Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов. По сравнению с другими социальными регуляторами, такими, как скажем, мораль, религия, право, традиции, обычаи, политика наиболее эффективно влияет на общественные процессы благодаря наличию специфического инструмента, каким выступает политическая власть.
Политическая жизнь общества - достаточно сложная и постоянно меняющаяся реальность. Она включает в себя все явления, в отношении которых существует возможность выбора. Однако выбор индивидом, социальной группой, политическим институтом вариантов действия или поведения не представляет собой автоматической реализации тех или иных ценностей, которые господствуют в обществе. Этот выбор опосредован множеством случайных, но не менее важных для субъекта политики факторов: личные пристрастия, интуитивные предпочтения, конъюнктурные соображения. По этой причине политика оказывается сферой постоянного выбора то возникающих, то исчезающих возможностей развития, стандартов поведения и т.д., связанных с использованием власти. Различные стороны процесса выбора политических решений, действий, соотнесение их с затратами и конкретными результатами - предмет анализа целого спектра дисциплин.
Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений. Теория государства иправа изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий. Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения политических явлений. Предметом политической антропологии выступает “человек политический” как субъект политического творчества. Возможности и пределы его влияния на общество политическая антропология выводит из природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства. Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.
По сравнению с указанными политическими дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических теорий и выступает их методологической основой. Из нее черпают познавательные принципы и приемы частные политические теории: теория государства и права, политическая антропология, политическая этнография, политическая психология и т.д. Другая особенность обнаруживается в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти. Прежде всего она рассматривает роль в этих процессах государства и его структур, значение политических партий, групп давления, элит, лидеров. Кроме этого, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.
Таким образом, политология изучает политическую практику, что и определяет высокую практическую направленность ее выводов. Однако политология включает в себя и теоретический анализ политических взаимодействий. Следовательно, в политологии ограниченно взаимосвязаны два уровня анализа (эмпирический и теоретический), а также институциональный (содержание деятельности политических институтов) и поведенческий (направленность политического сознания, содержание деятельности политической культуры и поведения групп, индивидов) аспекты политики.
2.7. Основные понятия. Содержание политических взаимодействий государства, общества и индивида по поводу распределения и осуществления власти выражается системой категорий, т.е. основных понятий. Классификация категорий политологии может осуществляться по различным критериям. Если взять в качестве критерия состояние политической жизни - изменчивость и стабильность, то можно выделить два ряда понятий. Динамизм политического развития отражают категории “политический интерес”, “политический выбор”, “политическое развитие”, “политический процесс”, “политическая модернизация”, “политические технологии”, “политическая ситуация”, “политическая альтернатива” и т.д. Стабильность политической сферы выражают понятия “политическая власть”, “политический режим”, “политическая система”, “политические нормы”, “политические традиции”, “политическая культура” и т.д. Язык политологии пластичен, разнообразен по формам своего выражения, но достаточно строг. Он существует в вербальной (лат. verbalis - устный, словесный) форме, т.е. представлен понятиями, которые обозначают определенные политические явления: власть, режим, демократию и т.д.
Но политология оперирует символами, знаками, стереотипами, выражающими смыслы деятельности и назначение конкретных политических институтов. Так, смысл образования государства, его цели отражаются в государственной символике: гербе, гимне, флаге. А главная идея и цели политической партии или движения могут выражаться в эмблеме или знаке.
2.8. Методы науки. Специфических методов познания политических взаимодействий политология не сформировала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу политики (табл.1). Каждый метод эффективен в исследовании определенных ситуаций.
Первоначально в политологии использовались институциональный и исторический методы.
С помощью институционального метода, преобладающего в юридических науках, политическая жизнь анализировалась сквозь призму деятельности политических институтов: права, государства, партий, объединений, групп давления и т.д.
Исторический метод предполагает исследование политической жизни в контексте эволюции политического процесса, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.
В XIX веке заметное влияние на политическую мысль оказала социология.
Социологический метод рассматривает политику в контексте ее обусловленности социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими отношениями. На зависимость политики от социальных отношений указывал еще Аристотель. Так, в качестве элементов государства он рассматривал бедных и богатых, знатных и незнатных, ремесленников и купцов.
Потребность в том, чтобы представить политические явления зримо и конкретно осязаемо, обусловила введение в научный оборот в 30-х годах XX века бихевиористскогометода, с позиции которого политика рассматривалась в контексте поведения конкретной личности. Это позволяло использовать количественные и качественные показатели измерения политических явлений. С тех пор в политологических исследованиях стали активно применяться математические методы, статистические данные, анкетные опросы, моделирование и т.д.
С бихевиоризмом органично связан психологический метод и такая его разновидность, как психоанализ. Психологический метод в анализе политики одним из первых стал использовать Н. Макиавелли. В известном труде “Государь” дан блестящий анализ субъективных механизмов политического поведения через анализ побуждений, желаний, страстей, пороков индивида (жадности, лести, зависти и т.д.)
В рамках психологического метода в качестве предпосылки политического поведения рассматривается весь спектр психических мотиваций, в психоанализе же акцентируется роль бессознательного в политической деятельности. Достоинства психоанализа состоят в том, что с его помощью можно объяснить иррациональные, т.е. не осознаваемые разумом (лат rationalis – разумный; irrationalis – неразумный), моменты политического поведения. Действительно, в политическом поведении далеко не всегда удается выявить точеные цели субъекта, проанализировать его идеалы. Как считает создатель психоанализа австрийский психолог и политолог З. Фрейд (1856-1939), поступки субъекта обусловливаются бессознательными, т.е. теми впечатлениями, которые были получены им еще в детстве. Всякий раз в моменты эмоциональных напряжений образы и впечатления детства становятся мотивами поведения. Метод психоанализа оказался очень эффективным при выявлении природы тоталитаризма, объяснении деструктивного и агрессивного политического поведения, например поведения разгневанной толпы, политиков, призывающих к войне как к способу решения возникших проблем, вождей, которые для установления единоличной власти способны уничтожить миллионы своих соотечественников.
В 50-х годах ХХ века на волне критики эмпирических методов анализа происходит становления системного метода, в рамках которого политика рассматривается как целостное самодостаточное образование, а логика ее развития представляется обусловленной, с одной стороны, взаимодействиями с внешней средой, с другой – характером внутренних связей между составляющими политику элементами.
Таблица 1. Методы политологии
Метод политологии | На чем акцентирует внимание | Как изучает политику |
1. Институциональный | На взаимодействии политических институтов: право, государство, политических партий и движений и т.д. | Анализ официальных структур и формальных правил принятия решения. |
2. Исторический | На политических явлениях и процессах во времени и пространстве. | Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего. |
3. Социологический | На зависимости политики от социальных факторов, социальной структуры, идеологии, культуры и т.д. | Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами. |
4. Бихевиористский | На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. | Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации. |
5.Психологический | На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. | Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение. |
6. Системный | На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. | Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способами распределения ресурсов институтами власти. |
2.9. Закономерности политологии. Как и всякая наука, политология стремится сформулировать свои знания о политике в форме закономерностей, т.е. объективных устойчивых взаимосвязей, принципов, тенденций. Первые попытки выявить такие закономерности предпринимались Н. Макиавелли и Ш. Монтескье (французский писатель, философ, историк), которые обращали внимание на взаимосвязи политики с природными факторами, с психологией, культурой народов.
Обычно выделяют две группы взаимозависимостей: объективные взаимосвязи с другими сферами жизни общества; собственно политические закономерности, т.е. устойчивые взаимозависимости между элементами политики. К первым относят зависимость политических форм от экономического развития; обусловленность демократии уровнем культуры общества, наличием демократических традиций, влиянием на формы управления размера территорий и т.д. Ко вторым относят, например, принцип легитимности: любая власть нуждается в признании ее со стороны общества; политические решения предполагают наличие механизмов реализации, политическая власть функционирует, лишь будучи передаваемой от субъекта к объекту и наоборот; устойчивость режима обусловливает соблюдение принципов разделения властей и отделения политики о других сфер и т.д.
2.10. Функции политологии. Назначение политологии в жизни общества определяется функциями, которые она призвана выполнять.
Особое значение политология имеет для конкретного индивида в тех обществах, которые только создают демократические основы жизни. Во-первых, она способна диагностировать состояние общественного развития благодаря выявлению существующих групп интересов и определению их соответствия тенденциям социального прогресса. Во-вторых, осмысление тенденций общественного развития позволяет выработать эффективные механизмы интеграции индивидов в политическое сообщество и обеспечить реализацию общественных и личных интересов. В-третьих, вооружая индивида социально-политическими знаниями, политология помогает ему понять логику общественной эволюции и выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни. Тем самым политология обогащает личность политическим опытом, политической культурой, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса. Однако политология не может застраховать общество от всех политических неурядиц и конфликтов уже хотя бы потому, что политическая жизнь не всегда развивается на основе рационально осознанной мотивации политического участия. Вот почему сама политология должна совершенствовать методы анализа, глубже проникать в природу волевого начала и механизмов его трансляции.
Вопросы и задания
1. Что изучает политология?
2. В чем особенность предмета политологии?
3. Что определяет достоверность политологического знания?
4. Какие подходы в определении предмета политической науки существуют в литературе?
5. В чем преимущества и недостатки бихевиористского метода познания политики по сравнению с другими методами?
6. Приведите конкретные примеры из истории различных стран, которые иллюстрировали бы политические закономерности.
7. Чем обусловлены место и роль политологии в жизни общества?
8. Чем отличается политология от иных наук о политике?
9. Как вы думаете, какое значение политология имеет для отдельно взятой личности?
10. Как бы вы определили задачи и содержание политологии?
11. Какие идеи Платона и Аристотеля оказали наиболее заметное влияние на последующее развитие политической мысли?
12. Почему политика и государство описывались Аристотелем в терминах “прекрасное”, “справедливое”, “разумное”, “совершенное”, “счастливое”?
13. Как вы считаете, чем обусловлен поиск идеального государ ства?
14. Почему в античности демократия рассматривалась как “наи худшая форма” государства?
15. Почему Платон считал идеальным государством форму совер шенной аристократии?
16. Что такое “полития”?
17. Какие идеи античных мыслителей воплотились в политичес ком устройстве современных западных стран?
18. Чем было обусловлено заметное влияние религии на политику в средневековье?
19. Как вы понимаете выражение “божественный характер влас ти”?
20. Фому Аквинского считают одним из первых теоретиков де мократии, поскольку он выдвинул идею о народе как источнике светской власти. С какой целью Ф. Аквинский использовал идею народного суверенитета?
21. Богословы трактовали политику двояко: сущность - боже ственная, а формы реализации - земные. Прокомментируйте данное положение.
22. С чем связано противопоставление церковной и светской власти в средневековье?
23. Что принципиально отличает развитие политической мысли Нового времени от предшествующих этапов?
24. Почему Макиавелли считается родоначальником полити ческой науки?
25. Почему политическая наука стала зарождаться в Новое вре мя, а не раньше или позже?
26. Чем консервативная политическая мысль отличается от ли беральной? Рассмотрите различия по следующим позициям: 1) природа и смысл государства; 2) права и свободы личности; 3) отношение к социальным изменениям.
27. Что собой представляет современная политология?
28. Почему в России политология так поздно получила права гражданства?
29. Какие достижения западной политической мысли и практи ки, на ваш взгляд, могут быть использованы в России в целях создания демократического правового государства?
30. Что из западного опыта вы считаете непригодным для исполь зования в России?
Раздел III Субъекты политики и отношения между ними
К субъектам политики относятся все, кто участвует в политической жизни общества. Фактически это каждый из нас. В политической науке принято делить субъектов политики на 3 группы: отдельные личности, социальные общности, политические институты.
3.1. Отдельные личности. В ряду субъектов политики человек стоит на первом месте. Однако субъектом политики нужно стать. А это произойдет тогда, когда человек осознает свое место в обществе, свои интересы, осмыслит мотивы и овладеет знаниями о политике.
Но, даже став субъектами политики, люди участвуют в ней по-разному. Индивидуальных участников политики можно разделить на 3 группы (по М. Веберу).
1-я группа - “политики по случаю”. Сюда относят людей, которые участвуют в политике время от времени (выборы, реакция людей на собрании и т.п.). Можно заметить, что основная масса людей- “политики по случаю”.
2-я группа - политики “по совместительству”. Такие люди избираются в руководящие органы партии, входят в группы поддержки лидеров. Для них политика не становится главным делом жизни, но занимает в ней заметное место.
3-ю группу составляют, по М. Веберу, политики “по профессии”. Она является их основным занятием, жизненным выбором, ремеслом и очень часто источником дохода. Речь идет о профессиональных политиках, без которых существование самой политики невозможно.
В политической жизни любого общества присутствуют все эти группы людей. Было бы заблуждением считать, что политику делают только профессионалы, а основная масса людей - не более, чем пассивные зрители. Точно также неверно утверждение о безоговорочном приоритете политиков “по случаю”, в руках которых профессионалы - лишь безмолвные марионетки. Конечно, в период выборов или референдумов голос первой группы звучит сильнее и решающее слово остается за ней. Точно так же, как в критической ситуации (например, война, политический конфликт и т.д.) от единоличного решения политика-профессионала могут зависеть судьбы народов. Поэтому характер политической жизни общества на всех его этапах определяется тем, какую позицию занимает каждый из них.
Как известно, в своей жизни люди не могут не вступать в общение. При этом они объединяются между собой и составляют социальные общности.
3.2. Социальные общности. Социальные общности- это большие или меньшие группы людей, объединенные по определенным признакам и занимающие в обществе свое определенное место. К социальным общностям относятся народ, нация, класс, социальная группа. Они составляют социальную структуру всякого общества. Но возникает вопрос: любая ли социальная общность автоматически становится субъектом политики? Достаточно ли ей для этого просто существовать? Думается, нет. Ведь, скажем, нация может выступать в одних условиях как группа людей, одевающая по праздникам национальные костюмы и демонстрирующая свою дружбу с другими народами. При этом никакой значимой роли в политике она не играет. Но та же нация в других условиях может, объединившись и осознав свои интересы, выступить в роли борца за независимость и свободу. Точно так же шахтеры в одних условиях составляют лишь профессиональную группу, основным делом которой является добывание угля в земных недрах. Но они же, сплотившись, могут выступить и как серьезная политическая сила, способная привести, например, к отставке правительства.
Социальная общность становится субъектом политики, если:
- имеется более или менее прочная связь между членами этой общности;
- ее члены осознают свои общие интересы, ощущают свою самобытность и солидарность;
- осуществляется хотя бы минимальная координация ее действий.
В реальной политической жизни субъектами политики рано или поздно становятся все социальные общности. Так, например, женщины как отдельная социальная группа начали участвовать в политике лишь со второй половины XIX века. Сегодня же никто не усомниться в том, что без их участия невозможна нормальная политическая жизнь. Этот и другие многочисленные примеры свидетельствуют о том, что в политику постепенно вовлекались все новые и новые субъекты.
В ряду социальных общностей самым малым субъектом политики считаются социальные группы. В любом обществе их великое множество. Это, прежде всего, социально-демографические группы. Они отличаются друг от друга по признаку пола и возраста. В соответствии с этим в качестве субъектов политики могут выступать мужчины и женщины, молодежь, люди среднего и старшего возраста и даже дети. Достаточно вспомнить благородную деятельность известной международной ассоциации “Дети как миротворцы” и многих других подобных движений. К числу социальных групп относятся такие профессиональные группы (писатели, врачи, учителя шахтеры и т.д.), которые, объединяясь и отстаивая свои интересы, активно влияют на политику.
Значимы в политике и группы, различающиеся по образованию, по месту жительства (городское и сельское население, жители столичных и провинциальных городов, жители отдельных регионов и т.д.), конфессиональные группы (католики, православные, мусульмане, иудеи и т.д.).
В ряду субъектов политики заметную роль могут играть временные социальные группы. Они возникают в той или иной конкретной политической ситуации. Такими группами могут быть беженцы, ветераны различных войн, иммигранты и т.п. Их влияние на политическую жизнь бывает кратковременным, но достаточно сильным. Ведь причиной их появления становится, как правило, некая экстраординарная ситуация. Их социальное положение часто неблагополучно, а это подвигает их к активным действиям, требованиям и протесту. Иногда именно временные социальные группы могут сыграть роль “мотора” в различных политических движениях.
Особым субъектом политики выступает и такая социальная группа как маргиналы. Само это слово происходит от латинского “ margo ”, что означает край. В современной политической науке маргиналами называют людей, утративших принадлежность к какой-нибудь социальной общности и при этом не вошедших в другую. Так, маргиналом может быть человек, покинувший деревню, утративший связь с деревенской культурой, и переехавший в город, но не воспринявший стандарты городского образа жизни. К этой группе можно отнести рабочего или интеллигента, у которого отсутствует трудовая мораль и забыт профессиональный кодекс чести, утрачены черты, характерные для соответствующей социальной общности.
Особенностями поведения маргиналов может быть резкое чередование апатии, пассивности и повышенной активности, иногда агрессивности. Отсутствие твердых моральных ценностей, принципов, самоконтроля и дисциплины становится причиной того, что маргиналы легко превращаются в толпу, носящую разрушительный характер. Неслучайно “Американский словарь по социологии” называет маргиналов “анафемой для всех социальных систем”. Но даже если маргиналы влачат существование вечного изгоя и активно себя в политике не проявляют, они не должны быть исключены из числа субъектов политики, поскольку потенциально представляют собой серьезную политическую силу.
Следом за социальными группами в ряду субъектов политики располагаются классы. Это социальные общности, сходные по типу с социальными группами. Но классы, как правило, характеризуются большим количеством объединяющих признаков. Это и отношение к средствам производства, и социальный статус (престиж), и доходы, и характер труда и образ жизни. Классы могут объединять в себе несколько социальных групп. Их количество в обществе поэтому меньше.
Классы(лат. classis - разряд) - большие группы людей, по теории Маркса, являющиеся основой, на которой формируется политическая организация общества.
Понятие классов появилось в науке XIX века в связи с их развитием и классическим оформлением в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс, независимо друг от друга, пришли к теоретическому выводу о том, что классовая борьба - основной момент современной истории. В буржуазном обществе она осуществляется между классами капиталистов и наемных рабочих; компромисс между ними невозможен, и пролетариат осуществит революцию, которая в своем развитии преодолеет классовое построение общества.
Классы различаются по отношению к средствам производства, месту в общественном разделении труда и принадлежности к общественному богатству (В.И. Ленин). По учению Маркса, преодоление классов возможно путем установления власти пролетариата (диктатура пролетариата) и отмены частной собственности на средства производства. Эти предпосылки, как считают коммунисты, позволяет минимизировать отчуждение всех членов общества от культуры посредством превращения труда в источник всестороннего развития человека и увеличения свободного времени.
Попытка в России и других странах уничтожить частную собственность на средства производства привела в конечном счете к ликвидации эксплуатации. С этим во многом связан кризис реального социализма. Научно-технический прогресс так изменил промышленность, что численность рабочего класса снизилась (около 15% в развитых странах). Это уменьшило его политическую роль. В перспективе возможен переход к безлюдным технологиям производства материальных благ. Это обстоятельство позволяет сделать вывод: классовое деление в современном обществе перестает быть основой политических процессов и конфликтов. Противоречие сохраняется, но как оно разрешится - сказать трудно.
До недавнего времени мы привычно представляли наше общество в виде союза двух классов - рабочих и крестьян. Интеллигенции при этом отводилась роль социального слоя или “прослойки”. Однако нетрудно понять, что такое деление не отражает реальной классовой структуры. Уже сегодня происходит становление класса предпринимателей, крестьян- фермеров, коммерческого класса, класса профессиональных управленцев и, наконец, интеллигенции. Место, роль, цели этих классов в обществе различны. Добиваясь их достижения, классы вступают в сферу политики и становятся ее субъектами.
В западной политической науке принято и более простое деление - на высшие, средние и низшие классы. При этом описывается положение среднего класса, а два других располагают на социальной лестнице по разные стороны от него.
Так, по американским стандартам средний класс составляют семьи с доходом от 20 до 56 тыс. долларов в год. Это чуть более 50% семей. Средний класс разнороден по своим политическим и идеологическим пристрастиям. При этом он, как привило, отвергает крайние позиции и точки зрения. К нему скорее подходят характеристики с частицей “не”: он не богат и не беден, не революционен и не консервативен, не активен и не пассивен в политике. Он всегда выступает за политическую стабильность и обычно поддерживает тот политический курс, который проводится на данном этапе. Все это делает средний класс особым субъектом политики: его поддержки добиваются разнообразные конкурирующие политические силы.
Отсутствие среднего класса и резкое разделение общества на бедных и богатых приводит обычно к конфликтам исоциальным потрясениям. Это подтверждается и нынешним состоянием нашего общества, где группы, традиционно составляющие средний класс (врачи, юристы, чиновники), по своим доходам относятся скорее к низшему классу. Это является одной из причин нынешней политической нестабильности.
Относя классы к субъектам политики, следует помнить и о том, что сама классовая структура подвижна и изменчива. Одни классы могут уходить с политической арены, а другие заявлять о себе как о новом участнике политики.
Традиционным субъектом политики являются нации. Нацией принято называть исторически сложившуюся, устойчивую группу людей, которая объединена общностью языка, культуры, социально- экономической жизни, традиций, обычаев, нравов, психологического облика. Нации неоднородны по составу: они включают в себя различные классы и социальные группы, которые могут мирно сосуществовать в ее рамках, а могут и конфликтовать, подчас весьма остро. Однако даже тогда, когда нация напоминает, образно говоря, “бурлящий котел”, она не перестает быть единым целым и продолжает играть роль единого субъекта политики. В определенные исторические моменты национальные интересы могут возобладать над классовыми и групповыми. История содержит множество примеров того, как самоотверженно отстаивалась национальная независимость, как идея национального возрождения объединяла людей самого разного статуса и положения.
Наиболее крупным субъектом политики выступает народ. Само это слово широко употребляется различными политическими деятелями и движениями. От имени народа выдвигаются различные программы и лозунги, его интересами объясняется и необходимость реформ, и опасность преобразований. Под народом обычно понимают население той или иной страны, государства. Народ объединяет всю совокупность классов и социальных групп данного общества и при этом представляет собой единое социальное целое, имеет общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, общие социально-психологические черты. Все это делает народ реальным субъектом политики. Таковым он может выступать и на международной арене, и во внутренней политике. У всякого народа всегда существует и общий, народный интерес. Это может быть выживание в экстремальных условиях войны, вражеской оккупации, экологической катастрофы, совместный выход из кризиса, достижение политической и экономической стабильности. Столь популярное в последнее время выражение - “все мы в одной лодке”, - в краткой форме определяет сущность народного интереса, требующего преодоления внутренних разногласий.