Высшие органы государственной власти 3 страница

Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов. По сравнению с другими социальными регуляторами, такими, как скажем, мораль, религия, право, традиции, обычаи, политика наиболее эффективно влияет на общественные процессы благодаря наличию специфического инструмента, каким выступает политическая власть.

Политическая жизнь общества - достаточно сложная и постоянно меняющаяся реальность. Она включает в себя все явления, в отношении которых существует возможность выбора. Однако выбор индивидом, социальной группой, политическим институтом вариантов действия или поведения не представляет собой автоматической реализации тех или иных ценностей, которые господствуют в обществе. Этот выбор опосредован множеством случайных, но не менее важных для субъекта политики факторов: личные пристрастия, интуитивные предпочтения, конъюнктурные соображения. По этой причине политика оказывается сферой постоянного выбора то возникающих, то исчезающих возможностей развития, стандартов поведения и т.д., связанных с использованием власти. Различные стороны процесса выбора политических решений, действий, соотнесение их с затратами и конкретными результатами - предмет анализа целого спектра дисциплин.

Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений. Теория государства иправа изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий. Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения политических явлений. Предметом политической антропологии выступает “человек политический” как субъект политического творчества. Возможности и пределы его влияния на общество политическая антропология выводит из природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства. Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.

По сравнению с указанными политическими дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических теорий и выступает их методологической основой. Из нее черпают познавательные принципы и приемы частные политические теории: теория государства и права, политическая антропология, политическая этнография, политическая психология и т.д. Другая особенность обнаруживается в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти. Прежде всего она рассматривает роль в этих процессах государства и его структур, значение политических партий, групп давления, элит, лидеров. Кроме этого, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.

Таким образом, политология изучает политическую практику, что и определяет высокую практическую направленность ее выводов. Однако политология включает в себя и теоретический анализ политических взаимодействий. Следовательно, в политологии ограниченно взаимосвязаны два уровня анализа (эмпирический и теоретический), а также институциональный (содержание деятельности политических институтов) и поведенческий (направленность политического сознания, содержание деятельности политической культуры и поведения групп, индивидов) аспекты политики.

2.7. Основные понятия. Содержание политических взаимодействий государства, общества и индивида по поводу распределения и осуществления власти выражается системой категорий, т.е. основных понятий. Классификация категорий политологии может осуществляться по различным критериям. Если взять в качестве критерия состояние политической жизни - изменчивость и стабильность, то можно выделить два ряда понятий. Динамизм политического развития отражают категории “политический интерес”, “политический выбор”, “политическое развитие”, “политический процесс”, “политическая модернизация”, “политические технологии”, “политическая ситуация”, “политическая альтернатива” и т.д. Стабильность политической сферы выражают понятия “политическая власть”, “политический режим”, “политическая система”, “политические нормы”, “политические традиции”, “политическая культура” и т.д. Язык политологии пластичен, разнообразен по формам своего выражения, но достаточно строг. Он существует в вербальной (лат. verbalis - устный, словесный) форме, т.е. представлен понятиями, которые обозначают определенные политические явления: власть, режим, демократию и т.д.

Но политология оперирует символами, знаками, стереотипами, выражающими смыслы деятельности и назначение конкретных политических институтов. Так, смысл образования государства, его цели отражаются в государственной символике: гербе, гимне, флаге. А главная идея и цели политической партии или движения могут выражаться в эмблеме или знаке.

2.8. Методы науки. Специфических методов познания политических взаимодействий политология не сформировала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу политики (табл.1). Каждый метод эффективен в исследовании определенных ситуаций.

Первоначально в политологии использовались институциональный и исторический методы.

С помощью институционального метода, преобладающего в юридических науках, политическая жизнь анализировалась сквозь призму деятельности политических институтов: права, государства, партий, объединений, групп давления и т.д.

Исторический метод предполагает исследование политической жизни в контексте эволюции политического процесса, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

В XIX веке заметное влияние на политическую мысль оказала социология.

Социологический метод рассматривает политику в контексте ее обусловленности социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими отношениями. На зависимость политики от социальных отношений указывал еще Аристотель. Так, в качестве элементов государства он рассматривал бедных и богатых, знатных и незнатных, ремесленников и купцов.

Потребность в том, чтобы представить политические явления зримо и конкретно осязаемо, обусловила введение в научный оборот в 30-х годах XX века бихевиористскогометода, с позиции которого политика рассматривалась в контексте поведения конкретной личности. Это позволяло использовать количественные и качественные показатели измерения политических явлений. С тех пор в политологических исследованиях стали активно применяться математические методы, статистические данные, анкетные опросы, моделирование и т.д.

С бихевиоризмом органично связан психологический метод и такая его разновидность, как психоанализ. Психологический метод в анализе политики одним из первых стал использовать Н. Макиавелли. В известном труде “Государь” дан блестящий анализ субъективных механизмов политического поведения через анализ побуждений, желаний, страстей, пороков индивида (жадности, лести, зависти и т.д.)

В рамках психологического метода в качестве предпосылки политического поведения рассматривается весь спектр психических мотиваций, в психоанализе же акцентируется роль бессознательного в политической деятельности. Достоинства психоанализа состоят в том, что с его помощью можно объяснить иррациональные, т.е. не осознаваемые разумом (лат rationalis – разумный; irrationalis – неразумный), моменты политического поведения. Действительно, в политическом поведении далеко не всегда удается выявить точеные цели субъекта, проанализировать его идеалы. Как считает создатель психоанализа австрийский психолог и политолог З. Фрейд (1856-1939), поступки субъекта обусловливаются бессознательными, т.е. теми впечатлениями, которые были получены им еще в детстве. Всякий раз в моменты эмоциональных напряжений образы и впечатления детства становятся мотивами поведения. Метод психоанализа оказался очень эффективным при выявлении природы тоталитаризма, объяснении деструктивного и агрессивного политического поведения, например поведения разгневанной толпы, политиков, призывающих к войне как к способу решения возникших проблем, вождей, которые для установления единоличной власти способны уничтожить миллионы своих соотечественников.

В 50-х годах ХХ века на волне критики эмпирических методов анализа происходит становления системного метода, в рамках которого политика рассматривается как целостное самодостаточное образование, а логика ее развития представляется обусловленной, с одной стороны, взаимодействиями с внешней средой, с другой – характером внутренних связей между составляющими политику элементами.

Таблица 1. Методы политологии

Метод политологии На чем акцентирует внимание Как изучает политику
1. Институциональный На взаимодействии политических институтов: право, государство, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решения.
2. Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве. Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
3. Социологический На зависимости политики от социальных факторов, социальной структуры, идеологии, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами.
4. Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации.
5.Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение.
6. Системный На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способами распределения ресурсов институтами власти.

2.9. Закономерности политологии. Как и всякая наука, политология стремится сформулировать свои знания о политике в форме закономерностей, т.е. объективных устойчивых взаимосвязей, принципов, тенденций. Первые попытки выявить такие закономерности предпринимались Н. Макиавелли и Ш. Монтескье (французский писатель, философ, историк), которые обращали внимание на взаимосвязи политики с природными факторами, с психологией, культурой народов.

Обычно выделяют две группы взаимозависимостей: объективные взаимосвязи с другими сферами жизни общества; собственно политические закономерности, т.е. устойчивые взаимозависимости между элементами политики. К первым относят зависимость политических форм от экономического развития; обусловленность демократии уровнем культуры общества, наличием демократических традиций, влиянием на формы управления размера территорий и т.д. Ко вторым относят, например, принцип легитимности: любая власть нуждается в признании ее со стороны общества; политические решения предполагают наличие механизмов реализации, политическая власть функционирует, лишь будучи передаваемой от субъекта к объекту и наоборот; устойчивость режима обусловливает соблюдение принципов разделения властей и отделения политики о других сфер и т.д.

2.10. Функции политологии. Назначение политологии в жизни общества определяется функциями, которые она призвана выполнять.

Особое значение политология имеет для конкретного индивида в тех обществах, которые только создают демократические основы жизни. Во-первых, она способна диагностировать состояние общественного развития благодаря выявлению существующих групп интересов и определению их соответствия тенденциям социального прогресса. Во-вторых, осмысление тенденций общественного развития позволяет выработать эффективные механизмы интеграции индивидов в политическое сообщество и обеспечить реализацию общественных и личных интересов. В-третьих, вооружая индивида социально-политическими знаниями, политология помогает ему понять логику общественной эволюции и выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни. Тем самым политология обогащает личность политическим опытом, политической культурой, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса. Однако политология не может застраховать общество от всех политических неурядиц и конфликтов уже хотя бы потому, что политическая жизнь не всегда развивается на основе рационально осознанной мотивации политического участия. Вот почему сама политология должна совершенствовать методы анализа, глубже проникать в природу волевого начала и механизмов его трансляции.

Вопросы и задания

1. Что изучает политология?

2. В чем особенность предмета политологии?

3. Что определяет достоверность политологического знания?

4. Какие подходы в определении предмета политической науки существуют в литературе?

5. В чем преимущества и недостатки бихевиористского метода познания политики по сравнению с другими методами?

6. Приведите конкретные примеры из истории различных стран, которые иллюстрировали бы политические закономерности.

7. Чем обусловлены место и роль политологии в жизни общества?

8. Чем отличается политология от иных наук о политике?

9. Как вы думаете, какое значение политология имеет для отдельно взятой личности?

10. Как бы вы определили задачи и содержание политологии?

11. Какие идеи Платона и Аристотеля оказали наиболее заметное влияние на последующее развитие политической мысли?

12. Почему политика и государство описывались Аристотелем в терминах “прекрасное”, “справедливое”, “разумное”, “совершенное”, “счастливое”?

13. Как вы считаете, чем обусловлен поиск идеального государ ства?

14. Почему в античности демократия рассматривалась как “наи худшая форма” государства?

15. Почему Платон считал идеальным государством форму совер шенной аристократии?

16. Что такое “полития”?

17. Какие идеи античных мыслителей воплотились в политичес ком устройстве современных западных стран?

18. Чем было обусловлено заметное влияние религии на политику в средневековье?

19. Как вы понимаете выражение “божественный характер влас ти”?

20. Фому Аквинского считают одним из первых теоретиков де мократии, поскольку он выдвинул идею о народе как источнике светской власти. С какой целью Ф. Аквинский использовал идею народного суверенитета?

21. Богословы трактовали политику двояко: сущность - боже ственная, а формы реализации - земные. Прокомментируйте данное положение.

22. С чем связано противопоставление церковной и светской власти в средневековье?

23. Что принципиально отличает развитие политической мысли Нового времени от предшествующих этапов?

24. Почему Макиавелли считается родоначальником полити ческой науки?

25. Почему политическая наука стала зарождаться в Новое вре мя, а не раньше или позже?

26. Чем консервативная политическая мысль отличается от ли беральной? Рассмотрите различия по следующим позициям: 1) природа и смысл государства; 2) права и свободы личности; 3) отношение к социальным изменениям.

27. Что собой представляет современная политология?

28. Почему в России политология так поздно получила права гражданства?

29. Какие достижения западной политической мысли и практи ки, на ваш взгляд, могут быть использованы в России в целях создания демократического правового государства?

30. Что из западного опыта вы считаете непригодным для исполь зования в России?


Раздел III Субъекты политики и отношения между ними

К субъектам политики относятся все, кто участвует в политической жизни общества. Фактически это каждый из нас. В политической науке принято делить субъектов политики на 3 группы: отдельные личности, социальные общности, политические институты.

3.1. Отдельные личности. В ряду субъектов политики человек стоит на первом месте. Однако субъектом политики нужно стать. А это произойдет тогда, когда человек осознает свое место в обществе, свои интересы, осмыслит мотивы и овладеет знаниями о политике.

Но, даже став субъектами политики, люди участвуют в ней по-разному. Индивидуальных участников политики можно разделить на 3 группы (по М. Веберу).

1-я группа - “политики по случаю”. Сюда относят людей, которые участвуют в политике время от времени (выборы, реакция людей на собрании и т.п.). Можно заметить, что основная масса людей- “политики по случаю”.

2-я группа - политики “по совместительству”. Такие люди избираются в руководящие органы партии, входят в группы поддержки лидеров. Для них политика не становится главным делом жизни, но занимает в ней заметное место.

3-ю группу составляют, по М. Веберу, политики “по профессии”. Она является их основным занятием, жизненным выбором, ремеслом и очень часто источником дохода. Речь идет о профессиональных политиках, без которых существование самой политики невозможно.

В политической жизни любого общества присутствуют все эти группы людей. Было бы заблуждением считать, что политику делают только профессионалы, а основная масса людей - не более, чем пассивные зрители. Точно также неверно утверждение о безоговорочном приоритете политиков “по случаю”, в руках которых профессионалы - лишь безмолвные марионетки. Конечно, в период выборов или референдумов голос первой группы звучит сильнее и решающее слово остается за ней. Точно так же, как в критической ситуации (например, война, политический конфликт и т.д.) от единоличного решения политика-профессионала могут зависеть судьбы народов. Поэтому характер политической жизни общества на всех его этапах определяется тем, какую позицию занимает каждый из них.

Как известно, в своей жизни люди не могут не вступать в общение. При этом они объединяются между собой и составляют социальные общности.

3.2. Социальные общности. Социальные общности- это большие или меньшие группы людей, объединенные по определенным признакам и занимающие в обществе свое определенное место. К социальным общностям относятся народ, нация, класс, социальная группа. Они составляют социальную структуру всякого общества. Но возникает вопрос: любая ли социальная общность автоматически становится субъектом политики? Достаточно ли ей для этого просто существовать? Думается, нет. Ведь, скажем, нация может выступать в одних условиях как группа людей, одевающая по праздникам национальные костюмы и демонстрирующая свою дружбу с другими народами. При этом никакой значимой роли в политике она не играет. Но та же нация в других условиях может, объединившись и осознав свои интересы, выступить в роли борца за независимость и свободу. Точно так же шахтеры в одних условиях составляют лишь профессиональную группу, основным делом которой является добывание угля в земных недрах. Но они же, сплотившись, могут выступить и как серьезная политическая сила, способная привести, например, к отставке правительства.

Социальная общность становится субъектом политики, если:

- имеется более или менее прочная связь между членами этой общности;

- ее члены осознают свои общие интересы, ощущают свою самобытность и солидарность;

- осуществляется хотя бы минимальная координация ее действий.

В реальной политической жизни субъектами политики рано или поздно становятся все социальные общности. Так, например, женщины как отдельная социальная группа начали участвовать в политике лишь со второй половины XIX века. Сегодня же никто не усомниться в том, что без их участия невозможна нормальная политическая жизнь. Этот и другие многочисленные примеры свидетельствуют о том, что в политику постепенно вовлекались все новые и новые субъекты.

В ряду социальных общностей самым малым субъектом политики считаются социальные группы. В любом обществе их великое множество. Это, прежде всего, социально-демографические группы. Они отличаются друг от друга по признаку пола и возраста. В соответствии с этим в качестве субъектов политики могут выступать мужчины и женщины, молодежь, люди среднего и старшего возраста и даже дети. Достаточно вспомнить благородную деятельность известной международной ассоциации “Дети как миротворцы” и многих других подобных движений. К числу социальных групп относятся такие профессиональные группы (писатели, врачи, учителя шахтеры и т.д.), которые, объединяясь и отстаивая свои интересы, активно влияют на политику.

Значимы в политике и группы, различающиеся по образованию, по месту жительства (городское и сельское население, жители столичных и провинциальных городов, жители отдельных регионов и т.д.), конфессиональные группы (католики, православные, мусульмане, иудеи и т.д.).

В ряду субъектов политики заметную роль могут играть временные социальные группы. Они возникают в той или иной конкретной политической ситуации. Такими группами могут быть беженцы, ветераны различных войн, иммигранты и т.п. Их влияние на политическую жизнь бывает кратковременным, но достаточно сильным. Ведь причиной их появления становится, как правило, некая экстраординарная ситуация. Их социальное положение часто неблагополучно, а это подвигает их к активным действиям, требованиям и протесту. Иногда именно временные социальные группы могут сыграть роль “мотора” в различных политических движениях.

Особым субъектом политики выступает и такая социальная группа как маргиналы. Само это слово происходит от латинского “ margo ”, что означает край. В современной политической науке маргиналами называют людей, утративших принадлежность к какой-нибудь социальной общности и при этом не вошедших в другую. Так, маргиналом может быть человек, покинувший деревню, утративший связь с деревенской культурой, и переехавший в город, но не воспринявший стандарты городского образа жизни. К этой группе можно отнести рабочего или интеллигента, у которого отсутствует трудовая мораль и забыт профессиональный кодекс чести, утрачены черты, характерные для соответствующей социальной общности.

Особенностями поведения маргиналов может быть резкое чередование апатии, пассивности и повышенной активности, иногда агрессивности. Отсутствие твердых моральных ценностей, принципов, самоконтроля и дисциплины становится причиной того, что маргиналы легко превращаются в толпу, носящую разрушительный характер. Неслучайно “Американский словарь по социологии” называет маргиналов “анафемой для всех социальных систем”. Но даже если маргиналы влачат существование вечного изгоя и активно себя в политике не проявляют, они не должны быть исключены из числа субъектов политики, поскольку потенциально представляют собой серьезную политическую силу.

Следом за социальными группами в ряду субъектов политики располагаются классы. Это социальные общности, сходные по типу с социальными группами. Но классы, как правило, характеризуются большим количеством объединяющих признаков. Это и отношение к средствам производства, и социальный статус (престиж), и доходы, и характер труда и образ жизни. Классы могут объединять в себе несколько социальных групп. Их количество в обществе поэтому меньше.

Классы(лат. classis - разряд) - большие группы людей, по теории Маркса, являющиеся основой, на которой формируется политическая организация общества.

Понятие классов появилось в науке XIX века в связи с их развитием и классическим оформлением в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс, независимо друг от друга, пришли к теоретическому выводу о том, что классовая борьба - основной момент современной истории. В буржуазном обществе она осуществляется между классами капиталистов и наемных рабочих; компромисс между ними невозможен, и пролетариат осуществит революцию, которая в своем развитии преодолеет классовое построение общества.

Классы различаются по отношению к средствам производства, месту в общественном разделении труда и принадлежности к общественному богатству (В.И. Ленин). По учению Маркса, преодоление классов возможно путем установления власти пролетариата (диктатура пролетариата) и отмены частной собственности на средства производства. Эти предпосылки, как считают коммунисты, позволяет минимизировать отчуждение всех членов общества от культуры посредством превращения труда в источник всестороннего развития человека и увеличения свободного времени.

Попытка в России и других странах уничтожить частную собственность на средства производства привела в конечном счете к ликвидации эксплуатации. С этим во многом связан кризис реального социализма. Научно-технический прогресс так изменил промышленность, что численность рабочего класса снизилась (около 15% в развитых странах). Это уменьшило его политическую роль. В перспективе возможен переход к безлюдным технологиям производства материальных благ. Это обстоятельство позволяет сделать вывод: классовое деление в современном обществе перестает быть основой политических процессов и конфликтов. Противоречие сохраняется, но как оно разрешится - сказать трудно.

До недавнего времени мы привычно представляли наше общество в виде союза двух классов - рабочих и крестьян. Интеллигенции при этом отводилась роль социального слоя или “прослойки”. Однако нетрудно понять, что такое деление не отражает реальной классовой структуры. Уже сегодня происходит становление класса предпринимателей, крестьян- фермеров, коммерческого класса, класса профессиональных управленцев и, наконец, интеллигенции. Место, роль, цели этих классов в обществе различны. Добиваясь их достижения, классы вступают в сферу политики и становятся ее субъектами.

В западной политической науке принято и более простое деление - на высшие, средние и низшие классы. При этом описывается положение среднего класса, а два других располагают на социальной лестнице по разные стороны от него.

Так, по американским стандартам средний класс составляют семьи с доходом от 20 до 56 тыс. долларов в год. Это чуть более 50% семей. Средний класс разнороден по своим политическим и идеологическим пристрастиям. При этом он, как привило, отвергает крайние позиции и точки зрения. К нему скорее подходят характеристики с частицей “не”: он не богат и не беден, не революционен и не консервативен, не активен и не пассивен в политике. Он всегда выступает за политическую стабильность и обычно поддерживает тот политический курс, который проводится на данном этапе. Все это делает средний класс особым субъектом политики: его поддержки добиваются разнообразные конкурирующие политические силы.

Отсутствие среднего класса и резкое разделение общества на бедных и богатых приводит обычно к конфликтам исоциальным потрясениям. Это подтверждается и нынешним состоянием нашего общества, где группы, традиционно составляющие средний класс (врачи, юристы, чиновники), по своим доходам относятся скорее к низшему классу. Это является одной из причин нынешней политической нестабильности.

Относя классы к субъектам политики, следует помнить и о том, что сама классовая структура подвижна и изменчива. Одни классы могут уходить с политической арены, а другие заявлять о себе как о новом участнике политики.

Традиционным субъектом политики являются нации. Нацией принято называть исторически сложившуюся, устойчивую группу людей, которая объединена общностью языка, культуры, социально- экономической жизни, традиций, обычаев, нравов, психологического облика. Нации неоднородны по составу: они включают в себя различные классы и социальные группы, которые могут мирно сосуществовать в ее рамках, а могут и конфликтовать, подчас весьма остро. Однако даже тогда, когда нация напоминает, образно говоря, “бурлящий котел”, она не перестает быть единым целым и продолжает играть роль единого субъекта политики. В определенные исторические моменты национальные интересы могут возобладать над классовыми и групповыми. История содержит множество примеров того, как самоотверженно отстаивалась национальная независимость, как идея национального возрождения объединяла людей самого разного статуса и положения.

Наиболее крупным субъектом политики выступает народ. Само это слово широко употребляется различными политическими деятелями и движениями. От имени народа выдвигаются различные программы и лозунги, его интересами объясняется и необходимость реформ, и опасность преобразований. Под народом обычно понимают население той или иной страны, государства. Народ объединяет всю совокупность классов и социальных групп данного общества и при этом представляет собой единое социальное целое, имеет общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, общие социально-психологические черты. Все это делает народ реальным субъектом политики. Таковым он может выступать и на международной арене, и во внутренней политике. У всякого народа всегда существует и общий, народный интерес. Это может быть выживание в экстремальных условиях войны, вражеской оккупации, экологической катастрофы, совместный выход из кризиса, достижение политической и экономической стабильности. Столь популярное в последнее время выражение - “все мы в одной лодке”, - в краткой форме определяет сущность народного интереса, требующего преодоления внутренних разногласий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: