Методы аналогий

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма - один из популярных методов коллективного творчества. Его психологическая основа - взаимная стимуляция мышления в группе. Конкуренция между людьми за количество выдвинутых идей делает этот метод более эффективным по сравнению с работой каждого из людей вне группы. Метод мозгового штурма является, по сути, тем же методом проб и ошибок, однако он создает условия для психологической активизации творческого процесса, снижает инерцию мышления. Особенно этому способствует наличие в группе людей со стороны. Метод прост, доступен и эффективен. Реализация метода выглядит следующим образом.

Решение проводится в два этапа - генерации и анализа. На этапе генерации создается творческая группа из 5-15 человек (специалисты-смежники и люди "со стороны", не имеющие никакого опыта в области, к которой относится решаемая задача). Группе объясняется суть задачи, требующей решения, и проводится этап генерации идей. На этом этапе не допускается критика предлагаемых идей. Поощряется выдвижение даже сумасбродных идей. Затем группа экспертов анализирует высказанные идеи и отбирает те из них, которые заслуживают более тщательной проработки.

Методом мозгового штурма работают команды знатоков в популярной телепередаче: «Что? Где? Когда?». Пятьдесят секунд идет генерация идей и только десять секунд тратится на обсуждение выдвинутых идей.

Применительно к программам, методом мозгового штурма можно сгенерировать идеи: по распределению функций обработки информации между людьми и машиной; по набору основных прототипов и заимствованных из них идей; по реализации некоторых эвристических алгоритмов обработки информации; по рекламе и сбыту программной продукции; по созданию новых программ на базе частей создаваемых и ранее созданных программ.

Методы аналогий является наиболее популярным методом для программистов. Преодолеть психологическую инерцию, найти новое решение помогают неожиданные сравнения, помогающие взглянуть на ситуацию под необычным углом.

Суть одного из методов состоит в следующем. Совершенствуемую систему держат как бы в фокусе внимания и переносят на нее свойства других, не имеющих к ней никакого отношения программ из коллекции. При этом возникают необычные сочетания, которые стараются развить дальше.

Процесс решения задачи строится следующим образом:

1) определяется объект, в чем-то не удовлетворяющий нас, и формулируются цели его совершенствованию;

2) выбираются из книги, каталога, журнала несколько случайных объектов, выписываются их признаки;

3) выписанные признаки последовательно переносятся на совершенствуемый объект, что зачастую приводит к интересным ассоциациям, помогающим найти неожиданное решение.

Согласно проведенному опросу, большинство профессиональных программистов именно этим методом генерировали внешний облик своих программных систем и определили способы реализации многих функций программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: