравоохранения и социальных служб, жилищного строительства и окружающей среды.
2. Обеспечить достаточные финансовые и материальные ресурсы для реализации молодежных программ и политики.
Особое внимание требовалось уделить таким социально уязвимым группам молодежи, как мигранты, безработные, инвалиды.
Симпозиум в Толедо принял важные рекомендации правительствам, в том числе следующие:
• содействовать принятию целостной политики в отношении молодежи в рамках общих планов национального развития;
•содействовать принятию и осуществлению мер, направленных на поддержку молодых людей, находящихся в неблагоприятных условиях или относящихся к маргинальным слоям, таким как сельская молодежь, малоимущая городская молодежь, неграмотная молодежь, инвалиды, молодежь, проживающая в районах боевых действий, молодые мигранты, беженцы, безработные и т.д.;
• создавать и развивать организационные структуры для решения проблем молодежи в каждой отдельно взятой стране;
• при ассигновании финансовых средств первоочередное внимание уделять молодежным программам;
• для того чтобы обеспечить диалог с молодежью и ее интеграцию в общество, необходимо тесное сотрудничество с неправительственными молодежными организациями;
• постоянно контролировать ход выполнения различных молодежных программ.
В 1985 г. в ООН была разработана концепция прав человека на питание, которая распространяется на каждого человека без исключения и концепция продовольственной безопасности, которая включает в себя три аспекта:
• обеспечение надлежащего производства;
• стабилизация потока поставок;
• обеспечение доступа нуждающихся к продовольственным запасам.
Для решения проблемы продовольственной безопасности существует международная организация – Мировая продовольственная программа (МПП). Эта организация предоставляет ресурсы продовольственной помощи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, а также финансирует проекты в области сельского хозяйства. Целью её деятельности является ликвидация нищеты, голода и недостаточного питания.
Значительным шагом в развитии международного социального сотрудничества стран Западной Европе явилось появление Европейской социальной хартии. Она была принята Советом Европы в октябре 1961 г. в Турине и вступила в силу в феврале 1965 г. Хартия стала главным правовым документом, который обеспечил создание единого социального пространства практически для всех западноевропейских стран. Целью хартии было объявлено добиться «повышения уровня жизни и обеспечения социального благосостояния как городского, так и сельского населения с помощью соответствующих учреждений и действий». Наиболее важные положения Европейской социальной хартии сводятся к следующему:
1. Каждый человек имеет возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает.
2. Все трудящиеся имеют право на справедливые условия труда.
3. Все трудящиеся имеют право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
4. Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей.
5. Все рабочие и предприниматели имеют право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.
6. Все рабочие и предприниматели имеют право заключать коллективные договоры.
7. Дети и подростки имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвержены.
8. Каждый человек, не имеющий соответствующих средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.
9. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту в целях обеспечения ее всестороннего развития.
10. Матери и дети, независимо от их семейного положения и семейных связей, имеют право на соответствующее социальное и материальное обеспечение.
11. Поддержать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере на таком уровне, который требуется для ратификации Международной конвенции (№ 102) о минимальных нормах социального обеспечения.
12. Стремиться постепенно довести систему социального обеспечения до более высокого уровня.
13. Принять меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашениий или другими средствами и при соблюдении условий, изложенных в этих соглашениях по поводу того, чтобы обеспечить одинаковый режим для своих граждан и граждан других договаривающихся сторон в отношении прав на социальное обеспечение, включая сохранение льгот, предоставленных согласно законодательству в области социального обеспечения, независимо от передвижения лиц, пользующихся социальным обеспечением, между территориями договаривающихся сторон.
14. Любое лицо, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, имеет право на необходимую помощь, а в случае болезни — уход, необходимый в его состоянии.
15. Лица, которые получают такую помощь, по этой причине не должны ограничиваться в своих политических и социальных правах.
16. Добиться, чтобы каждый человек мог получать через посредство соответствующих государственных или частных служб такую консультативную или личную помощь, которая может потребоваться для предотвращения, устранения или облегчения личных или семейных нужд.
17. Предоставлять услуги, которые посредством социальной деятельности способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе и их приспособлению к социальной среде.
Мировое сообщество решает многие социальные проблемы еще через один канал – международные, неправительственные или добровольческие организации. Их деятельность дополняет деятельность межправительственных учреждений и часто проходит под их покровительством.
Добровольческие международные организации можно разделить на несколько типов.
1. Организации, которые обеспечивают международные дискуссии и обмен информацией по проблемам социального обеспечения.
2.Федерации национальных организаций, которые обеспечивают координацию и обмен информацией.
3. Организации, оказывающие помощь и услуги международного характера.
Среди неправительственных международных организаций наиболее известны Международный совет по социальному обеспечению (1928 г.), Международная федерация социальных работников, Международная ассоциация социальной защиты, Международная федерация пожилых людей, Международное общество реабилитации инвалидов.
Главные функции Международного совета по социальному обеспечению:
— служить всемирным форумом для обмена знаниями по социальному обеспечению и в сфере социального развития;
— поддерживать и помогать развитию национальных систем социального обеспечения;
— действовать в качестве связующего звена между неправительственными и правительственными международными организациями, заинтересованными в решении социальных проблем.
Международная федерация социальных работников создана в 1956 г. Цель Федерации — оказание помощи социальным работникам всего мира, социальные работники служат делу благосостояния и самовыражения личности, развитию и использованию научных знаний в отношении поведения человека в обществе, улучшению качества жизни населения и достижению социальной справедливости. Целями МФСР также являются:
— содействие социальной работе как профессии через международное сотрудничество, особенно в том, что касается профессиональных ценностей, стандартов, подготовки кадров, вопросов морали, условий труда;
— содействие созданию национальных ассоциаций социальных работников или национальных координационных органов в тех странах, где еще нет ассоциаций;
— содействие участию социальных работников в вопросах социального планирования и определения социальной политики;
— содействие поддержанию контактов между социальными работниками всех стран.
Международная ассоциация социальной защиты — основная неправительственная организация, работающая в сфере социальной защиты. В сферу интересов Международной ассоциации входит анализ проблем социальной защиты во всех странах мира, исследования и обеспечение документами и региональными программами.
Международная федерация пожилых людей — это неправительственная, некоммерческая организация, которая объединяет национальные ассоциации пожилых людей. Международная федерация пожилых имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, при Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. Программы этой федерации включают исследования, организацию служб по обмену опытом работы с пожилыми и информацией.
Международное общество реабилитации инвалидов является всемирной федерацией добровольческих организаций из примерно 80 стран. Ее главная цель — улучшить службы реабилитации во всех регионах мира и помочь профессиональным социальным работникам и юристам лучше обеспечивать интересы инвалидов.
Многие международные добровольческие организации выполняют программы помощи, и некоторые из них имеют консультативный статус при ООН. Эти службы сотрудничают и дополняют межправительственную деятельность в социальной сфере. К ним относятся: Международная социальная служба, Международный союз по проблемам благосостояния ребенка, Международный союз организаций по проблемам семьи, Международный союз католиков в социальной службе, Всемирный совет церквей и др.
Среди международных добровольческих организаций, выступающих в качестве федераций национальных организаций, широко известна Лига обществ Красного Креста. Лига обеспечивает координацию, банковские расчеты, обмен службами для своих организаций-членов, выполняет роль постоянного координатора для национальных обществ, проводит семинары и устраивает обмен в сфере образования для сотрудников Красного Креста, чтобы помочь усилить его деятельность – оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, развитие молодежного движения Красного Креста. Международный комитет Красного Креста – основополагающая организация движения Красного Креста.