Индустриальные масла

АССОРТИМЕНТ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ, ГИДРАВЛИЧЕСКИХ И ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ. КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ

Ассортимент и классификация моторных масел

Моторные масла классифицируются по следующим признакам:

1. В зависимости от конструкции двигателя:

– для смазки карбюраторных двигателей;

– для смазки дизельных двигателей;

– универсальные.

2. В зависимости от условий применения:

– летние;

– зимние;

– всесезонные.

Отдельную группу составляют северные или арктические масла.

3. По вязкости — масла подразделяются на классы:

3з, 4 з, 5 з, 6 з — зимние сорта;

6, 8, 10,12, 14, 16, 20, 24 — летние сорта;

от 3з/8, до 6з/16 — внесезонные сорта.

4. По уровню эксплуатационных свойств — на 6 групп (табл.1).

Таблица 1 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.1-85
Группа Подгруппа Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Маркировка моторных масел (ГОСТ 17479.1-85):

– первый знак — буква «М» — моторное;

– второй знак — класс вязкости (если дробь: числитель — класс вязкости при отрицательных температурах (-18 ºС); знаменатель — при повышенных (100 ºС));

– третий — буква, регламентирующая уровень эксплуатационных свойств.

Примеры:

М-8В1, — М — моторное, 8 — класс вязкости, В1 — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

М-10Г2 М — моторное, 10 — класс вязкости, Г2 — для высокофорсированных дизельных двигателей;

М-63/10Г1 — М — моторное, 63 — уровень вязкости (6 сСт (мм2/с)) при отрицательных температурах, 10 — уровень вязкости (10 сСт) при повышенных положительных температурах, Г1 — для высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Масла группы А и Б в настоящее время сняты с производства ввиду их низких эксплуатационных свойств.

С учетом сложного комплекса требований к качеству масел различного назначения за рубежом принята специальная классификация масел.

В соответствии с этой классификации масла подразделяются:

1. Классификация SAE в зависимости от вязкости на различные сорта (имеет семь сортов, каждый из которых обозначается номером, характеризующим вязкость масла):

– для зимних сортов — масла SAE 5W; 10W; 15W, 20W —вязкость регламентируется при -18 С;

– для летних — SAE 20; 30; 40; 50, 60 — вязкость при +99°С.

– для всесезонных — например SAE 10W/30 — данное масло по вязкости при -18 С соответствует сорту SAE 10W, а при +99°С — сорту SAE 30.

2. Классификация API в зависимости от эксплуатационных свойств(таблица 2) подразделяются:

– масла для бензиновых двигателей категории «S» (Service);

– масла для дизельных двигателей — «С» (Commerсial).

Далее в обозначении следует буква, отражающая уровень эксплуатационных свойств:

– от А до J для категории S;

– от А до Н для категории С.

В обозначения масел для дизельных двигателей входят также цифры 2 или 4 (первая для обозначения двухтактных дизелей, вторая — для четырехтактных).

Энергосберегающие масла категорий S и С могут иметь дополнительное обозначение ЕС (Energy Concerning), показывающее, что это масло обеспечивает экономию топлива и обозначается ЕС, если экономится до 1,5% топлива; ЕС II, если экономия топлива составляет не менее 2,5%; ЕС III, если экономия топлива не менее 3%.

Таблица 2 – Классификация моторных масел API [4]
Класс по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
Бензиновые двигатели SJ Двигатели автомобилей, выпущенных в 1994 г. и ранее, с дополнительными требованиями по расходу масла в двигателе, экономии топлива и способности выдерживать рабочие температуры без образования отложений (использование ограничено)
SL То же, требуются большая стабильность, чем масла класса SJ, меньшая летучесть и повышенные сроки до замены
Дизельные двигатели CF-4 Четырехтактные высокоскоростные дизели грузовых автомобилей моделей после 1990 г. выпуска, осуществляющие перевозки по автострадам
CF Высокоскоростные дизели без наддува и с турбонаддувом моделей с 1994 г. выпуска, работающие на топливе с высоким содержанием серы (не более 0,5%)
CF-2 Двухтактные дизели транспортных средств моделей с 1994 г. выпуска
CG-4 Высокоскоростные четырехтактные дизели грузовых автомобилей, осуществляющие перевозку по автострадам, работающие на малосернистом (менее 0,05%) топливе, а также дизели внедорожной техники, работающие на сернистом (не менее 0,5%) топливе, отвечающие нормам 1994 г. по токсичности выбросов. Заменяют масла класса CF-4 и более ранние
СН-4 Высокоскоростные четырехтактные дизели грузовых автомобилей, осуществляющие перевозку по автострадам, а также двигатели внедорожной техники. Заменяют масла класса CG-4
Примечание. Поскольку ряд более старых классов масел по API отменен, в таблице приведены только действующие в настоящее время классы моторных масел API по эксплуатационным свойствам.

Примерное соответствие моторных масел по ГОСТ 17479.1-85, API и SAE представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Соответствие классов вязкости классификации SAE J300 и групп моторных масел по эксплуатационным свойствам по API с ГОСТ 17479.1-85
По вязкости   По эксплуатационным свойствам
ГОСТ 17479.1-85 SAE J300   ГОСТ 17479.1-85 SAE J300 ГОСТ 17479.1-85 API
Зимние 3З 5W Всесезонные 3З/8 5W–20 А SB
Б SC/CA
4З 10W 4З/6 10W–20 Б1 SC
Б2 CA
5З 15W 4З/8 10W–20 В SD/SB
В1 SD
6З 20W 4З/10 10W–30 В2 CB
Летние     5З/10 15W–30 Г SE/CC
    5З/12 15W–30 Г1 SE
    5З/14 20W–30 Г2 CC
    6З/10 20W–30 Д1 SF
    6З/14 20W–40 Д2 CD
    Е CF-4/SG
    6З/16 20W–40 Е1 SG
Е2 CF-4
    * Эти классы АРI не имеют аналогов по ГОСТ 17479.1-85 SH*, SJ*, CG-4*

Трансмиссионные масла предназначены для смазки коробок пе­ремены передач, главных и бортовых передач, раздаточных коробок, диффе­ренциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубча­тые передачи.

Согласно ГОСТ 17429.2-85, трансмиссионные маслапо вязкости разделены на четыре класса (таблица 4).

Таблица 4 – Классы трансмиссионных масел по вязкости, согласно ГОСТ 17479.2-85
Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100°С, мм²/с Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С
  6,00–10,99 –35
  11,00–13,99 –26
  14,00–24,99 –18
  25,00–41,00

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных областей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам, указанным в таблице 5.

Таблица 5 – Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам, согласно ГОСТ 17479.2-85
Группа масел Состав масел Рекомендуемая область применения
ТМ–1 Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90°С
ТМ–2 Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130°С
ТМ–3 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
ТМ–4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С
ТМ–5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С

Маркировка: например, ТМ–5–18: ТМ означает начальные буквы русских слов «трансмиссионное масло», первая цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра — класс вязкости масла.

Соответствие трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85, SАЕ J306 и АРI представлены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6 – Классификация SАЕ J306 трансмиссионных масел по вязкости и ее соответствие ГОСТ 17479.2-85
Класс вязкости по ГОСТ 17479.2–85 Обозначение масла по SAE Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С Кинематическая вязкость при 100°С, мм²/с
минимальная максимальная
70W –55 4,1
  75W –40 4,1
  80W –26 7,0
  85W –15 11,0
  7,0 11,0
  11,0 13,5
    13,5 24,0
    24,0 41,0
  41,0
Таблица 7 – Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств и по ГОСТ 17479.2-85
Группа по ГОСТ 17479.2-85 Класс по API Область применения
ТМ–1 GL–1 Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и антипенными присадками без противозадирных компонентов
ТМ–2 GL–2 Червячные передачи, работающие в условиях применения GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент
ТМ–3 GL–3 Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в условиях больших скоростей при малых вращающих моментах и в условиях малых скоростей при высоких вращающих моментах. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2
ТМ–4 GL–4 Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых вращающих моментах и в условиях малых скоростей при высоких вращающих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
ТМ–5 GL–5 Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей при малых вращающих моментах, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен - при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки
GL–6 Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и вращающих моментах. Содержат большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масло GL-5
MT–1 Превосходит класс GL-6 по термической и высокотемпературной стабильности, а также совместимости с материалами уплотнений и моющим свойствам
PG–1 Для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов
PG–2 Для ведущих передач грузовых автомобилей и автобусов

Применяются для промышленного оборудования (токарно-винторезные станки, прокатные станы, карусельные многофункциональные станки и др.). Особенность условий их эксплуатации — рабочая температура 50°...60°С.

Индустриальные масла делятся на четыре группы по назначению (ГОСТ 17479.4-87):

Л — легконагруженные сборочные единицы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения);

Г — гидравлические системы;

Н — направляющие скольжения;

Т — тяжело нагруженные сборочные единицы (зубчатые передачи).

Обозначение по указанному стандарту соответствует классификации ИСО 6743/0-81, группы масел в которой соответственно обозначают буквами F, H, G и С.

По эксплуатационным свойствам индустриальные масла делят на подгруппы: А, В, С, Д, Е.

В сельскохозяйственном производстве применяют масла подгруппы А.

В зависимости от вязкости индустриальные масла делят на 18 классов.

Маркировка: Пример обозначения индустриального масла:

И-ЛГ-А-15 (И-12А),

где И — индустриальное, ЛГ - для легконагруженных сборочных единиц и гидравлических систем, А – без присадок, 15-класс вязкости, в скобках - общепринятое обозначение.

Пластичные смазки — это смазки для открытых и негерметизи-рованных узлов трения и механизмов, труднодоступных узлов трения, кон­сервации и герметизации передвижных соединений; смазывания механизмов, в которых недопустимо разбрызгивание смазочного масла.

Пластичные смазки по назначению делят на четыре группы (ГОСТ 232558-78):

– антифрикционные — предназначены для снижения износа и трения скольжения спряженных деталей;

– консервационные — предназначены для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировке и эксплуатации;

– канатные — используют для предотвращения износа и коррозии стаьных канатов, тросов, органических сердечников стальных канатов;

– уплотнительные — предназначены для герметизации зазоров, облегчения сборки и расборки арматуры, ля саьлниковых устройств, резьбовых, разъемных и любых подвижных соединений, в т.ч. вакуумных систем.

Условное обозначение каждой смазки состоит из ее наименования (солидл, литол, графитная и т.д.) и индексов, в краткой форме сообщающих о назначении смазки, ее характеристике и составе. Индексное обозначение состоит из пяти буквенных и цифровых индексов, расположенных в следующем порядке:

– указатель группы или подгруппы в соответствии с назначением смазки;

– загуститель;

– температурный интервал применения;

– дисперсная среда;

– консистенция смазки.

Некоторые индексы могут быть пропущены. В марку смазки могут быть введены индексы г, д, с и др., обозначающие твердые добавки соответственно графита, дисульфида молибдена, свинца и т.д.

Примеры обозначения смазок и их расшифровка:

Смазка МЛи4/13-3,

где М — многоцелевая смазка;

Ли - загуститель — литиевое мыло;

4/13 — температурный диапазон применения от -40 до +130 °С;

3 — класс консистенции.

Смазка СКа2/7-2,

где С — антифрикционная смазка общего назначения (солидол);

Ка — загуститель — кальциевое мыло;

2/7 — рекомендуемый температурный диапазон применения от -20 до +70 °С;

2 — класс консистенции смазки.

У нас вырабатывают следующие типы смазок (по загустителю):

мыльные (литиевые, комплексные литиевые, натриевые и натриево-кальциевые, безводные кальциевые, комплексные кальциевые, алюми­ниевые и др.);

немыльные (неорганические и органические),

углеводородные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: