Тема 10. Государственно-правовые основы социальной работы как профессиональной деятельности за рубежом

Вторая половина XX в. характери­зуется включением социальной сферы в систему международных отношений. Эти отношения складываются между государства­ми, между правительственными и неправительственными орга­низациями. Сущность международных отношений в социальной сфере заключается в реализации про­грамм социальной направленности и взаимодействии в соци­альных областях. Самый высокий уро­вень таких отношений – это деятельность международных организаций, глав­ную роль среди которых играет Организация Объединенных Наций. При ООН действуют специализированные учреждения – межправительственные организации универсального харак­тера (16 организаций: Международная Организация Труда (МОТ), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по воп­росам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная орга­низация здравоохранения) и др.), которые проводят самостоятельную практическую работу по оказанию помощи нуждающимся категориям населения в различных странах.

В международной социальной деятельности принимают так­же участие и неправительственные организации, которые сотрудничают с ООН и часто имеют консультативный статус при ней, но действуют все же самостоятельно (Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация слепых, Демократическая федерация женщин, многие религиозные организации и т.п.). Международное сотруд­ничество может быть двусторонним или многосторонним.

Функции этих организаций: подготовка различных деклараций, конвенций соглашений для развития сотрудничества в социальной сфере и осуществление координации и контроля за исполне­нием принятых соглашений.

В июне 1945 г. в Сан-Франциско на Учредительной конференции создала международ­ная организация – Организация Объединенных Наций.

Устав ООН определяет ее цель как поддержание мира и безопасности, развитие мирного сотрудничества между государ­ствами, предотвращение угрозы миру и подавление актов агрессии коллективными мерами, улаживание международных споров мирными средствами. Устав ООН предполагает осуще­ствление международного сотрудничества в разрешении меж­дународных проблем экономического, социального, культурно­го и гуманитарного характера; поощряет и развивает уважение к правам человека.

Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный суд и Секретариат. Кроме этого, созданы специализированные учреждения, например, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др., многочисленные комитеты и комиссии. В ООН входит 185 государств.

В Уставе ООН говорится, что Организация Объеди­ненных Наций будет содействовать улучшению жизненного уров­ня, полной занятости и условий для экономического и соци­ального прогресса, а также содействовать решению междуна­родных проблем в области экономики, социального развития, здравоохранения, культуры и воспитания. Другими словами, в ООН получила признание и распространение идея и практика социального развития.

Социальное развитие – это совокупность теоретических кон­цепций и практических действий современного государства для укрепления и расширения социального благосостояния, для снижения социальной напряженности и консолидации обще­ства.

Главной организацией, занимающейся социальными пробле­мами на международной арене в рамках ООН, является Экономический и Социальный Совет. В ЭКОСОС входит 54 государства. США, Великобритания, Фран­ция, Россия являются членами ЭКОСОС с момента создания ООН. ЭКОСОС создан для обеспечения более высокого уровня жизни, полной занятости иусловий для экономического и социального прогресса и разви­тия здравоохранения, международного сотрудничества в сфере культуры и образования и уважения прав и свобод каждого человека.

В рамках ЭКОСОС действует Комиссия по социальному развитию. Она представляет свои рекомендации по социальным вопросам международной значимости, несет ответственность за практи­ческую реализацию специальных социальных программ. Доклад её группы экспертов является руководством для национальных правительств и школ соци­альной работы в разных частях мира. Программы, требующие одобрения или ассигнования средств, передаются для окончательного одобрения Генераль­ной Ассамблее.

Также ЭКОСОС имеет в своем составе пять региональных комиссий. Все регионы развивают свои собственные экономические и социальные про­граммы в рамках направлений, одобренных ЭКОСОС. В сферу деятельности комиссий входит также сбор данных и проведение специальных исследований по социальным проблемам.

Еще одной структурой, входящей в ЭКОСОС, является Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам. Центр решает многие социальные проблемы семьи, детей, молодежи, пожилых, инвалидов; готовит проек­ты международных программ и конвенций, оказывает помощь правительствам. Центр разрабатывает основные направления молодежной политики, приемле­мой для различных стран. Центр по социальному развитию выпускает «Бюлле­тень по проблемам пожилых».

Практическая международная деятельность в социальной сфере регулируется международными нормами, которые зафик­сированы в многосторонних или двусторонних соглашениях, конвенциях, декларациях. Например, Декларация о социальном благосостоянии, про­грессе и развитии 1969 г., которая провозгласила основные цели политики социального прогресса и развития:

1) постоянное повышение матери­ального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод, в том числе ликвидация голода и недоедания; ликвидация нищеты;

2) достижение высокого уровня здравоохранения, по возможности бесплатного;

3) искоре­нение неграмотности;

4) обеспечение права на всеобщий доступ к культуре, бесплатному обязательному начальному обучению, повышению общего уровня образования на протяжении всей жизни.

5) защиту прав матери и ребенка,

6) обеспечение благосостояния пожилых и инвалидов,

7) воспитание молодежи в духе идеалов справедливос­ти и мира.

Декларация 1969 г. потребовала от правительств увеличе­ния ассигнований на финансирование социальных проектов, а также достижения справедливого распределения национально­го дохода через налоговую систему и др.

В марте 1995 г. была принята Копенгагенская декларация о социальном развитии. В ней ставилась зада­ча устранить причины нищеты, безрабо­тицы, социальной изоляции и их последствия, чтобы жизнь людей повсеместно стала более безопасной. В Копенга­генской декларации подчеркивалось, что в задачи глав госу­дарств и правительств входит:

1) создание условий для тех мужчин и женщин, которые живут в условиях нищеты, чтобы они могли осуществлять свои права, жить полноценной жизнью и улучшать благосостояние своих семей;

2) создание атмосферы международного сотрудничества меж­ду правительствами и народами.

Участники Копенгагенской встречи взяли на себя ряд конк­ретных обязательств:

1) создать такие экономические, политические, социальные, культурные и правовые условия, которые будут благоприят­ствовать социальному развитию людей;

2) содействовать социальной интеграции, чтобы создать такое общество, которое было бы стабильным, обеспечивало бы защиту всех прав человека, не дискриминацию, терпимость, уважение многообразия, равенства возможностей, безопас­ности.

На встрече в Копенгагене была принята и программа действий до 2000 г. в интересах социального развития, одним из важнейших положений которой являлось то, что конеч­ной целью социального развития является повышение и улуч­шение качества жизни всех людей.

При ООН также создан научно-исследовательский институт социального развития. Кроме того, действует Межуниверситетский консорциум по международному социальному развитию.

Международное сообщество в течение последних десятиле­тий все больше внимания уделяет проблеме охраны окружаю­щей среды, и обеспечение экологической безопасности призна­но одним из направлений социальной работы. В ряде зарубежных государств экологические права человека и гражданина были законодательно закреплены уже в 1970-е гг. в международных документах. Например, в Сток­гольмской Декларации в 1972 г.: «Человек имеет право на свободу, ра­венство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучше­ние окружающей среды на благо нынешнего и будущего поко­лений».

ЮНЕСКО – это Международная межправительственная орга­низация, специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Она была создана в 1946 г. В настоящее время членами организации является 161 госу­дарство. Высший орган ЮНЕСКО — Генеральная конференция

Основные задачи ЮНЕСКО:

1) содействовать развитию международного сотрудни­чества в области науки и техники, образования и культуры, искусства;

2) охрана окружающей среды и ресурсов Мирового океана и земной коры;

3)реализация научных программ в сфере геологии, гидро­логии, энергетики, распространение научно-технической информации;

4) борьба против дискриминации в вопросах образования;

5) защита национальных культур.

Среди наиболее важных международных документов, при­нятых ЮНЕСКО, можно отметить следующие: «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образова­ния» (1960); «Рекомендация о воспитании в духе международ­ного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод» (1974); «Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и междуна­родного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борь­бу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне» (1978). ЮНЕСКО является ведущей международной организацией в вопросе искоренения неграмотности.

ЮНИСЕФ – это Международная организация чрезвычай­ной помощи детям, была создана в 1946 г. для оказания помо­щи детям в странах Европы, разоренных Второй мировой вой­ной. С 1953 г. организация стала называться Фондом помощи детям при ООН, а затем просто Детский фонд ООН. Основное внимание уделяет не только чрезвы­чайным ситуациям, но, прежде всего, улучшению положения детей в развивающихся странах. ЮНИСЕФ — ведущее учреж­дение ООН по координации дея­тельности программ помощи детям в рамках ООН. Руководящий орган – Исполнительный совет. Детский фонд помогает странам в планировании и расширении служб, ока­зывающих помощь детям; предоставляет средства для подго­товки национальных кадров, включая специалистов по детско­му обеспечению; осуществляет поставки технического оборудования, средств ухода, продуктов питания и др.; предо­ставляет также чрезвычайную помощь детям и матерям, пост­радавшим от стихийных бедствий, гражданских конфликтов или эпидемий. С 1982 г. ЮНИСЕФ осуществ­ляет глобальную программу иммунизации детей в странах тре­тьего мира. Фонд стал важным источ­ником и предоставлял ресурсы для национальных социальных служб в развивающихся странах. К числу наиболее важных инициатив ЮНИСЕФ относится Конвенция о правах ребенка (1989). Декларация прав ребенка была принята в 1959 г. Она содержала принципы, которыми должны были руководствоваться «родители, добровольные организации, местные власти и национальные правительства в целях наи­лучшего обеспечения интересов ребенка». В 1974 г. приня­та Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах в период вооруженных конфликтов. Пакт о гражданс­ких и политических правах закрепил права ребенка на имя и приобретение гражданства, на необходимую защиту всех детей в случае расторжения брака, запрет вынесения смертных при­говоров за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах имелись важные положения о необходимости защиты детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации, о запрете использовать труд малолетних, особенно в областях, вредных для нравственности и здоровья.

В 1989 г. ЮНИСЕФ вместе с некоторыми неправительственными организациями разработали новый документ – «Конвенцию о правах ребенка». В ней обосновываются и определяются права ребенка. Основная цель Конвенции — максимальная защита интересов ребенка и создание для него условий. Кон­венция признает взаимозависимость между интеллектуальным, моральным и духовным развитием ребенка и созданием здоро­вой и безопасной обстановки.

Государства, принявшие Конвенцию, обязались обеспечить права ребенка на медицинские услуги, лечение болезней и вос­становление здоровья.

Для реализации этого права предполагалось:

• снизить уровень смертности младенцев и детской смерт­ности;

• обеспечить предоставление необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей;

• предоставить матерям соответствующие услуги по охране здоровья в дородовый и послеродовый периоды;

• развить просветительскую работу в сфере профилактичес­кой медицинской помощи и планировании размера семьи.

В Конвенции говорилось также об ответственности государств-участников за права ребенка на получение образования. Для достижения этой цели планировалось:

• ввести бесплатное и обязательное начальное образование;

• развить различные формы среднего образования, общего и профессионального, обеспечить его доступность;

• обеспечить доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;

•обеспечить доступность информации в области образова­ния и профессиональной подготовки;

• принять меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы.

В Конвенции говорилось также о праве каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, духовного, нравственного и социального развития.

Права ребенка, зафиксированные в Конвенции:

1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровье, развитие ребенка.

2. Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.

3. Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных орга­нов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспече­нию интересов ребенка. Убеждения ребенка подвергаютсявнимательному рассмотрению.

4. Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

5. Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.

6. Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нее.

7. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государство должно оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

8. Государства должны обеспечивать защиту детей от нане­сения им физического или психического ущерба и отсутст­вия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксп­луатацию.

9. Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться, и должны быть подписаны международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспече­на юридическая действенность в том случае, если приемные родители предполагают вывезти ребенка из страны, где он родился. Неполноценные дети имеют право на специальное обращение, обучение и заботу.

10. Ребенок имеет право на пользование наиболее совершен­ными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уде­ляя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

11. Начальное образование должно быть бесплатным и обяза­тельным.

12. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помо­щью методов, ограждающих уважение человеческого достоин­ства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.

13. Дети должны иметь время на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

14. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

15. Государства должны защищать детей от незаконного упот­ребления наркотических средств и их привлечения к произ­водству или торговле такими средствами.

16. Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.

17. Смертная казнь или пожизненное заключение не назнача­ются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

18. Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрос­лых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

19. Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена спе­циальная защита.

20. Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и, коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

21. Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания под стражей, дол­жен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональ­ная подготовка с целью восстановления их здоровья и реаби­литации.

22. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголов­ного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и значимости и должно быть направлено на их интеграцию в обществе.

23. Государства должны широко информировать о предусмот­ренных конвенцией правах как взрослых, так и детей.

Еще одна проблема, которая решается на международном уровне — это проблема беженцев. В июне 1951 г. ООН приняла Конвенцию о статусе бежен­цев. Этот документ международного права определяет и защищает права беженцев и других категорий вынужденных переселенцев. Конвенция подразумевает под термином «беже­нец» лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой и подвергнуться преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе находится вне страны своего гражданства и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой из-за своих опасений. К беженцам причисляются также лица, не имеющие определенного гражданства, но которые находятся вне страны своего прежнего обычного местожительства и не желают в нее вернуться из-за указанных выше опасений. Конвенция предусматривает распространение на беженцев целой системы социального попечения. Там, где беженцы проживают законно, на них распространяются те же положения трудового законодательства и социального обеспечения, что и на граждан данной страны. Им гарантируются:

— равное вознаграждение за труд, что и гражданам данной страны;

— ограничение продолжительности рабочего дня;

— предоставление оплачиваемых отпусков;

— обеспечение ученичества и профессиональной подготовки;

— регулирование труда женщин и подростков;

— пользование преимуществами коллективных договоров;

— равные права в области социального обеспечения (в слу­чае профессиональных заболеваний, несчастных случаев на работе, в случае материнства, болезней, инвалидности, старо­сти, смерти, безработицы, обязанностей в отношении семьи и др.);

— предоставление начального и других видов образования, признание иностранных аттестатов, дипломов и степеней (а также освобождение от платы за право учения).

Жилье, находящееся под контролем государства, должно предоставляться беженцам на условиях, не менее благоприят­ных, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы (при тех же обстоятельствах).

Конвенция предусматривает право выбора беженцами места проживания и свободного передвижения и другие права. Беженцы получают удостоверение личности, а страна, их при­нимающая, должна по возможности облегчить их ассимиля­цию.

Проблемами беженцев занимается специальный орган при ООН – Управление Верховного Комиссара по беженцам. Именно это управление обеспечивает международную защиту беженцам, предоставляет помощь нуж­дающимся, ищет постоянное решение проблем беженцев через добровольную репатриацию, интеграцию с новой страной проживания или содействует переселению в другую страну.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — специа­лизированный орган при Организации Объединенных Наций — был основан 7 апреля 1948 г., и этот день ежегодно отмеча­ется как Всемирный день здоровья. Цель Всемирной организа­ции здравоохранения заключается в «достижении всеми наро­дами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1 Устава ВОЗ). Преамбула Устава ВОЗ дает такую трактовку понятия «здоро­вья»: «Здоровье — это состояние полного физического, духов­ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Факторов, которые влияют на здоровье отдельного челове­ка и нации, это: условия труда, уровень зара­ботной платы и доходов вообще, профессиональные вредности, т.е. вредные воздействия, связанные с технологией и/или орга­низацией данного производства, уровень и качество питания, жилищные условия, особенности образа жизни, вредные привычки (алкогольная, наркотичес­кая и другие зависимости), состояние окружающей среды, уро­вень и качество развития здравоохранения и санитарного состояния каждой конкретной территории.

ВОЗ занимается тем, что во всемирном масштабе ведет борьбу с болезнями, оказыва­ет помощь государствам в создании национальных систем здра­воохранения, моделей контроля за качеством медицинских пре­паратов, лекарственных средств и немедицинским оборотом наркотиков. ВОЗ способствует развитию научных исследова­ний в области здравоохранения, социальной гигиены и др. ВОЗ призвана играть роль руководящего и координационного цент­ра в сфере здравоохранения и развивать техническое сотрудни­чество между различными странами и внутри стран в целях улучшения здоровья в мире.

В 1978 г. на Международной конференции по пер­вичной медико-санитарной помощи была при­нята Декларация, которая стала поворотным пунктом в стра­тегии здравоохранения: основное внимание органам здравоох­ранения предлагалось сосредоточить на мерах по профилактике заболеваний. В рамках этой стратегии было выделено несколь­ко направлений: охрана здоровья матери и ребенка, включая программы планирования семьи, охрана здоровья пожилых, реабилитация и защита прав инвалидов, предупреждение СПИДа и борьбы с ним.

В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Деклара­цию о правах умственно отсталых лиц. Декларация закрепила следующие права: право на надлежащее медицинс­кое обслуживание и лечение, на образование, обучение, восста­новление трудоспособности и покровительство, которые позво­лят таким людям развивать свои способности и максимальные возможности, право пользоваться квалифицированными услугами опе­куна и право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.

В 1975 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация о правах инвалидов. Понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить пол­ностью или частично потребности нормальной личной жизни и/или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его физических или умственных способностей.

Инвалиды имеют следующие права:

• право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты;

• право на восстановление здоровья и положения в обще­стве, на образование, профессиональную подготовку, на вос­становление трудоспособности, на помощь по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые могут ускорить процесс их интеграции в общество;

• право жить в кругу своих семей, участвовать во всех видах общественной деятельности, а также деятельности твор­ческой или связанной с проведением досуга. Если инвалиду необходимо находиться в специальном учреждении, то условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать усло­виям нормальной жизни лиц его возраста;

• право пользоваться квалифицированной юридической помощью для защиты своей личности и имущества.

К числу наиболее важных мер предупреждения инвалидности относятся: предупреждение войн, совершенство­вание систем здравоохранения, повышение образовательного уровня, улучшение экономического и социального статуса, над­лежащее санитарное просвещение, планирование семьи, пред­родовой и послеродовой уход за женщинами, изменения образа жизни, отдельные услуги по трудоустройству, просвещение в вопросах вредного воздействия окружающей среды.

Для восстановления трудоспособности рекомендуются сле­дующие типы услуг:

• медицинское обслуживание и лечение;

• консультирование и оказание помощи в области психоло­гии и других областях;

• ранняя диагностика;

•подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, включая развитие повседневных жизненных навыков, навыков передвижения, общения, питания и др.;

•обеспечение технических средств, средств передвижения и других приспособлений;

• специальные услуги в области образования;

•услуги по восстановлению профессиональной трудоспособ­ности, обычное трудоустройство или со специальным режимом труда.

Комиссия социального развития при ООН разработала принципы ООН в отношении пожилых людей: неза­висимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Одним из важных аспектов проблемы пожилых являет­ся подготовка профессиональных кадров социальных работни­ков для работы с ними. Во многих странах мира такая работа идет в институтах, научных центрах и региональных международных центрах. Например, на Мальте был создан Международный институт по про­блемам пожилых.

ООН в 1985 г. разработан документ под названием « Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молоде­жи ». Этот документ исходил из признания имеющихся много­численных различий и индивидуальных проблем, с которыми сталкивается молодежь в различных странах мира. Целью появления такого докумен­та была «полная интеграция молодежи в обществе, учет ее интересов и социальных прав». ООН предлагала национальным правительствам разработать молодежную стратегию в своих странах на основе следующих принципов.

1. Содействовать и развивать инновационную политику и программы для молодежи как составную часть планов нацио­нального развития, в особенности в сфере образования и про­фессиональной подготовки, занятости, здравоохранения и социальных служб, жилищного строительства и окружающей среды.

2. Обеспечить достаточные финансовые и материальные ресурсы для реализации молодежных программ и политики.

Особое внимание требовалось уделить таким социально уяз­вимым группам молодежи, как мигранты, безработные, инва­лиды.

Симпозиум в Толедо принял важные рекомендации прави­тельствам, в том числе следующие:

• содействовать принятию целостной политики в отношении молодежи в рамках общих планов национального развития;

•содействовать принятию и осуществлению мер, направ­ленных на поддержку молодых людей, находящихся в небла­гоприятных условиях или относящихся к маргинальным сло­ям, таким как сельская молодежь, малоимущая городская молодежь, неграмотная молодежь, инвалиды, молодежь, про­живающая в районах боевых действий, молодые мигранты, беженцы, безработные и т.д.;

• создавать и развивать организационные структуры для решения проблем молодежи в каждой отдельно взятой стране;

• при ассигновании финансовых средств первоочередное вни­мание уделять молодежным программам;

• для того чтобы обеспечить диалог с молодежью и ее интег­рацию в общество, необходимо тесное сотрудничество с непра­вительственными молодежными организациями;

• постоянно контролировать ход выполнения различных молодежных программ.

В 1985 г. в ООН была разработана концепция прав человека на питание, которая распространяется на каждого человека без исключения и концепция продовольственной безопасности, которая включает в себя три аспекта:

• обеспечение надлежащего производства;

• стабилизация потока поставок;

• обеспечение доступа нуждающихся к продовольственным запасам.

Для решения проблемы продовольственной безопасности существует международная организация – Мировая продовольственная программа (МПП). Эта организация пре­доставляет ресурсы продовольственной помощи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, а также финансирует проекты в области сельского хозяйства. Целью её деятельности является ликвидация нищеты, голода и недостаточного питания.

Значительным шагом в развитии международного социаль­ного сотрудничества стран Западной Европе явилось появле­ние Европейской социальной хартии. Она была принята Сове­том Европы в октябре 1961 г. в Турине и вступила в силу в феврале 1965 г. Хартия стала главным правовым документом, который обеспечил создание единого социального пространства практически для всех западноевропейских стран. Целью хартии было объявлено добиться «повы­шения уровня жизни и обеспечения социального благосостояния как городского, так и сельского населения с помощью соответ­ствующих учреждений и действий». Наиболее важные положе­ния Европейской социальной хартии сводятся к следующему:

1. Каждый человек имеет возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает.

2. Все трудящиеся имеют право на справедливые условия труда.

3. Все трудящиеся имеют право на условия работы, отвеча­ющие требованиям безопасности и гигиены.

4. Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграж­дение, достаточное для поддержания нормального уровня жиз­ни их самих и их семей.

5. Все рабочие и предприниматели имеют право на свобод­ное объединение в национальные или международные органи­зации для защиты своих экономических и социальных интере­сов.

6. Все рабочие и предприниматели имеют право заключать коллективные договоры.

7. Дети и подростки имеют право на особую защиту от опас­ности физического и морального ущерба, которой они подвер­жены.

8. Каждый человек, не имеющий соответствующих средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.

9. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономи­ческую защиту в целях обеспечения ее всестороннего развития.

10. Матери и дети, независимо от их семейного положения и семейных связей, имеют право на соответствующее социаль­ное и материальное обеспечение.

11. Поддержать систему социального обеспечения на удов­летворительном уровне, по крайней мере на таком уровне, который требуется для ратификации Международной конвен­ции (№ 102) о минимальных нормах социального обеспечения.

12. Стремиться постепенно довести систему социального обес­печения до более высокого уровня.

13. Принять меры путем заключения соответствующих дву­сторонних и многосторонних соглашениий или другими сред­ствами и при соблюдении условий, изложенных в этих согла­шениях по поводу того, чтобы обеспечить одинаковый режим для своих граждан и граждан других договаривающихся сто­рон в отношении прав на социальное обеспечение, включая сохранение льгот, предоставленных согласно законодательству в области социального обеспечения, независимо от передвиже­ния лиц, пользующихся социальным обеспечением, между тер­риториями договаривающихся сторон.

14. Любое лицо, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, имеет право на необходи­мую помощь, а в случае болезни — уход, необходимый в его состоянии.

15. Лица, которые получают такую помощь, по этой при­чине не должны ограничиваться в своих политических и соци­альных правах.

16. Добиться, чтобы каждый человек мог получать через посредство соответствующих государственных или частных служб такую консультативную или личную помощь, которая может потребоваться для предотвращения, устранения или облегче­ния личных или семейных нужд.

17. Предоставлять услуги, которые посредством социаль­ной деятельности способствовали бы благосостоянию и разви­тию как отдельных лиц, так и групп в обществе и их приспо­соблению к социальной среде.

Мировое сообщество решает многие социальные проблемы еще через один канал – международные, неправительственные или добровольческие организации. Их деятельность дополняет деятельность межправительственных учреждений и часто проходит под их покровительством.

Добровольческие международные организации можно разде­лить на несколько типов.

1. Организации, которые обеспечивают международные дис­куссии и обмен информацией по проблемам социального обес­печения.

2.Федерации национальных организаций, которые обеспе­чивают координацию и обмен информацией.

3. Организации, оказывающие помощь и услуги междуна­родного характера.

Среди неправительственных международных организаций наиболее известны Международный совет по социальному обес­печению (1928 г.), Международная федерация социальных работников, Международная ассоциация социальной защиты, Международ­ная федерация пожилых людей, Международное общество реа­билитации инвалидов.

Главные функции Международ­ного совета по социальному обеспечению:

— служить всемирным форумом для обмена знаниями по социальному обеспечению и в сфере социального развития;

— поддерживать и помогать развитию национальных сис­тем социального обеспечения;

— действовать в качестве связующего звена между неправительственными и правительственными международными организациями, заинтересованными в решении социальных проблем.

Международная федерация социальных работников созда­на в 1956 г. Цель Федерации — оказание помощи социальным работникам всего мира, социальные работники служат делу благосостоя­ния и самовыражения личности, развитию и использованию научных знаний в отношении поведения человека в обществе, улучшению качества жизни населения и достижению социаль­ной справедливости. Целями МФСР также являются:

— содействие социальной работе как профессии через меж­дународное сотрудничество, особенно в том, что касается про­фессиональных ценностей, стандартов, подготовки кадров, воп­росов морали, условий труда;

— содействие созданию национальных ассоциаций соци­альных работников или национальных координационных органов в тех странах, где еще нет ассоциаций;

— содействие участию социальных работников в вопросах социального планирования и определения социальной политики;

— содействие поддержанию контактов между социальными работниками всех стран.

Международная ассоциация социальной защиты — основ­ная неправительственная организация, работающая в сфере социальной защиты. В сферу интересов Международной ассоциации входит анализ проблем социальной защиты во всех странах мира, исследования и обеспечение документами и региональными программами.

Международная федерация пожилых людей — это неправи­тельственная, некоммерческая организация, которая объеди­няет национальные ассоциации пожилых людей. Международная федерация пожилых имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, при Меж­дународной организации труда и Всемирной организации здра­воохранения. Программы этой федерации включают исследо­вания, организацию служб по обмену опытом работы с пожилыми и информацией.

Международное общество реабилитации инвалидов являет­ся всемирной федерацией добровольческих организаций из при­мерно 80 стран. Ее главная цель — улучшить службы реаби­литации во всех регионах мира и помочь профессиональным социальным работникам и юристам лучше обеспечивать инте­ресы инвалидов.

Многие меж­дународные добровольческие организации выполняют программы помощи, и некоторые из них имеют консультативный статус при ООН. Эти службы сотрудни­чают и дополняют межправительственную деятельность в социальной сфере. К ним относятся: Международная социальная служ­ба, Международ­ный союз по проблемам благосостояния ребенка, Международный союз организа­ций по проблемам семьи, Международный союз католиков в социальной службе, Всемирный совет церквей и др.

Среди международных добровольческих организаций, выс­тупающих в качестве федераций национальных организаций, широко известна Лига обществ Красного Креста. Лига обеспечивает координацию, банковские расчеты, обмен службами для своих организаций-членов, выполняет роль постоянного координатора для нацио­нальных обществ, проводит семинары и устраивает обмен в сфере образования для сотрудников Красного Креста, чтобы помочь усилить его деятельность – оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, развитие молодежного движения Красно­го Креста. Международный комитет Красного Креста – осново­полагающая организация движения Красного Креста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: