Добро и зло характеризуют преднамеренные, осознаваемые лицом действия, которые осуществляются свободно, то есть поступки

Добро и зло означают не просто поступки, а действия, которые сознательно соотносятся с определенным стандартом - идеалом. Безразличие относительно добра и зла означает отвлечение от добра, открытость злу. Вспомним выражение Л.Н. Толстого: „...Чтобы честно жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться и метаться. А спокойствие - вечная душевная подлость”.

Добро и зло связаны с душевным и духовным опытом человека, существуют через этот опыт. Утверждение добра и борьба со злом достигаются духовными усилиями человека. Подтверждениям потому может быть рубаи О. Хайяма:

„Ад и рай - в небесах, - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянул, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья

Ад и рай - это две половины души”.

Добро и зло относительны. Любые ценности могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт „освоения” данных ценностей по отношению к идеалу, к высшему благу. Подтверждением этого является выражение Данте: „добрыми намерениями устлана дорога в ад”, или российская пословица: „не было бы счастья, да несчастье помогло”.

Обязанность - императивная категория этики. Обязанность - это безусловное следование моральному идеалу, необходимость не допускать порочности, противостоять злу. Это добровольное обязательство, которое берет на себя человек.

Моральное требование может осознаваться как „строгая обязанность” „запрет”, но выдвигается оно в форме рекомендации, не угрожает физическим или организационным ограничением. Если законодательство являет собой внешнее принуждение, то санкции морали носят идеальный характер и применяются к человеку как к свободному и сознательному существу.

Истоком моральной обязанности является общественный интерес. Обязанность формулирует моральное обязательство индивида относительно других людей и самого себя. Общественный характер обязанности часто вызывает внутреннее сопротивление личности, потому что обязанность ограничивает ее свободу, превращает жизнь человека в цепь обязательств, требует подчинить свой личный интерес интересам других людей.

Но „золотое правило” нравственности расставляет все на свои места: „я должен это делать потому, что другой человек должен это делать относительно меня, вследствие чего, мой личный интерес обеспечивается только во время выполнения долга другого человека, а я, в свою очередь, должен хранить его интерес”.

Совесть - это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несовершенство, невыполнение обязанности, свое несоответствие идеала, потому, что должен быть.

В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мыслями или ожиданиями окружающих людей (стыд), а с обязанностью. Совесть требует быть честным даже тогда, когда никто не может контролировать, когда тайное не станет явным, когда о поступке не узнает никто.

Совесть - суровый контролер, внутренний цензор, который карает намного сильнее, чем осуждение других людей. Совесть - одно из важнейших понятий морального сознания, которое, наряду с другими понятиями, отличает человека от животного.

Совесть выполняет функции, присущие морали в целом и действует в четырех направлениях:

1) как побуждение, которое ориентирует на выполнение моральных требований, создает позитивную психологическую установку;

2) как запрещение, которое предварительно осуждает за неправильный потенциальный выбор;

3) совесть может говорить во время действия, регулируя его;

4) как контролер, который оценивает поступки, вызывает соответствующие моральные переживания.

Ответственност ь - категория этики, которая тесно связана с представлением о свободе человека. Совершенно очевидно, что, не имея свободы, личность не была бы в состоянии отвечать за свои поступки: они появлялись бы или как выражение какой-то чужой воли, проводником и орудиями которой оказался данный человек, или как результат слепого случая, проявление безразличной игры естественных сил. Человеку присуща свобода действия, свобода выбора, он способен осмыслено, с учетом возможных последствий выбирать тот или другой вариант поведения, а потому должен нести ответственность за избранное и осуществленное ею.

И. Кант обратил внимание на то, что для человеческой личности не столько свобода является предпосылкой осознания обязанности, сколько, напротив, осознание обязанности является предпосылкой свободы, нужной для реализации: чувствуя необходимость выполнить свой долг, личность создает особые возможности для этого.

Ответственность - это соблюдение определенных моральных обязательств, принципиально открытое для контроля со стороны тех, перед кем эти обязательства приняты.

Морально ответственный человек должен отвечать за все, к чему она имеет отношение, отвечать прежде всего перед своей совестью, а затем и перед другими людьми.

Дружба - этическая категория и понятие морального сознания, которое отображает форму межличностных отношений, основанных на общих интересах и взаимной симпатии. Понятие дружбы связано с предыдущими понятиями - ответственности, обязанности, а также с понятиями общества, братства, любви.

Дружба - это открытость, способность при определенных обстоятельствах жертвовать своими интересами, разделять внутренние переживания другого человека, способность прийти на помощь, бескорыстно радоваться успехам другого человека.

Роль дружбы очень важна в жизни человека, особенно в кризисные моменты жизни. Как сила, которая соединяет людей, дружба всегда считалась важной социальной и моральной ценностью.

Следовательно, сущностные или конкретные категории этики характеризуют мораль со стороны ее содержания, раскрывают характер отношений людей в обществе, знакомят с чертами характера людей, их духовной сущностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: