Методы психологии

Предмет современной психологии. Структура психики.

Психика (от греч. psychekos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможно будущего. У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер (бессознательное).

Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений, которые неразрывно связаны, но традиционно выделяют процессы, состояния, свойства.

Психические процессы – течение психического явления, имеющего начало, развитие и окончание, проявляющееся в виде реакции. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. В сложной психической деятельности все психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности.

Психические состояния – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением субъекта. Относительно статичный момент в психике индивида, возникающий под влиянием внешних и внутренних факторов.

Психические свойства – типиичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичные для данного человека. Каждое психическое свойство формируется в процессе развития и закрепляется в практике. Свойства личности многообразны и их классифицируют в соответствии с психическими процессами, на основе которых они формируются.

Метод – способ организации работы, направленный на проверку гипотезы и формулирование определённых закономерностей относительно связи психических явлений. Под методикой понимается конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Например, тестирование – это метод, а конкретный тест – методика.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

По способу проведения различают эксперименты:

1. Лабораторный эксперимент. Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.

2. Естественный (полевой) эксперимент. Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора - нет.

3. Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Анализ результатов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности.

Психологическое тестирование (раздел психодиагностики) — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.

Психологический тест — стандартизированное задание (испытание), по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Вопросы:

  1. Чем занимается психология? Что она изучает?
  2. Какова история развития психологии?
  3. Какое место занимает психология среди других наук?
  4. Что такое психика? Как она устроена?
  5. Какие методы используются психологией для изучения ее предмета?

Рекомендуемая литература

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: