Основные категории этики

Категории этики, как уже отмечалось, разделяются на структурные (или абстрактные) и сущностные (или конкретные).

Рассмотрим некоторые структурные категории этики. Прежде всего, к ним принадлежат такие категории как ценность, благо, идеал, норма.

Мир человека, это мир ценностей. Ценности - это значимые для человека объекты (материальные и идеальные).

В широком понимании ценностями называют обобщенные, стойкие представления о чем-то, что преобладает, лучше другого, благо; как о том, которое отвечает определенным потребностям, интересам, намерениям, целям человека, группы людей, общества.

Ценности различаются:

• по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро и другие;

• по качеству: позитивные и негативные (наслаждение - страдание, польза - вред, слава - позор, добро - зло и другие).

Одни ценности считают практическими, другие - духовными. Различают также высшие ценности (позитивные) и более низкие (негативные).

В ценности оказывается отношение индивида к какому-то предмету, событию, явлению, в котором отображается признание это чего-то как важного, значимого для человека. Важнейшие ценности человека определяют ее „систему координат” - систему ценностных ориентаций.

Благо - общее понятие, что используют для указания позитивной ценности предметов и явлений. Представление людей о благо формируются в процессе и на основании практического отношения человека к внешнему миру. Под благом понимают все то, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Благо не следует отождествлять с вещами, возводить только к оценке, благо также не отождествляется с пользой. Не все, что полезно является благом, и наоборот. Например, лекарства, избыточное употребление еды, косметики и другое.

Блага разделяются на материальные (средства удовлетворения первичных потребностей) и духовные (удовлетворяют вторичные потребности), реальные (объективная и субъективная оценка совпадают) и иллюзорные (объективная оценка - негативная, а субъективная - позитивная), личных и общественных.

В современной аксиологии (учение о ценностях) и этике высшее благо называют идеалом.

Моральный идеал - это:

1) наиболее полное, универсальное, абсолютное моральное представление о благе и обязанности;

2) образ совершенства в отношениях между людьми или - в форме общественного идеала - такой уклад общества, который способен обеспечить это совершенство;

3) безусловный высший образец моральной личности.

Как элемент морального сознания идеал в то же время является и ценностным представлением, потому что он утверждает определенное, безусловное, позитивное содержание поступков, и императивным представлением, потому что это содержание подлежит обязательному выполнению.

В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: только идеалом определяется содержание добра и зла, надлежащего, правильного и неправильного. Идеал - общий нормативно ценностный стандарт, универсальный критерий суждений и действий.

Норма - одна из простых форм морального требования. Моральная норма является двойной: элемент моральных отношений и форма морального сознания.

С одной стороны, это норма поведения, обычай, который постоянно воспроизводится в однотипных поступках большого количества людей как моральный закон, который является обязательным и для каждого отдельного человека. В любом обществе существует потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяемых ситуациях, люди вели себя определенным образом. Эта потребность практически реализуется через моральную норму.

Моральное требование, которое выражается в виде норм, отображается и в моральном сознании как свод соответствующих правил, заповедей. Моральное сознание формулирует моральную норму в виде приказа, который в равной степени касается всех людей и выполнять его нужно неуклонно в разных ситуациях. Примером моральной нормы является Декалог.

К сущностным категориям этики принадлежат такие категории, как добро и зло, обязанность, обязательство, совесть, справедливость, польза, дружба, любовь и другие.

Добро - наивысшая ценность для индивида, позитивное значение явлений и событий в отношении к идеалу. Добро приближает к идеалу, зло - отдаляет. Зло - это противоположность добра.

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью (злом) добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления морального и аморального.

Зло - категория этики, которая по своему содержанию является противоположностью добру, а также понятие морального сознания, которое является наиболее обобщенным выражением представлений об аморальном, о том, которое противоречит требованиям морали, заслуживает осуждение; и являет собой общую абстрактную характеристику негативных моральных качеств.

Злом считаются такие негативные качества человека как зависть, гордыня, месть, напыщенность.

Зависть является проявлением зла. Чувство зависти искажает личность и отношения между людьми, пробуждает желание, чтобы другие испытали неудачи, несчастья, показывая себя не из лучшей стороны перед коллегами, руководителем, товарищами. Очень часто зависть толкает людей на осуществление аморальных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжелых грехов, потому что все другие грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Напыщенность также считается злом. Напыщенность характеризуется неуважительным, презрительным отношением к людям.

Месть всегда направлена в прошлое, потому она ничего не может изменить. Иногда она бывает направленная не только против того, кто причинил зло, но и против его родных, близких людей. Даже тогда, когда месть рассматривается как отплатная справедливость, она все равно месть, потому что в процессе такой борьбы можно „заразиться” злом и причинить еще больше зло.

Добро и зло осознаются как особые ценности, которые не касаются природных явлений и событий, потому что последние лежат по ту сторону добра и зла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: