Психическое развитие и жизненный путь

Тема 1. 2. Психология жизненного пути.

План лекции:

1. Психическое развитие и жизненный путь.

2. Психологический возраст и психологическое время

3. Саморегуляция личности

Психология жизненного пути является одним из наиболее динамично развивающихся направлений современной психологии. Самостоятельный статус психологии жизненного пути среди отраслей и разделов современной науки определяется собственным предметом и оригинальным методом его познания.

Предмет психологии жизненного пути составляют психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Среди этих явлений наибольший интерес представляют психобиографические образования – это психические феномены, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина пути, жизненная мудрость и смысл жизни.

Основным методом психологии жизненного пути является биографический метод. Биографический метод – это, во-первых, главный исследовательский принцип, требующий познания личности и жизненного пути в их единстве, во-вторых, это система конкретных методов психологической диагностики, коррекции и развития личности как субъекта жизни.

Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью и их закономерным характером.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе (биография). Жизненный путь в своей свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов.

Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому, как человек становится личностью позже, чем начинает существовать в форме индивида.

Жизнь человека уникальна и в своей неповторимости служит одним из источников индивидуальности человека. Разнообразие биографий обусловлено, в частности, тем, что люди, живущие в одной и той же макросреде, являются не только членами общества, но и членами многих общностей, из которых складывается микросреда развития.

Микросреда – это, во-первых, сфера непосредственного общения людей. Основные общности – родительская семья, школа, студенческий и производственный коллективы, общественные организации, собственная семья – могут рассматриваться как частные среды, сменяющие друг друга в ходе социализации.

На развитие личности влияет не столько какой-либо отдельный фактор, сколько целостный образ жизни в микросреде. Он отражается в индивидуальном образе жизни людей – образе действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования человека.

Образ жизни складывается в результате поступков индивида, совершаемых в определенных обстоятельствах.

Индивидуальный образ жизни устойчив. Однако в биографии человека есть такие поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни. Эти моменты – биографические события.

События – основная единица всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны коренные перестройки характера, изменение направления или темпа развития личности.

Выделяют три группы событий:

1. события среды – это существенная переменная в обстоятельствах развития, происшедшая не по воле и не по инициативе субъекта жизни. Перерыв в плавном течении жизни обусловлен здесь вторжением различных внешних сил в судьбу человека. События среды, внося объективные изменения в ход жизни человека, не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему. Роль события определяется тем, будет ли человек жертвой внешних сил или борцом, утверждающим свою индивидуальность.

2. события поведения человека (поступки). Поступки человека являются обстоятельствами жизни окружающих и в то же время преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизни. Поступки- события не только служат для достижения конкретной цели, но и открывают новую жизненную перспективу, в них реализуются отношения личности. Так, отношение к людям проявляется в коммуникативных поступках, отношение общества в целом – в гражданских, отношения к труду – в трудовых. Смысл событий-поступков сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

3. события-впечатления вызывают длительные и интенсивные переживания особого, нравственно-эстетического характера, которые влияют на определение самим субъектом дальнейшего направления жизненного пути. Для таких событий, каких не только то, какие объективные изменения в жизни человека они вносят сами по себе, а то, каким образом под их влиянием человек строит свою судьбу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: