АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ, ГИДРАВЛИЧЕСКИХ И ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ. КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ
Ассортимент и классификация моторных масел
Моторные масла классифицируются по следующим признакам:
1. В зависимости от конструкции двигателя:
– для смазки карбюраторных двигателей;
– для смазки дизельных двигателей;
– универсальные.
2. В зависимости от условий применения:
– летние;
– зимние;
– всесезонные.
Отдельную группу составляют северные или арктические масла.
3. По вязкости — масла подразделяются на классы:
3з, 4 з, 5 з, 6 з — зимние сорта;
6, 8, 10,12, 14, 16, 20, 24 — летние сорта;
от 3з/8, до 6з/16 — внесезонные сорта.
4. По уровню эксплуатационных свойств — на 6 групп (табл.1).
Таблица 1 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1-85 | ||
Группа | Подгруппа | Рекомендуемая область применения |
А | – | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Б2 | Малофорсированные дизели | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 |
Е2 | Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
Маркировка моторных масел (ГОСТ 17479.1-85):
|
|
– первый знак — буква «М» — моторное;
|
|
– второй знак — класс вязкости (если дробь: числитель — класс вязкости при отрицательных температурах (-18 ºС); знаменатель — при повышенных (100 ºС));
– третий — буква, регламентирующая уровень эксплуатационных свойств.
Примеры:
М-8В1, — М — моторное, 8 — класс вязкости, В1 — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М-10Г2 — М — моторное, 10 — класс вязкости, Г2 — для высокофорсированных дизельных двигателей;
М-63/10Г1 — М — моторное, 63 — уровень вязкости (6 сСт (мм2/с)) при отрицательных температурах, 10 — уровень вязкости (10 сСт) при повышенных положительных температурах, Г1 — для высокофорсированных карбюраторных двигателей.
Масла группы А и Б в настоящее время сняты с производства ввиду их низких эксплуатационных свойств.
С учетом сложного комплекса требований к качеству масел различного назначения за рубежом принята специальная классификация масел.
В соответствии с этой классификации масла подразделяются:
1. Классификация SAE в зависимости от вязкости на различные сорта (имеет семь сортов, каждый из которых обозначается номером, характеризующим вязкость масла):
– для зимних сортов — масла SAE 5W; 10W; 15W, 20W —вязкость регламентируется при -18 С;
– для летних — SAE 20; 30; 40; 50, 60 — вязкость при +99°С.
– для всесезонных — например SAE 10W/30 — данное масло по вязкости при -18 С соответствует сорту SAE 10W, а при +99°С — сорту SAE 30.
2. Классификация API в зависимости от эксплуатационных свойств(таблица 2) подразделяются:
– масла для бензиновых двигателей категории «S» (Service);
– масла для дизельных двигателей — «С» (Commerсial).
Далее в обозначении следует буква, отражающая уровень эксплуатационных свойств:
– от А до J для категории S;
– от А до Н для категории С.
В обозначения масел для дизельных двигателей входят также цифры 2 или 4 (первая для обозначения двухтактных дизелей, вторая — для четырехтактных).
Энергосберегающие масла категорий S и С могут иметь дополнительное обозначение ЕС (Energy Concerning), показывающее, что это масло обеспечивает экономию топлива и обозначается ЕС, если экономится до 1,5% топлива; ЕС II, если экономия топлива составляет не менее 2,5%; ЕС III, если экономия топлива не менее 3%.
Таблица 2 – Классификация моторных масел API [4] | ||
Класс по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | |
Бензиновые двигатели | SJ | Двигатели автомобилей, выпущенных в 1994 г. и ранее, с дополнительными требованиями по расходу масла в двигателе, экономии топлива и способности выдерживать рабочие температуры без образования отложений (использование ограничено) |
SL | То же, требуются большая стабильность, чем масла класса SJ, меньшая летучесть и повышенные сроки до замены | |
Дизельные двигатели | CF-4 | Четырехтактные высокоскоростные дизели грузовых автомобилей моделей после 1990 г. выпуска, осуществляющие перевозки по автострадам |
CF | Высокоскоростные дизели без наддува и с турбонаддувом моделей с 1994 г. выпуска, работающие на топливе с высоким содержанием серы (не более 0,5%) | |
CF-2 | Двухтактные дизели транспортных средств моделей с 1994 г. выпуска | |
CG-4 | Высокоскоростные четырехтактные дизели грузовых автомобилей, осуществляющие перевозку по автострадам, работающие на малосернистом (менее 0,05%) топливе, а также дизели внедорожной техники, работающие на сернистом (не менее 0,5%) топливе, отвечающие нормам 1994 г. по токсичности выбросов. Заменяют масла класса CF-4 и более ранние | |
СН-4 | Высокоскоростные четырехтактные дизели грузовых автомобилей, осуществляющие перевозку по автострадам, а также двигатели внедорожной техники. Заменяют масла класса CG-4 | |
Примечание. Поскольку ряд более старых классов масел по API отменен, в таблице приведены только действующие в настоящее время классы моторных масел API по эксплуатационным свойствам. |
Примерное соответствие моторных масел по ГОСТ 17479.1-85, API и SAE представлено в таблице 3.
|
|
Таблица 3 – Соответствие классов вязкости классификации SAE J300 и групп моторных масел по эксплуатационным свойствам по API с ГОСТ 17479.1-85 | |||||||
По вязкости | По эксплуатационным свойствам | ||||||
ГОСТ 17479.1-85 | SAE J300 | ГОСТ 17479.1-85 | SAE J300 | ГОСТ 17479.1-85 | API | ||
Зимние | 3З | 5W | Всесезонные | 3З/8 | 5W–20 | А | SB |
Б | SC/CA | ||||||
4З | 10W | 4З/6 | 10W–20 | Б1 | SC | ||
Б2 | CA | ||||||
5З | 15W | 4З/8 | 10W–20 | В | SD/SB | ||
В1 | SD | ||||||
6З | 20W | 4З/10 | 10W–30 | В2 | CB | ||
Летние | 5З/10 | 15W–30 | Г | SE/CC | |||
5З/12 | 15W–30 | Г1 | SE | ||||
5З/14 | 20W–30 | Г2 | CC | ||||
6З/10 | 20W–30 | Д1 | SF | ||||
6З/14 | 20W–40 | Д2 | CD | ||||
Е | CF-4/SG | ||||||
6З/16 | 20W–40 | Е1 | SG | ||||
Е2 | CF-4 | ||||||
– | – | * Эти классы АРI не имеют аналогов по ГОСТ 17479.1-85 | SH*, SJ*, CG-4* |
Трансмиссионные масла — предназначены для смазки коробок перемены передач, главных и бортовых передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи.
Согласно ГОСТ 17429.2-85, трансмиссионные маслапо вязкости разделены на четыре класса (таблица 4).
Таблица 4 – Классы трансмиссионных масел по вязкости, согласно ГОСТ 17479.2-85 | ||
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при 100°С, мм²/с | Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С |
6,00–10,99 | –35 | |
11,00–13,99 | –26 | |
14,00–24,99 | –18 | |
25,00–41,00 | – |
В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам, указанным в таблице 5.
Таблица 5 – Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам, согласно ГОСТ 17479.2-85 | ||
Группа масел | Состав масел | Рекомендуемая область применения |
ТМ–1 | Минеральные масла без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90°С |
ТМ–2 | Минеральные масла с противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°С |
ТМ–3 | Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
ТМ–4 | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
ТМ–5 | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
Маркировка: например, ТМ–5–18: ТМ означает начальные буквы русских слов «трансмиссионное масло», первая цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра — класс вязкости масла.
|
|
Соответствие трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85, SАЕ J306 и АРI представлены в таблицах 6 и 7.
Таблица 6 – Классификация SАЕ J306 трансмиссионных масел по вязкости и ее соответствие ГОСТ 17479.2-85 | ||||
Класс вязкости по ГОСТ 17479.2–85 | Обозначение масла по SAE | Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С | Кинематическая вязкость при 100°С, мм²/с | |
минимальная | максимальная | |||
– | 70W | –55 | 4,1 | – |
75W | –40 | 4,1 | – | |
80W | –26 | 7,0 | – | |
85W | –15 | 11,0 | – | |
– | – | 7,0 | 11,0 | |
– | – | 11,0 | 13,5 | |
– | 13,5 | 24,0 | ||
– | 24,0 | 41,0 | ||
– | – | 41,0 | – |
Таблица 7 – Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств и по ГОСТ 17479.2-85 | ||
Группа по ГОСТ 17479.2-85 | Класс по API | Область применения |
ТМ–1 | GL–1 | Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и антипенными присадками без противозадирных компонентов |
ТМ–2 | GL–2 | Червячные передачи, работающие в условиях применения GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент |
ТМ–3 | GL–3 | Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в условиях больших скоростей при малых вращающих моментах и в условиях малых скоростей при высоких вращающих моментах. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2 |
ТМ–4 | GL–4 | Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых вращающих моментах и в условиях малых скоростей при высоких вращающих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок |
ТМ–5 | GL–5 | Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей при малых вращающих моментах, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки |
– | GL–6 | Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и вращающих моментах. Содержат большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масло GL-5 |
– | MT–1 | Превосходит класс GL-6 по термической и высокотемпературной стабильности, а также совместимости с материалами уплотнений и моющим свойствам |
– | PG–1 | Для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов |
– | PG–2 | Для ведущих передач грузовых автомобилей и автобусов |
Применяются для промышленного оборудования (токарно-винторезные станки, прокатные станы, карусельные многофункциональные станки и др.). Особенность условий их эксплуатации — рабочая температура 50°...60°С.
Индустриальные масла делятся на четыре группы по назначению (ГОСТ 17479.4-87):
Л — легконагруженные сборочные единицы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения);
Г — гидравлические системы;
Н — направляющие скольжения;
Т — тяжело нагруженные сборочные единицы (зубчатые передачи).
Обозначение по указанному стандарту соответствует классификации ИСО 6743/0-81, группы масел в которой соответственно обозначают буквами F, H, G и С.
По эксплуатационным свойствам индустриальные масла делят на подгруппы: А, В, С, Д, Е.
В сельскохозяйственном производстве применяют масла подгруппы А.
В зависимости от вязкости индустриальные масла делят на 18 классов.
Маркировка: Пример обозначения индустриального масла:
И-ЛГ-А-15 (И-12А),
где И — индустриальное, ЛГ - для легконагруженных сборочных единиц и гидравлических систем, А – без присадок, 15-класс вязкости, в скобках - общепринятое обозначение.
Пластичные смазки — это смазки для открытых и негерметизи-рованных узлов трения и механизмов, труднодоступных узлов трения, консервации и герметизации передвижных соединений; смазывания механизмов, в которых недопустимо разбрызгивание смазочного масла.
Пластичные смазки по назначению делят на четыре группы (ГОСТ 232558-78):
– антифрикционные — предназначены для снижения износа и трения скольжения спряженных деталей;
– консервационные — предназначены для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировке и эксплуатации;
– канатные — используют для предотвращения износа и коррозии стаьных канатов, тросов, органических сердечников стальных канатов;
– уплотнительные — предназначены для герметизации зазоров, облегчения сборки и расборки арматуры, ля саьлниковых устройств, резьбовых, разъемных и любых подвижных соединений, в т.ч. вакуумных систем.
Условное обозначение каждой смазки состоит из ее наименования (солидл, литол, графитная и т.д.) и индексов, в краткой форме сообщающих о назначении смазки, ее характеристике и составе. Индексное обозначение состоит из пяти буквенных и цифровых индексов, расположенных в следующем порядке:
– указатель группы или подгруппы в соответствии с назначением смазки;
– загуститель;
– температурный интервал применения;
– дисперсная среда;
– консистенция смазки.
Некоторые индексы могут быть пропущены. В марку смазки могут быть введены индексы г, д, с и др., обозначающие твердые добавки соответственно графита, дисульфида молибдена, свинца и т.д.
Примеры обозначения смазок и их расшифровка:
Смазка МЛи4/13-3,
где М — многоцелевая смазка;
Ли - загуститель — литиевое мыло;
4/13 — температурный диапазон применения от -40 до +130 °С;
3 — класс консистенции.
Смазка СКа2/7-2,
где С — антифрикционная смазка общего назначения (солидол);
Ка — загуститель — кальциевое мыло;
2/7 — рекомендуемый температурный диапазон применения от -20 до +70 °С;
2 — класс консистенции смазки.
У нас вырабатывают следующие типы смазок (по загустителю):
– мыльные (литиевые, комплексные литиевые, натриевые и натриево-кальциевые, безводные кальциевые, комплексные кальциевые, алюминиевые и др.);
– немыльные (неорганические и органические),
– углеводородные.