Японский и американский менеджмент
Традиционно российская школа управления испытывает влияние американской и японской управленческих школ и сама
также оказывает влияние на них. В США половина работающих занята на малых предприятиях, которые дают половину всей продукции и еще больше — новых идей и инновационных изделий. В Японии 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе, на его долю приходится 70% всех продаж.
Во всех случаях менеджер должен уметь:
• правильно говорить, чтобы его поняли подчиненные, без двусмысленности в постановке задач;
• учитывать возраст, психологию, опыт и темперамент при работе с людьми; слушать и понимать собеседника;
• грамотно, сжато, понятно и аргументировано писать;
• быстро читать и усваивать суть проблемы и профессионально принимать решения;
• быть организованным и четким в работе.
Таблица 3
Американская модель | Японская модель | Россия |
1. Индивидуальный характер принятия решений | 1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | 1. Коллегиальное принятие решений с приоритетом мнения руководителя функционального звена, связанного с решением данной проблемы |
2. Ориентация управления на отдельную личность | 2. Ориентация управления на группу | 2. Сочетание групповых интересов (организаций, подразделений) с личными целями, интересами индивидуумов в организации |
3. Ответственность индивидуальная | 3. Коллективная ответственность | 3. Индивидуальная ответственность |
4. Четко формализованная процедура контроля | 4. Неформальная организация контроля качества | 4. Степень формализации контроля качества определяется серьезностью проблемы, профессионализмом коллектива, структурой предприятия |
5. Индивидуальный контроль качества со стороны руководителей | 5. Коллективный контроль качества | 5. Индивидуальный контроль качества, либо смешанный контроль, зависящий от важности выполняемого труда |
6. Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе | 6. Замедленная оценка работы и замедленный служебный рост | 6. Быстрая и объективная оценка результатов труда, служебный рост по результатам оценки |
7. Главные качества руководителя – профессионализм и инициативность | 7. Основной критерий - умение организовать подчиненных | 7. Главное качество руководителя – профессионализм - знание научных основ менеджмента + интуиция, опыт, новаторство и способность разрабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения |
8. Оценка управления по индивидуальным показателям | 8. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе | 8. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе, коллективным результатам |
9. Формальные отношения с подчиненными | 9. Личные неформальные отношения с подчиненными | 9. Сочетание формальных и неформальных отношений с подчиненными |
10. Деловая карьера обусловлена личными результатами | 10. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы | 10. Деловая карьера зависит от личных результатов |
11. Подготовка узкоспециализированных руководителей | 11. Подготовка руководителей универсального типа | 11. Подготовка руководителей универсального типа в отдельно взятой сфере деятельности |
12. Оплата труда по индивидуальным показателям | 12. Оплата труда по показателям группы и служебному стажу | 12. Оплата труда по показателям группы, по достигнутому результату с учетом личных достижений |
13. Найм на работу на короткий срок | 13. Долговременная занятость (от колыбели до могилы с Тойотой) | 13. Найм на работу на длительный срок с учетом возможности работника проявить себя в различных сферах деятельности, ротация кадров |
14. Структура управления строго формализована | 14. Нестандартная гибкая структура управления | 14. Уникальная, нестандартная, присущая только данной организации структура управления |
|
|
|
|