Предмет современной психологии. Структура психики.
Психика (от греч. psychekos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможно будущего. У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер (бессознательное).
Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений, которые неразрывно связаны, но традиционно выделяют процессы, состояния, свойства.
Психические процессы – течение психического явления, имеющего начало, развитие и окончание, проявляющееся в виде реакции. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. В сложной психической деятельности все психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности.
Психические состояния – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением субъекта. Относительно статичный момент в психике индивида, возникающий под влиянием внешних и внутренних факторов.
Психические свойства – типиичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичные для данного человека. Каждое психическое свойство формируется в процессе развития и закрепляется в практике. Свойства личности многообразны и их классифицируют в соответствии с психическими процессами, на основе которых они формируются.
Метод – способ организации работы, направленный на проверку гипотезы и формулирование определённых закономерностей относительно связи психических явлений. Под методикой понимается конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Например, тестирование – это метод, а конкретный тест – методика.
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение – древнейший метод познания. Это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.
По способу проведения различают эксперименты:
1. Лабораторный эксперимент. Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.
2. Естественный (полевой) эксперимент. Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора - нет.
3. Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Анализ результатов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности.
Психологическое тестирование (раздел психодиагностики) — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.
Психологический тест — стандартизированное задание (испытание), по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Вопросы:
- Чем занимается психология? Что она изучает?
- Какова история развития психологии?
- Какое место занимает психология среди других наук?
- Что такое психика? Как она устроена?
- Какие методы используются психологией для изучения ее предмета?
Рекомендуемая литература
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.