double arrow

Саморегуляция личности

Потребность в саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и саморегуляции является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии.

Одним из первых ученых, заговоривших о саморегуляции личности, был А.Маслоу. Он утверждал, что потребности человека врожденные (инстинктивные), и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Иерархия потребностей может быть представлена в виде пирамиды:

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и здоровье он продемонстрирует. Наивысшая потребность в этой иерархии – потребность в самоактуализации, то есть потребность человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее отличаются друг от друга.

А. Маслоу утверждал, что большинство людей, или даже все, нуждаются во внутреннем совершенстве и ищут его. Но лишь некоторые достигают ее. Причины в том, что многие люди просто не видят своего потенциала, они не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. А также сильное негативное влияние оказывают потребности безопасности.

Для описания явлений, связанных с представлением о своем будущем, планированием своего саморазвития, используется понятие жизненной перспективы. Это образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей. Жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни.

Целью человеческого существования является как собственное совершенство, так и благополучие окружающих, ибо поиск одного лишь «личного счастья» приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворительности.

Вопросы:

  1. Что такое психология жизненного пути? Что является предметом ее изучения?
  2. Чем отличаются понятия развитие психики, онтогенез и жизненный путь?
  3. Что такое событие? Какие группы событий выделяют в психологии жизненного пути?
  4. Какие вы знаете виды возрастов? Чем характеризуется психологический возраст человека?
  5. Что такое психологическое время? Какие бывают типы регуляции времени?
  6. Что такое саморегуляция и самоактуализация личности?

Рекомендуемая литература

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-изд. - СПб.: Питер, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: