Организационные формы классифицируются по двум типам:
1) Единичные организационные формы, т. е. в которых среди учредителей не более одного юридического лица.
2) Объединения на основе принципа кооперации или концентрации.
Обычно наименование организационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информации и знаний.
товар | услуги | информация | знания | |||
◦ венчур; ◦ завод; ◦ мастерская; ◦ фабрика; | ◦ банк; ◦ биржа; ◦ джоббер; ◦ магазин; ◦ траст; ◦ фактор-фирма; ◦ фонд ◦ консультацион-ная фирма; ◦ аудиторская компания; ◦ ателье; | ◦ институт; ◦ информационное агентство; ◦ телевизионная или радиокомпания; | ◦ школа; ◦ колледж; ◦ техникум; ◦ университет; ◦ НИИ; ◦ академия; |
Рассмотрим некоторые организационные формы компаний.
Венчур – микро или малое предприятие, создаваемое крупной компанией для разработки, отработки или опытного внедрения новых технологий, продукции или услуг.
|
|
Завод – промышленная компания, выпускающая серийную или массовую продукцию с длительным производственным циклом.
Фабрика – компания типа завода, ориентированная на производство бумажной, кондитерской, ткацкой, швейной продукции, а также на выполнение отдельных серийных операций: химчистка, приготовление пищи и др.
Банки можно разделить на:
а) Банк-эмитент,т. е. выпускающий в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы.
б) Банки-корреспонденты, т. е. выполняющие на основе корреспондентских договоров поручения другим банкам по платежам и расчетам через специальные открытые счета.
в) Ипотечные банки, т. е. выдающие долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества, а также выпускающие закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.
Биржа – государственная или частная организация, предоставляющая помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получающая за это комиссионные от сделок и накладывающая определенные ограничения на торговлю. Биржа организует оптовую торговлю массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие качественные параметры (товарная биржа), или систематические операции по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).
Джоббер — это фирма-посредник, скупающая крупные партии дефицитных продовольственных и промышленных товаров для быстрой перепродажи.
Корпорация (акционерное общество) – это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо.
|
|
Ассоциация – это объединение организаций одного рода деятельности. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении своих уставных задач. Основными задачами ассоциации являются: координация деятельности, входящих организаций, информационная и технологическая поддержка.
Комбинат – объединение организаций разных отраслей промышленности, в которой продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой. («Останкинский молочный комбинат» - в состав комбината входят фермы, поставляющие молоко).
Картель — это долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры бизнеса. Входящие в него компании сохраняют свою юридическую и финансовую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Основные направления деятельности картелей заключаются в согласовании политики цен, разграничении рынков сбыта, установке квот на куплю-продажу, лицензирование деятельности, соблюдении условий найма персонала и др.
Конгломерат – организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальнойинтеграции, без всякой производственной общности.
Консорциум – временной союз хозяйственно независимых фирм, с целью скоординированной предпринимательской деятельности. Консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.
Каждая компания, входящая в консорциум, сохраняет свою фирменную независимость, систему управления и характер деятельности. Консорциумы могут быть национальными и международными. Консорциум — одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала.
Концерн – это долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи:
производство – сбыт – производство – сбыт.
Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая крупная компания этого концерна.
Синоним концерна – группа, ФПГ.
Корнер – это кратковременное договорное объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формированием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации сохраняют юридическую, финансовую и другие виды самостоятельности при решении своих уставных задач. Они создаются для скупки какого-либо товара или акций для последующей перепродажи или для приобретения контрольного пакета акций какой-либо компании.
Пул – форма объединения компаний, при котором прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции. Пул - разновидность картеля, но имеет обычно достаточно временный характер. (Различают биржевой пул, конкретный пул, патентный пул, торговый пул).
Синдикат – это объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности. Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций. Синдикат имеет много общего с картелем.
|
|
Трест – это долговременное договорное объединение ряда компаний для активной совместной деятельности и мощного вторжения на рынок продаж. Все цели входящих компаний должны быть подчинены главной цели треста. Входящие в него компании теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность. Трест может объединять в рамках своих целей как разнородные, так и однородные компании.
ФПГ – долговременное договорное объединение ряда компаний, действующее как основное для технологической или экономической интеграции. Обязательным условием для ФПГ является наличие а ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции. ФПГ представляет собой объединение типа концерна, взятое под опеку государства на определенный срок, чтобы обеспечить благоприятные условия для производства продукции стратегического назначения.
Холдинг-компания – это акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских компаний. Благодаря финансовому механизму холдинг может контролировать компании, суммарный капитал которых в несколько раз больше ее собственного. Холдинг-компания законодательно запрещено создавать монополистические структуры. Поэтому не допускается создание холдинг-компаний в следующих сферх деятельности:
- в с/х-ом производстве и его технологическом обеспечении;
- в торговле товарами производственно-технического назначения;
- в общественном питании, бытовом обслуживании населения;
- в сфере транспорта (кроме железнодорожного и трубопроводного).
Франчайза — объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.
|
|
По функциональному назначению фирмы делятся на:
1. Факторинговые фирмы (фактор-фирмы, вышибатели долгов) строят свой бизнес на оказании помощи клиентам в получении оплаты проданной продукции.
Технология факторинга заключается в следующем:
- факторинговая фирма покупает у своих клиентов неоплаченные их контрагентами счета и
- затем в течение 2-3 дней оплачивает им порядка 70-90% в виде аванса.
- оставшиеся 10-30% (за вычетом комиссионных) клиент получает после того, как на счет факторинговой фирмы поступит от должника полная оплата долга.
Фактор-фирмы – дочерние фирмы банка. Ставка фактор-фирмы составляет порядка 0,5-1,5% суммы долга.
Технология факторинга снижает риск предпринимательской деятельности как для малых, так и для средних компаний (рисунок).
Технология факторинговой фирмы
2. Инжиниринговые фирмы.
Инжиниринговые фирмы строят свой бизнес на предоставлении услуг клиенту по оформлению документации и строительстве промышленных и других объектов.
Технология инжиниринга состоит из следующих этапов:
1) определение целесообразности проекта;
2) корректировка проекта относительно местности;
3) помощь в подготовке персонала;
4) подготовка торгов на инженерно-строительные работы;
5) наблюдение и консультирование во время эксплуатации и после сдачи объекта.
Инжиниринговые фирмы объединены в два международных союза: Европейский комитет инженерно-консультационных фирм и Международную федерацию инженеров-консультантов.
По роду деятельности можно выделить следующие инжиниринговые фирмы:
· инженерно-строительные,
· инженерно-консультационные,
· инженерно-исследовательские,
· консультанты по организации и управлению строительством.
3. Лизинговые фирмы
Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования при сохранении права собственности за арендодателем.
Лизинговая компания (лизингодатель) приобретает в собственность указанное лизингополучателем имущество у выбранного им продавца и предоставляет это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Обычно лизинговые фирмы представляют интересы банковских структур.
4. Консалтинговые фирмы – «сервис для бизнеса» - осуществляют обслуживание в области информации, проводят маркетинговые исследования.
5. Венчурные (рисковые) фирмы (рискованные, «первые ласточки» - эксплеренты). Это рисковая фирма при крупном предприятии, осуществляющая инновационную деятельность.
6. Франчайзинговые фирмы. Один предприниматель (правообладатель) предоставляет за вознаграждение другому предпринимателю (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности свои фирменные средства: фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак, передает охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау), а также обязуется давать консультации и содействовать в организации бизнеса. Смысл франчайзинговой – создание благоприятных условий для увеличения прибыли предприятия-пользователя за счет использования им деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.